Методическая разработка «Игры с песком как инструмент снятия психологических зажимов»
консультация по психологии
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
снижение психофизического напряжения. | 49 КБ |
Рекомендация для родителей | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Игры с песком как инструмент снятия психологических зажимов»
Санкт-Петербург
ГБДОУ «Детский сад 104» Невского района
Педагог-психолог Лебедева Анна Андреевна
Игры и упражнения с песком.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается,с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку .В одну с помощью воронки ,а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
5. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
6. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
8. Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
10. Упражнение «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
11. Игра-упражнение «Кто я?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например, грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
13. Игра-упражнение «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке
пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
16. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
17. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
18. Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
19. Игра-упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и
зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.
На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.
22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
23. Игра — Школа на песке «Подсказка»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
25. Игра — «Шаг в шаг»
Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.
Предварительный просмотр:
ТРЕВОЖНОСЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте самооценка, как правило, завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.
Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз - ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.
К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.
Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя взрослому с тревожным ребенком?
Тревога — это ситуативное проявление волнения и беспокойства. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Тревога возникает, когда человек по каким-либо причинам не может удовлетворить свою потребность или реализовать желание. Каждый раз, когда человек обнаруживает в среде объект, способный удовлетворить его потребность или реализовать желание, в его организме начинается процесс расщепления жиров, который снабжает его энергией, необходимой для удовлетворения потребности. Тревога – это не всегда негативное состояние. Часто именно она становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Различают два вида тревоги: мобилизующая и расслабляющая. Какой вид тревоги будет испытывать человек, во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Также способствовать повышению тревожности у детей могут:
• Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
• Конфликтность самооценки — высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
• Неадекватные требования к ребенку со стороны значимых взрослых — завышенные требования, противоречивые требования, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
• Неблагополучная обстановка в семье — конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.
Ваш ребенок тревожный, если:
• он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
• у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
• у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
• он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
• у него повышенная утомляемость;
• он совершает множество неудачных движений и жестов;
• он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
• он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
• у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
• он безынициативен, пассивен, робок;
• он болезненно воспринимает критику от окружающих;
• он обвиняет себя во многих неудачах;
• он часто критикует других.
Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.
Обучение умению управлять своим поведение.
Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.
III. Снятие мышечного напряжения.
1. Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)
2. Игры на телесный контакт. Массаж.
• Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);
• Ласковые прикосновения;
• «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).
3. Снятие напряжения с помощью дыхания.
• «глубокое дыхание» — глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;
• «воздушный шарик» — надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох — сдули;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Игры с песком"
Цель презентации: проконсультировать родителей о совместной прогулке с детьми. О том, в кожно какие игры с песком можно поиграть,как завлечь ребёнка,чтобы ему было интересно гулять....
Методическая разработка "Игры с песком".
Чем бы заняться с ребёнком летом? Строить песчаные замки!...
Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментах"
Рабочая программа предусматривает формирование у дошкольников младшего возраста общих умений, навыков и универсальных способов действий, обо...
методическая разработка "Игры с водой и песком"
Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей первых трех лет. Это объясняется следующим. Мышление у детей 2-3 лет жизни наглядно-действенное и экспериментирование, как...
Методическая разработка "Игры с песком" для детей старшего дошкольного возраста
Игры с песком пробуждает у детей интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности, к образовательной деятельности. Усовершенствует у детей координацию движений мелкой моторики. Развивает с...
Методическая разработка "Игры с исполнением мешочков с песком"
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей....
Методическая разработка «Игра на русских народных музыкальных инструментах»
Описание методики и приемов игры на русских народныхмузыкальных инструентов для детей младшего возраста...