Психологические особенности развития детей в раннем возрасте .
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Психологические особенности развития детей в раннем детстве.
Амплеева Екатерина Вадимовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 404» г.о. Самара
г. Самара
Раннее детство – довольно значимый временной промежуток, поскольку происходит психическое формирование детей. В данный возрастной период развиваются игровая деятельность, вербальная коммуникация с взрослыми и ровесниками, осознание собственного «Я», об остальных индивидах, об окружающей действительности. До трех лет у детей формируются значимые и ключевые способности человека, а именно – решительность в собственных действиях, любопытство, познание, упорство, фантазия и т.п. Следует выделить, что рассмотренные составляющие формирования ребенка не могут появляться самостоятельность, поскольку для этого необходимо постоянное взаимодействие с родителями.
Предметная деятельность – это одна из ключевых деятельностей при формировании собственного «Я» ребенка, компонентами которой, по мнению многих исследователей, считаются:
- активная речь;
- символический и наглядно-действенный мыслительный процесс;
- системное строение, а также смысловое содержание, где основа – это способность понимать настоящую действительность;
- заранее обдуманные перемещения и действия с объектами;
-замена объектов в процессе игровой деятельности;
-необходимость коммуникационного процесса с ровесниками;
-формирование собственного понимания личности, а также способность, например, в игровой деятельности не зависеть от взрослых.
Данный возраст с точки зрения эмоционального развития ребенка характеризуется властью чувств над всеми гранями его жизни, включая регулирование всех без исключения психологических функций. В то же время эмоциональные переживания являются психологической сферой ребенка, возникающей при совместной деятельности с интересными объектами настоящей действительности. Эмоциональные составляющие– это итог воспитательного процесса.
Перечень эмоций становится намного больше, а игровая деятельность с ровесниками в раннем детстве является наиболее значимой в жизни ребенка.
Экспериментально доказано, что в исследуемый период наблюдаются существеннее отличия в чувственном формировании детей обоих полов. «Архетипические символы–универсальные фигуры, которые возникли довольно давно, едины для всех людей, однако имеются отличия у мальчиков и девочек». Различные архетипы являются основой у детей обоих полов определенных отличий в мыслительных процессах, познании.
У детей мужского пола в качестве символами архетипов являются:
- символы независимости и странствий (как пример, ветерок, окошко, вершина мира, мосты, простор, космические корабли, различные транспортные средства);
- символы недруга (чудовища, механические создания);
- символы мощи и войны (клинок, пика, лук, стрелы, цитадель);
- символы победы (знамя, горн, крики «ура!»).
У детей женского пола символы архетипов следующие:
- символы материнства (куколки, невесты, аксессуары для младенцев);
- символы женственности (воздушные шары, принцессы мультфильмов);
- символы уюта в доме (жилье, стол, шторы, утварь);
- символы благополучия (грибы, овощи, фрукты, ягоды);
- символы красоты женщин (цветочки, губы красного цвета, выразительные глаза, красивая одежда).
В настоящей действительности символы архетипов проявляются в игровой деятельности, что предоставляет возможность улучшать основную деятельность, вербальное общение, процесс отбора информации, память, а также изучить различные аспекты реального мира, обучаться коммуникации с детьми, регулировать собственные эмоции и действия, в дальнейшем формировать фантазию.
Рассматриваемый возрастной период– это время, когда у ребенка формируется собственное «Я». Таким образом, в раннем детстве происходит развитие необходимых личных компонентов. Развиваются все сферы личности ребенка, формируется понимание себя.
В этой связи обыгрывание эмоций детьми в соответствии с их архетипами позволяет им к окончанию данного периода получить умение по контролю за собственными действиями, проводить оценку итогов, понимать собственные чувства и волнение, а также проговаривать их взрослым .
Альтернативы действий ребенка раннего возраста устанавливают статус его становления как личности, а, с другой, демонстрируют степень его чувствительности по отношению к окружающему миру.
Отметим, что набор чувств, испытываемый ребенком начинает формироваться еще в раннем детстве, в котором прослеживаются аффектные реакции. Причиной их появления является отсутствие помощи и поддержки взрослого в те моменты, когда ребенок стремится что-то сделать, но у него это никак не получается.
Поведение детей раннего возраста формируется на базе объектов, на итогах деятельности. При этом, следует отметить, что до того времени, как ребенок раннего возраста приступает к собственным действиям, у него воплощается конкретный облик, отображающий ожидаемый итог настоящей действительности, и его оценивание другими индивидами.
Ребенок в данном возрастном периоде способен заблаговременно понять, как ему необходимо действовать в определенных условиях. Ребенок ощущает уверенность в итогах и что его действия получат позитивное оценивание от других индивидов, что, в свою очередь, сопутствуется красочными чувствами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в формировании детей в возрасте 3 лет значимую роль играют их эмоции в настоящей действительности. Следует выделить, что эмоции детей раннего возраста сопутствуют все этапы детского развития. В дальнейшем это является определяющим в отношениях с окружающими. Поэтому в раннем возрасте важно научить детей не только распознавать эмоциональный настрой окружающих, но и управлять своими эмоциями.
Все перечисленное свидетельствует о том, что ранний возраст определяет то состояние развития ребенка как личности, которое является отражением сопутствующей его развитию эмоциональной сферы, формируемой окружающими его взрослыми людьми. Как следствие, у ребенка могут наблюдаться те или иные недостатки эмоциональной сферы, которые нуждаются в коррекции. Кроме того, нельзя говорить о том, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является завершенным. Напротив, оно нуждается в дальнейшем развитии с целью формирования навыков осознанного познания мира, которые пригодятся ребенку в школьном периоде и позднее.
В свою очередь, у взрослых, отвечающих за воспитание детей актуализируется выбор поиска методов и приемов развития эмоциональной сферы.
Таким образом, можно констатировать, что эмоциональная сфера детей раннего возраста базируется на эмоциональном опыте, получаемом ребенком практически непрерывно с момента его рождения при помощи эмоционального научения окружающими его взрослыми людьми. Степень, частота и направленность эмоциональных контактов взрослого с ребенком и взрослого с окружающей действительностью формируют степень сформированности ребенка как личности в младшем дошкольном периоде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности речи имышления в раннем возрасте
Данный материал поможет педагогам и родителям понять детей раннего возраста....
Психологические особенности развития детей в возрасте 4-5 лет
Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цел...
Возрастные особенности развития детей в раннем возрасте
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы про...
Особенности развития детей в раннем возрасте.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», - говорил выдающийся педа...
Психологические особенности развития детей раннего возраста
Материалы для родителей...
Особенности развития детей в раннем возрасте
Материал раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста...
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"
Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...