Значение ролевой игры для детей младшего возраста
учебно-методический материал по психологии (младшая группа)

Игра - это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_mladshaya_gruppa.pptx249.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра - это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада . Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.

Слайд 2

Возрастные особенности детей первой младшей группы Ребёнок первой младшей группы находится на этапе трансформации сюжетной игры из отобразительной в ролевую , которая характеризуется присвоением определённых ролей и отыгрыванием их во взаимодействии с другими участниками игры . Появление сюжетно-ролевой игры связано с переносом внимания ребенка с игрового предмета на того, кто производит игровое действие

Слайд 3

В ходе развития игры происходит перенос акцента от вещи, с которой ребёнок играет, на игрока . Важной задачей на этом этапе является развитие навыков ребёнка, которые способствуют трансформации отобразительной игры в ролевую. Для этого используют приёмы: обучение действиям с игрушками и предметами; объяснение и показ игровых действий; демонстрация игровой роли; напоминание; поправление.

Слайд 4

При подготовке к определённой ролевой игре или развитии её сюжета используют приёмы : демонстрация наглядного материала; тематическая беседа; дидактическое упражнение; дидактическая игра; чтение художественной литературы по теме; продуктивная деятельность.

Слайд 5

Младший дошкольный воз раст отвечает за формирование у ребёнка навыков, позволяющих перейти к ролевым играм, которые становятся важным инструментом социализации. В сюжетно-отобразительной игре ребёнок самостоятельно использует повседневные впечатления и опыт, полученный в ходе взаимодействия с окружающим миром, для имитации действий других людей

Слайд 6

Ролевая игра представляет собой активную форму моделирования и проживания определённых социальных ролей в рамках заданных ситуаций. Дети воссоздают жизненные ситуации в игровой форме и таким образом приобщаются к непонятному и притягательному для них миру взрослых

Слайд 7

Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих элементов : игрового замысла; сюжета; игровых действий; ролей; правил. Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом и определяют содержание игры.

Слайд 8

Под замыслом подразумевается общее направление игровой деятельности, идея игры. Это базовый элемент структуры - стержень, от которого зависит все остальное: сюжет с последовательностью игровых действий (определяющий правила) и ролевое поведение (отражающееся в речевых конструкциях). Различные игровые замыслы обуславливают условное деление сюжетно-ролевой игры на три основные категории : бытовую; трудовую; общественную.

Слайд 9

Следует помнить, что игра может одновременно принадлежать к нескольким категориям и затрагивать разные темы. Роль всегда условна и до некоторой степени схематична, так как ребёнок использует только самые яркие черты характера персонажа

Слайд 10

К основным этапам организации игрового процесса относят: 1. Разработка плана игры (этап выбора игры - обозначение сюжета, ролей, характера взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные направления развития сюжета, обозначить правила игры. 2. Подготовка оборудования и инструментария (этап оснащения, когда создаётся все игровая атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях. 3. Оборудование предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями и выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации . 4. Начало игры. На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию. Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно должны учитываться желания каждого ребёнка. 5. Сохранение игровой ситуации, подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком, ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания, совета, положительной оценки и прямого взаимодействия. 6. Этап завершения игры, который включает положительную оценку игровых действий детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на другие, более спокойные виды деятельности).

Слайд 11

Картотека игр При составлении картотеки воспитатель обычно опирается на перечень основных игровых сюжетов, который остаётся неизменным для всех возрастных групп. В этот список входят следующие базовые игры: Семья. Больница. Магазин. Детский сад. Парикмахерская. Повар. Шофёры. Строители.

Слайд 12

Э то скорее «шпаргалка» для воспитателя, её предназначение - помочь в организации игрового процесса. Она может выглядеть как иллюстрация к игре, на обратной стороне которой находится подробное описание. Обычно оно включает такие пункты: Название Цели и задачи Игровой материал Подготовительная работа Игровые роли, предполагаемые сюжетом Возможные варианты развития сюжета (усложнение, добавление сюжетных линий, подсюжеты ) Описание последовательности действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста

Речевой этикет выступает - как   форма  вежливости и  выражает уважение, доброжелательное отношение к окружающим....

Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"

Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....

«Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста»

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения ...

Значение ролевой игры в раннем дошкольном возрасте

В статье рассмотрено значение ролевой игры для детей раннего возраста....

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Печем пирожки»

Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игров...