Семинар - практикум "Диагностико - аналитическое направление в работе с родителями"
материал
Обобщение опыта работы по педагогическому мониторингу семьи в ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Диагностико-аналитическое направление в работе с родителями»
Провела: Фомина В. Н. 16.04.2024 г.
Теоретическая часть.
Семья и детский сад – источники, которые формируют будущее поколение. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Модернизация российского дошкольного образования связана с повышением его качества. Большинство отечественных исследователей (М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и др.) утверждают, что для повышения качества образования необходимо внедрение в образовательную отрасль такой инновации, как мониторинг в образовании. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования предметом внимания руководителей и педагогов в дошкольной образовательной организации (ДОО) является «педагогический мониторинг» семьи. Педагогический мониторинг семьи является неотъемлемой частью мониторинга качества образования в образовательной организации. Педагог участвует в обследовании семьи, осуществляет первичные контакты и организует дальнейшее взаимодействие с ее членами. В его компетенцию входит составление и фиксация представлений об адаптационных и реабилитационных возможностях семьи. В его обязанности входят также первичная и регулярно проводимая динамичная оценка социальной ситуации и условий жизни семьи, выявления особенностей ее статуса и материального состояния, положения в ней детей. Вся эта деятельность, по сути своей, описывается понятием «педагогический мониторинг семьи».
Педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе тактических решений.
Цель педагогического мониторинга семьи – обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
Какова периодичность проведения диагностических измерений для данного мониторинга? Локальными актами учреждения должно быть отведено специальное время для проведения мониторинга семьи. Периодичность определяется особенностями планирования образовательного процесса в ДОО.
В начале учебного года проводится первичная диагностика, которая может быть направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания группы воспитанников, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявление трудностей семейного воспитания.
В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика позволит выявить интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей дошкольников.
В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.
Кто проводит мониторинг? Воспитатели групп раннего и дошкольного возраста, специалисты и педагоги дополнительного образования.
Что оценивается? Оценке подлежит динамика освоения детьми образовательной программы ДОО по всем образовательным областям. Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Полученные результаты позволят оценить качество образовательной программы, эффективность используемых педагогами методов, форм и средств обучения и воспитания дошкольников, выделить достижения и проблемы у каждого ребенка и группы детей в целом. Все эти выводы учитываются при планировании дальнейшей образовательной работы с воспитанниками.
Педагогом также оцениваются условия жизни семьи, выявляются особенности положения детей в семье и наиболее эффективные формы взаимодействия. Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена:
1) на определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОО;
2) изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей;
3) изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.
Какие выбрать методы проведения мониторинга семьи?
Более всего здесь будут информативны специальные диагностические ситуации, которые позволят педагогам более оперативно продиагностировать всех детей группы. Диагностические методики должны быть мало затратными по времени, не требующими сложной и объемной фиксации данных, информативными, ориентированными на продуктивные виды детской деятельности. С целью позитивной социализации ребенка при организации мониторинга семьи важно изучить:
– самочувствие ребенка в семье;
– динамику социального развития ребенка;
– уровень нервно-психического развития и психологического здоровья ребенка;
– социальные особенности семей;
– особенности взаимоотношений членов семьи;
– мотивационно-потребностную сферу родителей;
– уровень знаний родителей о воспитании и социальном развитии детей.
Для изучения социальных особенностей семей используются опросы-срезы, анкетирование родителей воспитанников, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики, используемые психологами. Полученные сведения подвергаются статистической обработке и систематизации. Данные методы позволяют выявить уровень удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольной образовательной организацией.
Практикум.
Анкетирование — важный аспект для получения необходимой информации о ребенке, его потребностях и особенностях. Оно помогает педагогам и администрации детского сада лучше понять каждого ребенка и обеспечить ему наилучшие условия для развития и обучения.
Обзор анкет для родителей в ДОО
Воспитатели могут собирать информацию на разные темы. Основные из них:
- Для сбора общей информации. Первый среди множества опросников, его заполняют родители при поступлении ребёнка в детский сад. В нём прописываются основные данные о ребёнке и его семье: ФИО, дата рождения, адрес проживания, контактные данные родителей и другие важные сведения.
- О наблюдении за самочувствием ребёнка. В анкету может вноситься информация о прививках, хронических заболеваниях, аллергиях. Педагоги и медработники будут знать об особенностях здоровья ребёнка, а повара могут готовить по специальному меню, чтобы не было приступов аллергии.
- Особенности семейного воспитания. Родители могут прописать религиозные предпочтения, культурные традиции и другие аспекты, которые могут влиять на нахождение ребёнка в группе — воспитатель их учтёт.
- Оценочная анкета. Может заполняться раз в год в каждой группе — так родители пишут, что им нравится в детском саду, а что можно улучшить; мнение о мероприятиях, мастер-классах, утренниках. Это одна из форм обратной связи, которая помогает и педагогам, и детскому саду становиться лучше.
- Запись на мастер-классы или мероприятия. Они нужны, чтобы воспитатель или любой другой педагог могли рассчитать количество материалов на участников, подготовить заранее посадочные места.
- Индивидуальные. Опрашивают или одного родителя, или небольшую конкретно взятую группу. Тема может быть любой на усмотрение педагогов.
Структура анкет. В опросниках чёткий порядок вопросов, содержание и форма. Родителям надо понимать, как ответить на вопросы. Например, «да/нет/не знаю/свой вариант» или использовать балльную систему. Во время заполнения формы родители начинают задумываться о проблемах воспитания, о том, насколько хорошо они знают ребёнка, а педагоги находят потребность родителей в педагогических знаниях. Такая форма общения помогает воспитателю спланировать педагогическую работу с родителями, узнать о них немного больше и наладить контакт.
Какие цели у анкетирования? Их определяет сам педагог. Например, можно выяснить педагогическую осведомлённость родителей в вопросах воспитания детей; мнение о детском садике, образовательном процессе, мероприятии или группе; определить, нужна ли родителям помощь в педагогических вопросах.
Где проводить анкетирование для родителей? Анкету можно отдать на дом, но эффективнее — попросить родителей заполнить её, пока ребёнок, например, одевается в конце дня или во время собрания. Так про неё точно не забудут.
Как проводить анкетирование? Анкетирование может проводиться путем личного заполнения анкет родителями, электронного опроса (документ отправляется на e-mail) или на собрании с педагогами.
После сбора информации нужно провести анализ полученных результатов — понять, что важно для родителей, о чём они волнуются, что знают или не знают.
Примерные темы анкет для родителей в детском саду
Стандартными бывают только анкеты при приеме ребенка в садик.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя, отчество ребенка (полностью) ______
2. Дата рождения ___
3. Адрес фактического проживания ___
4. Адрес прописки ___
5. Какой детский сад посещал ребенок?___
6. Ф. И. О. отца (полностью) ______
7. Место работы ___
8. Должность ___
9. Рабочий и мобильный телефон ___
10. Ф. И. О. матери (полностью) ___
___
11. Место работы ___
12. Должность ___
13. Рабочий и мобильный телефон ___
14. Какие кружки, секции посещает ребенок ___
15. Кто еще будет забирать ребенка из сада (бабушка, дедушка и т. д., укажите Ф. И. О., телефон)______
16. Чем можете помочь группе, саду ___
АНКЕТА
«Удовлетворенность работой дошкольных групп________»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, с целью изучения Вашего мнения по работе образовательной организации. Для нас очень важно Ваше мнение.
- Ф.И.О. ребенка___________________________________
- Ф.И.О.родителя______________________________
- Группа______________________________________
- С удовольствием ли Ваш ребенок посещает дошкольную группу?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Вы спокойно работаете, когда Ваш ребенок находится в дошкольной группе?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Удовлетворяет ли Вас уровень организации воспитательно-образовательной работы с детьми?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Удовлетворены ли Вы качеством:
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1 | Организации питания в вашей группе |
|
|
|
2 | Проведения организованной образовательной деятельности с детьми в вашей группе. |
|
|
|
3 | Проведения прогулок в вашей группе. |
|
|
|
- Имеете ли Вы возможность задать вопрос и получить конкретные рекомендации от работников образовательной организации, по вопросам развития и воспитания Вашего ребенка?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Своевременна и достаточна ли для Вас информация, размещенная на сайте?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Удовлетворены ли Вы качеством организации дополнительных образовательных услуг
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
|
|
|
- Какие дополнительные образовательные услуги Вы хотели бы получать в этом /следующем учебном году ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши отзывы и предложения администрации:_______________________
Текущее анкетирование родителей в детском саду может быть на любую тему, которая касается ребенка.
Анкета для родителей
«Воспитательное воздействие в семье»
Цель: выявить типичные способы воспитательного воздействия на ребенка в семье.
Методика проведения: педагог предлагает оценить родителям ме-тоды воспитательного воздействия на ребенка в семье и заполнить таблицу.
Способы воздействия | всегда | достаточно часто | иногда | в исключитель-ных случаях | никогда |
Приказ, команда | |||||
Угрозы | |||||
Уговоры | |||||
Советы, готовые решения | |||||
Предупреждение | |||||
Нотации, поручения | |||||
Обращение в шутку | |||||
Похвала | |||||
Анализ поведения | |||||
Критика | |||||
Утешение | |||||
Обида на ребенка | |||||
Обзывание, насмешка | |||||
Подарки | |||||
Наказания | |||||
Физические |
Интерпретация
Шкала оценивания:
5 баллов – всегда;
4 балла – достаточно часто;
3 балла – иногда;
2 балла – в исключительных случаях;
1 балл – никогда.
Подсчитывается общее количество баллов в каждой колонке, делается вывод о наиболее предпочитаемых методах воздействия на дошкольника в семье.
В анкету для родителей актуально включить вопросы, касающиеся участия родителей в жизни дошкольной образовательной организации.
Наряду с основными методиками изучения особенностей семейного воспитания целесообразно использовать и некоторые дополнительные, которые активно входят в педагогическую практику. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья»; игровая методика «Семья» (автор Т. И. Пухова, модификация В. И. Худяковой); диагностическая методика «Способности моего ребенка», позволяющая родителям выявить литературные, музыкальные, артистические, художественные, технические, интеллектуальные, двигательные, способности (автор Е. А. Рыбакова)
Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»
Цель: изучить переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21×29 см), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Методика проведения: педагог предлагает детям нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.
Вопросы к ребенку:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Кто это придумал?
5. Им весело или скучно? Почему?
6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
7. Кто из них самый несчастный? Почему?
Интерпретация: при опросе педагог пытается выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе – если ребенок не хочет отвечать, он может не отвечать.
Анализ структуры рисунка
Обычно ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи – это эмоциональный конфликт. Варианты:
1) вообще не изображены люди;
2) изображены только не связанные с семьей люди (травматические переживания, связанные с семьей; чувство отверженности; чувство небезопасности, тревожность);
3) уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребенок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребенок «монополизирует» любовь и внимание родителей);
4) вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц (ребенок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сестрами, чье влияние в семье стремится уменьшить);
5) вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) – возможно ребенок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;
6) ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребенок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребенок чувствует отвержение);
7) увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребенок того же возраста – выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей – поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);
8) расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплоченность семьи (благополучие, восприятия целостности семьи, включенность в семью); разобщенность членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребенок рисует себя отдаленно (чувство отчужденности); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребенка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);
9) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.
Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи
Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи – ребенок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребенка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети:
а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Большие, занимающие весь лист фигуры, рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.
Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.
ВЫВОД.
Удовлетворенность родителей деятельностью образовательной организации и достижениями ребенка выступает, таким образом, ведущим критерием качества дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе с родителями
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действ...
Аналитическая записка по работе с родителями
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей....
Аналитическая справка о работе с родителями в подготовительной к школе группе
Детский сад - первое воспитательное учреждение , с которым вступают в котакт родители , и где формируется их педагогическая культура....
Аналитическая справка"Оценка работы воспитателя родителями воспитанников"
результаты анкетирования родителей...
Семинар-практикум «Организация консультативно-методической работы с родителями направленной на активизацию интереса детей к миру профессий технической направленности»
Мы восхищаемся достижениями науки, но легко забываем о тех, ктонапрямую меняет наши жизни — изобретателях и инженерах. Искусствоинженера состоит в том, чтобы быть незаметным: обычно ...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Презентация "Семинар - практикум для педагогов ДО "Диагностико - аналитическое направление в работе с родителями"
Обобщение опыта работы по педагогическому мониторингу семьи...