От диагностики к развитию-одно из направлений инновационной работы в ДОУ
статья по психологии

Разумцева Вера Александровна

Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_po_rabote_s_ovz.docx825.5 КБ

Предварительный просмотр:

От диагностики к развитию - одно из направлений инновационной работы в ДОУ.

Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

При диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы.

Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

Нередки случаи, когда дети вызывают тревогу у воспитателей и родителей уже в детском саду. Чтобы не создавать преждевременных волнений родителям и детям, не надо сразу же направлять ребенка на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Необходимо силами специалистов учреждения, которое посещает ребенок, разобраться в возникших у него проблемах.

Именно с этой целью и создаются на базе детских садов и школ психолого-педагогические консилиумы, в состав которых входят наиболее опытные педагоги-воспитатели, логопед, практический психолог, дефектолог (может привлекаться на договорных условиях). Задача консилиума — выявление характера трудностей, возникающих у ребенка и в работе с ним у педагогов и родителей, а также установление причин этих трудностей.

Специалисты должны дать конкретные рекомендации, определить условия воспитания и обучения, которые в наибольшей мере будут полезны ребенку.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование социальных навыков и социализации;
  • обеспечение эмоциональной разрядки.

Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.

      По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:

  • по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные);
  • по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
  • по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
  • по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (группы здоровья).

Рекомендации воспитателям ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ:

- Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.

- Наряду с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ необходимо проводить и групповые занятия, что повысит активность ребенка и умение работать в группе.

- Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий.

- Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.

- Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.

      Таким образом, инновационные педагогические технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.

Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему.

Главные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ:

- Темп обучения должен быть замедлен.

- Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.

- Опираться на возможности и способности ребенка.

- Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.

Валеологического просвещения родителей.

     

 В работе с родителями применяю разные формы работы:

  • педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);
  • групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах (во время ремонта группы, проведение субботников на участке для прогулок);
  • консультации;
  • папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями.

 Совместные мероприятия объединяют семью, выстраивают доверительные отношения между членами семьи.

Заключение:
Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

      Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

      Инновационные технологии в коррекционной практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.    

      Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.

Используемая литература при коррекционной работе:

  1. Мастюкова Е. М. М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-004049-4.
  2. Забрамная С.Д. 3 12 От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия "Школа для всех". — М.: Новая школа, 1998. — 144 с.

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории,

дефектолог-логопед Разумцева В.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солнышко»

Из опыта работы педагогов ГБОУ НШ с. Красноармейское СП детский сад«Солнышко» Автор руководитель СП: Махова С.В. «Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы педагогов детского сада «Солны...

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Инновационный аспект педагогической деятельности как условие профессионального мастерства педагога"

Инновационная деятельность педагога в современном дошкольном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном...

Диагностика педагогического процесса группы общеразвивающей направленности 2021-2022

Диагностика педагогического процессагруппы общеразвивающей направленностидля детей среднего  возраста...

Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"

laquo;Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контекстевведения ФГОС ДО»Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В ...

Справка по результатам Основной итоговой диагностики воспитанников группы «Малинки» общеразвивающей направленности для детей первой младшей группы 2- 3 лет

Справка по результатамОсновной итоговой диагностикивоспитанников группы «Малинки» общеразвивающей направленности для детей первой младшей группы 2- 3 лет...