Родительское собрание
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"
Методическая разработка родительского собрания, направленная на формирование и развитие традиционных семейных ценностей
«Традиционные семейные ценности»
Подготовила и провела
педагог-психолог:
Пинигина Анастасия Владимировна
г. Бердск 2022г.
Аннотация
Семья и семейные ценности являются важной составляющей, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое условие для развития каждого человека. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Обращение к истокам русской народной культуры, к народной игрушке, которую родители изготовят сами, поможет оценить значимость семейных ценностей, традиций и помогут в становлении духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Цель: актуализация проблем духовного - нравственного воспитания детей на основе семейных ценностей.
Задачи:
1. Сформировать у родителей представления о семейных ценностях
2. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к семейным ценностям и традициям.
3. Повысить педагогическую культуру и грамотность родителей.
4. Познакомить родителей с обереговой куклой, изготовить игровую куклу по традиционной технологии.
Ожидаемый результат:
- создание условий для более тесных взаимоотношений родителей и детей;
- закрепление семейных ценностей;
- изготовление куклы «Зайчик на пальчик»;
Материалы и оборудование: мяч, образцы тряпичных кукол, заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, синтепон (для набивки), нитки.
Форма проведения: родительское собрание с элементами игры, практикум.
Участники: родители детей 1 младшей группы, педагог-психолог.
План проведения:
Вступительное слово
1. Игра «Ассоциации»
2. Знакомство с семьями
3. Семейные ценности
4. Семейные традиции
5. Знакомство с обереговой куклой
6. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».
7. Рефлексия
Заключительная часть
Ход мероприятия
Вступительное слово
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о значении семейных ценностей в нравственном воспитании детей. Поговорим о семейных традициях и их значении для нас и наших детей.
У каждого человека есть свои ценности, в разные времена у разных народов они были разными, но есть одна, особенно важная для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности.
- Игра «Ассоциации»
Педагог-психолог: Предлагаю начать с игры «Ассоциации».
Уважаемые родители, назовите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья». (ответы родителей).
Обсуждение.
А что значит счастливая семья, какая она по - вашему?
Почему именно эта игра? Потому что ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». И как правило, эти эмоциональные состояния имеют положительную окраску. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются принятые в семье привычки, слова, эмоции, жесты, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Именно в семье взращиваются понятия «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», «можно» и «нельзя». Семья рождает ощущение любви и заботы, преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и любви к Родине.
- Знакомство с семьями.
Педагог-психолог: Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка.
А сейчас, я предлагаю по очереди, передавая мяч, рассказать немного о вашей семье. У кого в руках мяч – тот и рассказывает.
Родители по очереди кратко рассказывают о своей семье.
- Семейные ценности
Педагог-психолог: Семейные ценности – вещь многогранная. Найдётся тысяча определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят сколько людей – столько и мнений. Несомненно, семейные ценности – это определённые правила и идеалы, по которым живёт семья.
Если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным, но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью. Ведь это не просто слова. Это принципы, на которых строится совместное будущее.
Расскажите, какие ценности у вашей семьи? (ответы родителей и обсуждение)
С точки зрения психологии семейными ценностями являются:
- принадлежность (значимость каждого члена семьи);
- уважение (принятие всех мнений при принятии какого-либо решения);
- гибкость (умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции);
- честность (это залог любых отношений и человеческого доверия);
- прощение (понятие семьи и обиды несовместимы. Понять и принять);
- щедрость (это давать не думая, какую выгоду я получу. Дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, своё время);
- общение (искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения, говорить о своих чувствах и переживаниях);
- ответственность (представить каждому из членов семьи список дел);
- любопытство (важно поощрять и продвигать тягу к изучению нового);
- традиции (объединять разные поколения одной семьи);
- любовь (большой фундамент, на котором строится семья), скрепляют семью, делают её прочной, сильной, значимой и нерушимой.
- Семейные традиции
Педагог-психолог: Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки членов семьи, которые передаются из поколения в поколения.
Первоначально это слово использовалось в буквальном смысле, обозначая материальное действие. Далее этот термин принял нематериальное значение и теперь обозначает передачу определенных умений и навыков нескольких поколений семьи. По словарю В. Даля «традиция» - это преданье, все, что перешло от одного поколенья на другое (взгляды, вкусы, обычаи).
Обсуждение.
Какие традиции живут в вашем доме? (ответы родителей)
- Знакомство с обереговой куклой
Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю обратиться к истокам русской народной традиции, к народной игрушке.
От того, что окружает ребенка в детстве зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь.
Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка. Для каждого возраста была своя кукла. (Приложение 1)
Куклу " Зайчик на пальчик" делали детям тогда, когда ребенок уже сам начинал осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3лет. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к ней можно обратиться как к другу, поговорить с ней. пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу и разговаривают как с живым человеком.
Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, - оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи.
А теперь посмотрите, как мы будем делать зайчика на пальчик.
- Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».
Педагог психолог показывает и объясняет технологию изготовления зайчика (Приложение №2) и параллельно рассказывает об особенностях тряпичных кукол.
Педагог-психолог: Как и все тряпичные куклы-закрутки зайчик был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать. Сейчас у ваших детей идет период адаптации к детскому саду, такой зайчик, сделанный вашими руками будет очень кстати. Малыш может приносить его с собой и это поможет ему пережить разлуку с мамой и папой.
Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.
На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.
Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.
Красный цвет нити является символом жизни.
Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.
Вот и получились у нас замечательные традиционные игровые «Зайчики». Уверена, что дети оценят ваши старания.
- Рефлексия
Педагог-психолог: Предлагаю, передавая друг другу мяч, поделиться чем была полезна именно для вас сегодняшняя встреча? Что для вас было важным из того, что вы сегодня узнали? Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Заключительная часть
Педагог-психолог: Благодарю вас за нашу теплую встречу, совместную работу. Надеюсь, это станет нашей доброй традицией!
Детские годы – самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Я уверена, что у вас все получится. Личность ребёнка максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.
Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание.
Эффективность реализации:
Собрание прошло в дружелюбной обстановке, родители принимали активное участие в обсуждении, делились свои опытом, рассуждениями. С большим интересом каждый изготовил традиционную игрушку, которую с восторгом приняли дети, чьи родители вручили ее сразу после окончания встречи.
Литература:
1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. — 7.
2. Берстенева Е. В., Догачева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. — Печатная слобода, 2013.
3. Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков: Всероссийская научно-практическая конференция (Сыктывкар, 3 октября 2017 года): сборник докладов / сост.: Н.Г. Торлопова; Мин-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. ‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017.
4. «Захватывающие сведения о русской тряпичной кукле», [интернет ресурс]//
https://7kul.ru/promysly/zahvatyvayushhie-svedeniya-o-russkoj-tryapichnoj-kukle
Приложение№1
Технологическая карта.
Текстильная кукла «Зайчик на пальчик»
Сложить ткань вдоль пополам лицевой стороной наружу. | |
С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь. | |
Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику. | |
Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек. | |
Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей. | |
Складываем ткань в три слоя. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки. | |
Сзади к шее зайчика прикладываем лапки. | |
Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...