Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по психологии
Рабочая программа педагога - психолога составлена в соответствии с основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), локальными актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психологическое развитие, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiya_programma.docx | 79.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Сахалинская область г. Корсаков, ул. Невельская, 14
Тел. (факс) (8 424 35) 4-45-24; 4-45-22
Принято педагогическим советом протокол № 1 от 31.08. 2022г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» ________________Т.Г. Спиридонова Приказ от 31.08.2022 № 61 § 5 |
Рабочая программа педагога-психолога
на 2022-2023 учебный год
Педагог-психолог:
Михайлова Ю.В.
г. Корсаков
2022г.
Содержание.
I. | Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 3 | |
1.3. | Принципы формирования программы | 4 | |
1.4. |
| 4 | |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) | 8 | |
II. | Содержательный раздел | ||
2.1 | Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС | 10 | |
2.2. | Содержание деятельности педагога-психолога | 12 | |
2.3. | Организация работы педагога-психолога ДОУ | 13 | |
2.3.1. | Направление «Психологическое просвещение» | 13 | |
2.3.2. | Направление «Психопрофилактика» | 15 | |
2.3.3. | Направление «Психологическая диагностика» | 16 | |
2.3.4. | Направление «Развивающая и коррекционная работа» | 17 | |
2.3.5. | Направление «Психологическое консультирование» | 18 | |
2.3.6. | Организационно-методическое направление работы | 20 | |
III. | Организационный раздел | ||
3.1. | Оснащение кабинета педагога-психолога. | 21 | |
3.2. | Модель недели, циклограмма деятельности | 21 | |
3.3. | Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности педагога – психолога с различными категориями детей | 22 | |
3.4. | Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности педагога – психолога | 23 | |
IV. | Приложения. | ||
График работы кабинета педагога-психолога (Приложение 1) | |||
Циклограмма деятельности педагога-психолога (Приложение 2) | |||
Текущие виды методической работы (Приложение 3) | |||
План индивидуальной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в ДОУ (Приложение 4) | |||
Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) на 2022-2026 учебный год | |||
Программа по адаптации детей раннего возраста на 2022-2026 учебный год | |||
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.
Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса и всех участников образовательного процесса.
Рабочая программа педагога - психолога составлена в соответствии с основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), локальными актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психологическое развитие, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной программе – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие интегративных качеств личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям родителям и педагогом в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
1.3. Принципы формирования программы
Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:
- обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
- повышения эффективности и качества дошкольного образования;
- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
- создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.
1.4. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду развития.
Возраст от 1,5 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы до ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- Познавательное направление:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
- Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- Речевое направление:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Социально-коммуникативное направление:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Физическое направление
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;
- Художественно-эстетическое направление:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2. Содержание деятельности педагога-психолога
Цели деятельности педагога-психолога:
- создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию, педагогической готовности к школьному обучению;
- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников;
Задачи деятельности педагога-психолога:
- психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
- формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
- психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
- содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:
- развитие индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
- создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.
Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:
- обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
- повышения эффективности и качества дошкольного образования;
- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
- создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.
2.3. Организация работы педагога-психолога ДОУ.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическая диагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая профилактика.
Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
2.3.1. Направление «Психологическое просвещение»
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Примерный перечень тем психологического просвещения
Родители | Педагоги |
Младший возраст | |
«Как подготовить ребенка к ДОУ» | «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» |
«Как помочь ребенку в период адаптации» | «Кризис трех лет» |
«Как играть с ребенком» | «Возрастные особенности детей 2-4 лет» |
«Как справиться с детскими капризами» | «Речь и мышление» |
«Поощрение и наказание» | «Адаптация ребенка в ДОУ» |
«Если ребенок кусается, грызет ногти» | «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет» |
«Как провести с ребенком выходной день» | «Пальчиковые игры – зачем они нужны?» |
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» | |
Средний возраст | |
«Мальчики и девочки - два разных мира» | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» |
«Секреты общения с ребенком в семье» | «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни» |
«Поощрение и наказания ребенка в семье» | «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми» |
«Если в семье один родитель» | «Методы активного слушания» |
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» | «Эффективное педагогическое общение» |
«Влияние родительских установок на развитие» | «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми» |
«Взаимодействие с трудными детьми» | «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей» |
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком» | «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» |
Старший возраст | |
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | «Конфликты между детьми» |
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» | «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста» |
«Тревожный ребенок» | «Решаем проблемы, играя с детьми» |
«Агрессивный ребенок» | «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста» |
«Радетельский авторитет» | «Учимся общаться с детьми» |
Подготовительный возраст | |
«Развития тонкой моторики дошкольников» | «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» |
«Психологические особенности детей 6-7 лет» | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» |
«Психологическая готовность ребенка к школе» | «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении» |
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» | «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста» |
«Кризис семи лет» | «Гиперактивность ребенка - опасность для его будующего» |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Детские конфликты» |
«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников» | «Приобщите ребенка к миру взрослых» |
«Почему он не хочет учиться» | «Общение - это искусство» |
2.3.2. Направление «Психопрофилактика»
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем работа по адаптации (детей, педагогов, родителей к условиям новой социальной среды);
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
Примерный перечень тем психологической профилактики
Родители | Педагоги |
«Понимаете ли вы своего ребенка?». | Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем. |
«Что такое хорошо и что такое плохо», | «Индивидуальные психологические особенности детей». |
Адаптация ребенка к новым условиям. | Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка. |
«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей» | «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка |
Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ. |
2.3.3. Направление «Психологическая диагностика»
Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Определения уровня адаптации к детскому саду | Наблюдение, анкетирование, заполнение листов адаптации | младшие группы | Сентябрь -ноябрь |
2 | Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ. | Изучение медицинских карт | Дети всех возрастных групп | Сентябрь |
3 | Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.) | Наблюдение | Дети всех возрастных групп | Сентябрь – октябрь |
4 | Определение особенностей психического развития детей | Тестирование, анкетирование, наблюдение | По запросам воспитателей и родителей | Сентябрь-май |
5 | Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста | Наблюдение | Средние и старшие группы | Январь - февраль |
6 | Диагностика страхов у детей, уровень тревожности | Анкетирование, тестирование, наблюдение | Группы детского сада | По запросу |
7 | Изучение уровня готовности детей к школьному обучению. Итоговая диагностика. | Тестирование | Подготовительные группы | Октябрь, Апрель |
8 | Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ППк (психолого- -педагогическому консилиуму ДОУ) и ТПМПК/ЦПМПК. Составление психолого-педагогических заключений. | Углубленная диагностика | Все возрастные группы | По запросу |
Смотреть «Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп»
2.3.4. Направление «Развивающая и коррекционная работа»
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей.
Цели развивающий и коррекционной работы
1. Создание оптимальних возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.
2. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.
3. Формирование и развитие эмоционально-личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи розвивающий и коррекционной работы
1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать самого себя и других людей.
4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.
5. Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей.
6. Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных ролей.
7. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Перечень коррекционных мероприятий:
- обследование воспитанников;
- изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
- диагностика детей;
- консультирование родителей, индивидуальные беседы;
- заседание ППк;
- обобщение передового опыта.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1. | Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Дети инвалиды и ОВЗ | В течение года |
2. | Работа по развитию и коррекции психических процессов | Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | По результатам диагностики Подготовительные группы | Октябрь – Апрель |
3. | Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем) | Индивидуальные занятия | По результатам диагностики, по запросам | По результатам |
4. | Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка. | Игровые упражнения | По результатам диагностики, наблюдения и запросам родителей и педагогов. | По результатам |
5. | Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ. Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду | Игровые упражнения | младшие группы (вновь пришедшие дети) | Сентябрь-Октябрь |
Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет)
Программа по адаптации детей раннего возраста
План индивидуальной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в ДОУ
2.3.5. Направление «Психологическое консультирование»
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Возрастно-психологическое консультирование
Задачи:
- ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных, индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
- своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
- составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
- составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
Адаптация и дезадаптация к ДОУ, страхи, агрессивность, психологическое неблагополучие, непослушание, кризис 3-х лет, ребенок кусается, тревожность, недостаточное развитие мелкой моторики, низкий уровень развития познавательных процессов, нарушения в сфере общения, застенчивость, нестабильность эмоционального состояния, гиперактивность, непослушание, психологическая готовность к школе.
Консультативное, просветительское направление работы
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Консультирование воспитателей подготовительных групп по результатам диагностического обследования | Консультация, раздача практического материала | Воспитатели подготовительных групп | Сентябрь-октябрь |
2 | Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки | Раздача практического материала | Все группы | В течение года |
3 | Выступление на родительских собраниях | Доклад | Группы раннего развития, подготовительные группы | По плану воспитателей |
4 | Индивидуальное консультирование педагогов ДОУ | Беседа | Педагоги ДОУ | По запросу |
5 | Индивидуальное консультирование родителей | Беседа | Родители всех возрастных групп | По запросу |
2.3.6. Организационно-методическое направление работы
Цели
1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному развитию в условиях образовательного процесса ДОУ.
2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.
3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания.
Задачи
1. Познакомить воспитателей и специалистов с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей и с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ.
2. Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
4. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.
6. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа, обучению.
7. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
8. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Разработка памяток и стендового материала для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации | Родители младших групп | Сентябрь | |
2 | Подготовка кабинета к новому учебному году. | Сентябрь | ||
3 | Подготовка диагностического инструментария для проведения обследований. | Сентябрь | ||
4 | Участие в методических объединениях и совещаниях | Разное | Психологи | По плану м/о |
5 | Анализ психолого-педагогической литературы в соответствии ФГОС ДО | Сентябрь-октябрь | ||
6 | Подготовка материалов на информационные стенды. | В течение года | ||
7 | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов. | Все группы | В течение года | |
8 | Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ | Сентябрь | ||
9 | Заполнение отчетной документации | Еженедельно | ||
10 | Планирование и анализ деятельности | Сентябрь, май | ||
11 | Формирование коррекционных групп. | Октябрь-ноябрь | ||
12 | Участие в работе ППк | Члены ППк | В течение года | |
13 | Подготовка психологических заключений по результатам диагностики | В течение года | ||
14 | Подготовка к индивидуально-групповой работе | В течение года | ||
15 | Посещение совещаний, семинаров, лекций | В течение года | ||
16 | Посещение семинаров и курсов повышения квалификации | В течение года | ||
17 | Разработка методических рекомендаций по реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ | Педагоги ДОУ | Ноябрь | |
18 | Сообщение о результатах готовности выпускников ДОУ к обучению в школе | Доклад, анализ диагностики | Педагоги ДОУ | Май |
19 | Составление годового отчета | Май |
III. Организационный раздел.
3.1. Оснащение кабинета педагога-психолога.
Кабинет педагога – психолога находится на втором этаже ДОУ. В кабинете 1 рабочие место, предельная наполняемость 6 человек.
Назначение психологического кабинета.
1. Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
2. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей (по предупреждению возможных социально-психологических проблем). Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска.
3. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности.
4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа с детьми, отнесёнными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
5. Психологическое консультирование - оказание корректной помощи обратившимся взрослым и детям. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
График работы кабинета педагога-психолога (Приложение 1)
3.2. Модель недели, циклограмма деятельности
Недельная циклограмма педагога-психолога на 2022-2023 учебный год, нагрузка – 1 ставка (36 часов).
График работы составлен на основании Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 945 от 01.03.2004г.
Общее время работы 36 часов в неделю, из них:
18 часов – индивидуальная, групповая, профилактическая, диагностическая, коррекционная и развивающая работа с детьми, консультационная и профилактическая работа с родителями и педагогами;
18 часов – организационно – методическая работа (подготовка к работе с детьми, обработка, анализ и обобщение результатов, подготовка к консультационной и профилактической работе с родителями и педагогами, заполнение аналитической и отчетной документации, повышение квалификации и самообразование). Методическая работа может выполняться как в учреждении ДОУ, так и за его пределами ДОУ.
Всего в неделю:
Работа с детьми, педагогами и родителями – 18 часов - циклограмма деятельности педагога-психолога МАДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» (Приложение 2).
Методическая работа – 18 часов - текущие виды методической работы (Приложение 3).
3.3. Ориентировочное распределение нормативов времени деятельности
педагога –психолога с различными категориями детей (в минутах)
Виды работ педагога-психолога | дети с условно нормативным развитием | дети с различными вариантами несформированности познавательной деятельности ** | ||||
возраст (в годах) | 3 - 5 | 5 - 6 | 6 - 7 | 3 - 5 | 5 - 6 | 6 - 7 |
Индивидуальное обследование | ||||||
Выяснение истории развития | 15 - 20 | 15 - 20 | 20 - 25 | 30 | 30 | 35 |
Первичное обследование ребенка * | 25 - 45 | 40 - 60 | 45 - 80 | 15х4 | 15х4 | 20х4 |
Повторное обследование ребенка | 25 - 30 | 25 - 40 | 30 - 45 | 15х3 | 15х3 | 20х3 |
Консультирование родителей | 15 - 25 | 15 - 25 | 30 - 35 | 35 - 45 | 35 - 45 | 45 - 60 |
Анализ результатов и написание психологического заключения | 30 – 60 минут | 40 – 80 минут | ||||
Групповое диагностическое обследование | ||||||
Групповое обследование детей | --- | До 30 | До 45 | --- | --- | --- |
Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка | --- | До 30 | До 30 | До 30 | До 30 | До 30 |
Групповой анализ и заключение | 3-5 часов на группу из 12-15 человек | 3-5 часов на группу из 12-15 человек | ||||
Консультационная работа | ||||||
Индивидуальная консультация с родителями | 40 – 60 минут | 40 – 60 минут | ||||
Индивидуальная консультация со специалистами | 15 - 20 | До 30 | До 30 | 20 - 30 | до 45 | до 45 |
Совместная консультация специалистов | 20 – 35 минут | 25 – 40 минут | ||||
Групповая консультация родителей (родительское собрание) | 45 – 90 минут | 45 – 90 минут | ||||
Методические семинары со специалистами | 60 | До 90 минут | 60 | До 90 минут | ||
Развивающая или коррекционная работа | ||||||
Индивидуальная работа с ребенком | 15 - 20 | 20 - 25 | 25 - 30 | 15 - 20 | 20 - 25 | 25 - 30 |
Индивидуальная работа с родителями | 45 – 90 минут | 45 – 90 минут | ||||
Индивидуальная работа со специалистами | 45 – 60 минут | 45 – 60 минут | ||||
Оформление документации | До 10 минут на одно занятие, до 40 минут на один цикл | До 10 минут на одно занятие, до 40 минут на один цикл | ||||
Групповые формы работы с детьми | 20 - 25 | 25 - 30 | 30 - 40 | --- | 25 - 30 | 30 - 40 |
Групповая работа с родителями, специалистами | До 120 минут | До 120 минут | ||||
Подготовка к тренингу со взрослыми | До 90 минут на одно занятие | До 90 минут на одно занятие | ||||
Написание аналитического отчета о проведенных занятиях | До 120 минут на один цикл | До 120 минут на один цикл | ||||
Экспертная деятельность | ||||||
Обсуждение ребенка на Консилиуме | --- | --- | --- | До 30 | До 30 | До 40 |
Участие (проведение) ПМПК | --- | --- | --- | 60 – 90 минут |
* В зависимости от особенностей работоспособности, истощаемости и темпа деятельности углубленная оценка психического развития может проводиться в несколько этапов.
** К этой категории следует относить детей с различными вариантами группы недостаточного развития (тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность познавательной деятельности).
3.4.Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности педагога – психолога
(из расчёта на 1 ставку = 18ч, без методических 18 часов).
Направление деятельности | категория | форма | I нед | II нед | III нед | IV нед | В месяц | за учебный год |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 | 72 |
Тестирование | 2 | 4 | 2 | 4 | 12 | 108 | ||
Углубленное обследование | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | ||
Консультативное | Педагоги | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |
Родители | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | ||
Развивающее и коррекционное | Дети | Инд. занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 108 |
групповые | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | ||
Просветительское (здесь могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | |
Родители | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | ||
Дети | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | ||
18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | 72 часа | 648 часов |
Источник: ММ Семаго, НЯ Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.
В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....
«Основная документация педагога-психолога ДОУ» (Городское методическое объединение педагогов - психологов)
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации....
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....