Особенности развития детей в раннем возрасте
консультация
Материал раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_v_rannem_vozraste.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в первой младшей группе
«Особенности развития детей в раннем возрасте»
Ранний возраст охватывает период от одного года до трех лет. Развитие ребенка в данный возрастной период характеризуется рядом особенностей.
- Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем оно интенсивнее. Наиболее существенные изменения видны в сфере движений, речи, восприятия, мышления и эмоций. В целом первые три года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.
- Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, в первую очередь высшей нервной деятельности и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
- Характерной чертой раннего возраста является лабильность эмоционального состояния, его изменчивость. Позитивное, бодрое состояние ребенка быстро может смениться плачем и наоборот.
Очень важную роль в психическом развитии играет самообслуживание. Владение навыками приема пищи, одевания и раздевания, умывания позволяет ребенку проявлять самостоятельность, легче адаптироваться в новых условиях, получать богатые сенсомоторные впечатления.
Развитие ребенка происходит строго по законам, установленным природой, независимо от того, знаем мы их или нет, принимаем или отвергаем. Рассмотрим влияние одноразовых подгузников на разные стороны развития.
Интеллект — это не множество знаний, а умение устанавливать причинно-следственные связи. Когда же формируется это умение? В три года, в семь лет, или семнадцать? Фундамент будущей личности закладывается на первом году жизни ребенка, именно в младенческом возрасте формируются основы мировосприятия. Также первые интеллектуальные открытия малыш делает именно в пеленках. Причем — в буквальном смысле. Ребенку нужна большая умственная работа, чтобы установить первые в жизни причинно-следственные связи между позывами к мочеиспусканию и дефекации и, так сказать, их результатом.
Одноразовые подгузники лишают ребенка этого первого "научного" открытия, значит, не происходит самый первый природный толчок к развитию интеллекта. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние различных факторов на его развитие. Именно на первом году жизни формируется любознательный исследователь, и не стоит мешать природе трудиться над умственным развитием ребенка.
Ребенок познает мир телом. Его мышление зиждется на тактильных контактах. Если лишить младенца необходимых ему ощущений — дальше нечего говорить о развитии интеллекта.
Что значит — тактильные контакты? Во-первых, конечно, это ласка матери и близких людей. Чем больше телесных контактов с матерью, тем лучше для развития ребенка. Во-вторых — это множество различных фактур, до которых дотрагивается ребенок: песок, вода, ткань, камни, травинки, дерево и прочее. Я бы не ставила в один ряд с природными материалами различные игрушки для развития моторики: наши рецепторы очень тонко устроены. И полимеры для них — одна и та же фактура, какой бы формы они не были. В-третьих, собственное тело — большой источник ощущений для ребенка. При всем этом главный стимулятор рецепторов — процессы мочеиспускания и дефекации. Прошу прощения у брезгливых, но это так.
И влияние одноразовых подгузников не заканчивается на первом году жизни. Лишенный естественных тактильных ощущений ребенок может потерять интерес к кинестетическим исследованиям. Хочу вас предупредить, что годовалые и двухлетние "чистюли", боящиеся запачкать ручки, — это катастрофа для развития интеллекта. Кинестетический канал восприятия будет ведущим на протяжении всего дошкольного детства. Дети, долго носящие одноразовые подгузники, обычно боятся дотронуться до неизвестных субстанций, и необходимые для развития тактильные раздражители становятся им даже неприятны. То есть — боятся быть исследователями. Поэтому необходимо своевременное приучение ребенка к горшку и отказ от подгузников.
Второй момент в детском развитии на который я хотела бы обратить ваше внимание – это сосание пустышки.
Сосание пустышки для младенца естественный процесс, рефлекторный. Таким образом удовлетворяется сосательный рефлекс, который проявляется у плода еще в материнской утробе.
Угасание этого рефлекса должно происходить в около полутора лет. Крайний срок два года.
Соска тормозит речевое и интеллектуальное развитие малыша. Вы видели личико малютки, сосущего соску? Да, оно забавно и трогательно. Но при этом его выражение - абсолютно безучастное и отрешенное. Монотонное сосание пустышки погружает малютку в, своего рода, транс. Кроха не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, он доминирует!
У детей, погруженных первый год своей жизни в сосочный «анабиоз», впоследствии довольно часто отмечается ЗАДЕРЖКА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Ведь, если на начальной стадии развития ребёнок не добирает информацию (зрительную, звуковую, кинестетическую и проч.), то это, в купе с различными заболеваниями, и препятствует появлению первых слов, затормаживает развитие основных психических процессов. Когда ребенок плачет — он выдает эмоции. Если ты постоянно закрываешь ему рот соской, он эти эмоции оставляет при себе. Это негативно сказывается на психическом развитии малыша.
Чтобы не развивалась привычка к сосанию пустышки нельзя давать ребенку гулять или засыпать на улице вместе с соской. Кроме того, не нужно предлагать ребенку ее перед сном, чтобы у него не вырабатывался рефлекс, который не позволил бы малышу засыпать без пустышки. Сосательные движения позволяют ребенку определенный биоритм, при котором он успокаивается и засыпает. Если ребенок отказывается ложиться спать без пустышки не следует потакать этой привычке. Лучше всего дать ему вечернее молоко сразу перед сном, а затем уложить и сказать, что бутылочки не будет. Чаще всего после нескольких протестов ребенок успокаивается и засыпает. Если все же не получается отучить его от сосания соски перед сном, то можно дать ему собой в кроватку замену, например, теплую грелку в виде игрушки или игрушку. Также хорошим лекарством от такой привычки станет внимание взрослых. С малышом нужно поговорить, почитать ему сказку, поиграть в спокойную игру. Главное ежедневное внимание и общение с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития эмоций в раннем возрасте.
В статье описано развитие эмоций у маленьких детей в доступном для родителей понимании....
Возрастные особенности развития детей в раннем возрасте
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы про...
"Особенности развития речи в раннем возрасте"
Как помочь малышам в освоении разговорной речи, развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность....
Особенности развития детей в раннем возрасте.
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», - говорил выдающийся педа...
Особенности развития речи ребенка раннего возраста
Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. П...
Консультация для родителей "Особенности развития речи в раннем возрасте"
Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно, ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности....
Психологические особенности развития детей в раннем возрасте .
Особенности развития детей....