Статья «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»
статья по психологии
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых- редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_detskogo_risunka_-_vse_chto_ne_skazano_vsluh.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»
Не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.
Содержание
1.Зачем анализировать детские рисунки
2.Как определить уровень развития ребенка через рисунок 3.Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
• Цвет
• Композиция
• Манера изображения и характерные черты
4.Тревожные сигналы в рисунке ребенка
5.В заключение
Зачем анализировать детские рисунки
Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.
Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.
Рисуночная диагностика показывает:
1.соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
2.симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
3.приоритеты и фундамент формирующегося характера;
4.страхи и скрываемые переживания;
5.тайные желания.
Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.
Как определить уровень развития ребенка через рисунок
Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.
Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.
Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.
Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.
Цвет
Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.
Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый– признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
Фиолетовый – цвет фантазеров.
Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.
В то же время, психология детского рисунка не так проста.
Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.
Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.
Композиция
Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.
В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.
Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности.
Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.
Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.
Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.
Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.
Манера изображения и характерные черты
С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.
Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.
Тревожные сигналы в рисунке ребенка
Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.
Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями- признак подавляемой агрессии.
Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.
В заключение
Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.
1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе. Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....
Психология детского рисунка, все, что не сказано вслух.
Далеко не каждый взрослый способен словами передать свои переживания. Ребенок тем более ограничен, недостаточностью словарного запаса и психологческими барьерами. Внутреннему миру ребенка необходимо н...
Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»
Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»...
О чем говорят цвета и другие детали в детском рисунке - психология детского рисунка.
О тревоге, обиде, радости и горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»...
"Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка."
Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок- и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все луч...
Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух
Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания.Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическимибарьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не вта...