"Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка."
статья по психологии
Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок- и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимание на то, что именно и как изображено на листе бумаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_detskogo_risunka.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ?
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА.»
Психология детских рисунков очень важна для родителей, так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках. Обычно темы детских рисунков достаточно простые- они могут изображать дома, зверей, окружающих их людей или персонажей мультфильмов. Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно- в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?
∙ Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
∙ Рисунок дома говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
∙ О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ. Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
∙ Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья. Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься- возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
∙ Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию. Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам- один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево. По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит- округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые. ∙ Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком- они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
∙ Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место- особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое. Анализ рисунков ребенка позволят выявить:
1. возможные переживания и страхи, которые малыш скрывает;
2. что ребенку нравится, а что нет;
3. мечты и скрытые желания;
4. основы характера и его приоритеты;
5. соответствие текущего уровня развития малыша и его возраста. Регулярно проводя анализ детского рисунка можно научиться лучше понимать своего малыша.
В основном дети рисуют то, что их окружает: семью, домашних животных, природу, дом и так далее.
На ребенка влияет все, что его окружает. Все эмоции, переживания, страхи и сомнения обязательно находят свое отражение в его творчестве. Мальчики часто рисуют технику, богатырей, оружия, машины. При этом сюжет у них в основном динамичен, то есть показан в движении. Девочки отдают предпочтение замкам, принцессам, животным, а сюжет у них, напротив, статичный.
Очень сильное воздействие на детей оказывают и то, какие книжки, мультфильмы и игры их окружают.
Важно принимать во внимание возраст ребенка. Лучше всего оценивать психоэмоциональное состояния ребенка по рисунку 4-6 летнего ребенка. Он творит уже более осознанно.
Если рассматривать в общем, то можно выявить следующие закономерности:
1. Оптимистичные дети рисуют легко и непринужденно. Само изображение у них имеет среднюю величину и расположено в середине листа. Персонажи приятные, на лице у них можно увидеть спокойствие и улыбку.
2. Замкнутые дети часто совсем не рисуют руки- это как раз и говорит об их необщительности, застенчивости.
3. Тревожные дети, неуверенные в себе, чаще всего мельчат в рисунках. Их творчество занимает только небольшую часть листа. У персонажей короткие руки и ноги, что выражает их ощущение незащищенности.
4. Агрессивные дети рисуют руки непропорционально большими с крупными пальцами. В этом выражается их желание побеждать.
Проводя анализ творчества малыша необходимо обратить особое внимание непосредственно на изображенный сюжет:
1. Отсутствие людей, а также животных, говорит о проблемах в общении, замкнутости.
2. Частое изображение опасных животных, хищников, с большими зубами, когтями или рогами- все это отражает имеющееся внутреннее напряжение у малыша.
3. Оружие, танки, сражения, динозавры в рисунках мальчика являются нормой. Таким образом, он начинает осознавать свой гендерный статус в обществе. А вот такие сюжеты у девочки говорят о скрытой агрессии у нее.
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр- обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор. Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
∙ темно-синий- концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
∙ зеленый- уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
∙ красный- сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
∙ желтый- положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
∙ фиолетовый- фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
∙ коричневый- чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
∙ черный- подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
∙ если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок- «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
По деталям проще понять, что на душе ребенка. Так, например:
1. Страшные звери, когти и зубы могут говорить о скрытой агрессии, страхе и дискомфорте. Но иногда это бывает просто следствием просмотра мультфильма или похода в зоопарк.
2. В центре рисунка всегда располагается самое значимое для ребенка: это может быть кто-то из близких и знакомых, животное или предмет. На это тоже стоит обратить внимание.
3. Когда центр листа ничем не заполнен, там осталось пустое место, то это сигнал о низкой самооценке малыша и его неуверенности в себе.
4. Ребенок поместил кого-то из своих знакомых в угол листа- это может говорить о том, что у него проблемы в общении с этим человеком.
5. В углу листа малыш изобразил себя- может говорить о его одиночестве. Присмотритесь, хватает ли ему внимания? Нет ли у него страха перед общением с людьми?
6. Тонкие ноги и руки у изображенных людей могут говорить о том, что ребенок боится браться за что-то новое, не уверен в себе и своих силах.
7. Большая голова свидетельствует о том, что малыш может контролировать свои эмоции, не страдает от импульсивности.
8. Когда на рисунке люди обнимаются или держатся за руки, то ребенок испытывает доброту и тепло во взаимоотношениях.
9. Слишком много яркой одежды у персонажей? Значит малышу важно, что окружающие думают о нем. Он хочет привлечь внимание к себе.
10. Предметы и фигуры будто зависли в воздухе и не касаются земли- это говорит о хорошей фантазии и мечтательности автора.
11. На рисунках отсутствуют люди- это может быть сигналом о проблемах в общении.
12. Обратите внимание на горизонт: если люди расположены ниже него, то у малыша пониженная самооценка; если же, наоборот, выше него- самооценка завышена.
13. У персонажей рисунка есть уши- это свидетельствует, что малыш прислушивается к мнению окружающих.
14. На рисунках нет солнца или его застилают облака- это признак того, что ребенку не хватает ласки, заботы, нежности и тепла.
15. Персонажи держат руки за спиной или в карманах? Присмотритесь внимательнее, это может быть признаком недоверия и лжи со стороны дитя.
Что значит, если ребенок рисует:
1. Круги. Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.
2. Кресты. Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
3. Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы. Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
4. Большое количество мелких деталей. Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
5. Солнце, цветы, птицы. Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.
Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах: 1. Хорошо прорисованные большие глаза- возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
2. У людей или животных нет рта и глаз- ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
3. Неземные существа, фантастические миры- малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном. Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты, которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:
- Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен. Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.
- От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т.д.), более четко прорисовываются лица.
- От 6 до 7 лет. Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
- От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.
Психология детских рисунков очень важна для родителей, так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Психология детского рисунка каким цветом рисует ваш ребенок?
Каждый цве раскрывает свое психилогическую напраленность, темперамент ребенка....
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?"
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?"...
БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА : КАКИМ ЦВЕТОМ РИСУЕТ ВАШ РЕБЕНОК"
Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвета говорят о спокойствии и положительном настрое.Не делайте ошибки, пы...
Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....
О чем говорят цвета и другие детали в детском рисунке - психология детского рисунка.
О тревоге, обиде, радости и горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе...
Психология детского рисунка: каким цветом рисует Ваш ребенок?
Детский рисунок помогает лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир, узнать о его переживаниях. Обратите внимание на то, каким цветом больше всего любит рисовать Ваш ребенок и, возможно, Вы ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и воспитателей «КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ? ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА»...