Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух
статья по художественной литературе (средняя группа)
Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания.
Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими
барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в
таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно
прочитать по рисункам ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психология детского рисунка | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Психология детского рисунка - все, что не
сказано вслух»
Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания.
Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими
барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в
таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно
прочитать по рисункам ребенка.
Содержание
1.Зачем анализировать детские рисунки
2.Как определить уровень развития ребенка через рисунок
3.Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
Цвет
Композиция
Манера изображения и характерные черты
4.Тревожные сигналы в рисунке ребенка
5.В заключение
Зачем анализировать детские рисунки
Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от
взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по
себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать.
Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда
ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых,
в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и
анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на
вопросы не думая или под чужим влиянием.
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов
семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся
психики.
Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и
принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не
обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от
очередного стресса.
Рисуночная диагностика показывает:
1.соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
2.симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
4. страхи и скрываемые переживания;
5. тайные желания.
Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться
понимать своего ребенка без слов.
Как определить уровень развития ребенка через рисунок
Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют
характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых
шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его
возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов
деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас
ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.
Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования.
Психология детских рисунков не искажена только в случае полного
отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание
нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные
иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые
инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или
иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку
«придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать
отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут
корректными.
Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и
линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки
для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры
а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение
семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и
руки у героев уже явно отражены.
Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать,
что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного.
Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль
о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков.
К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают
характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают
деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом
изучения и анализа.
Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и
навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить
собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных
пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка
спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для
получения корректных результатов необходимо оценить картину в
целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их
взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная
пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8
летнему возрасту.
Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально
провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные
принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.
Цвет
Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко
смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах.
Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности
малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о
разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы
проблемы.
Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся
таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и
мучающих страхах.
О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и
оранжевым.
Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать
вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных
деталей
Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый
– признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками
дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он
уже посещает.
Фиолетовый – цвет фантазеров.
Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.
В заключение
Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков,
обеспечивается выполнением нескольких условий.
1.Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого
размера;
2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить
нажим;
3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен
самому себе. Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам
семьи больше узнать о его душевном состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....
Психология детского рисунка, все, что не сказано вслух.
Далеко не каждый взрослый способен словами передать свои переживания. Ребенок тем более ограничен, недостаточностью словарного запаса и психологческими барьерами. Внутреннему миру ребенка необходимо н...
Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»
Статья на тему: «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»...
О чем говорят цвета и другие детали в детском рисунке - психология детского рисунка.
О тревоге, обиде, радости и горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»...
Статья «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых- редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики....
"Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка."
Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок- и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все луч...