Пальчиковая гимнастика
методическая разработка по психологии

Живых Анна Викторовна

Пальчиковая гимнастика разнообразна и интересна детям. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, координацию , а это необходимо для школьного обучения. Кроме того, чем лучше работают пальчики, тем лучше ребенок говорит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.pptx218.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика Педагог-психолог ГБОУ Школа № 423 Живых Анна Викторовна

Слайд 2

Зачем? Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают очень важную задачу: улучшают интеллект ребенка . Когда? Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста . Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

Слайд 3

3,5 – 4 мес. 4-4,5 мес. 5 мес. 7-10 мес. 8-9 мес. 1 г. 2 мес. – 1 г. 3 мес. До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Ребенок схватывает прикасающиеся к его ладони предмет, способен повиснуть на нем. В 4 – 4,5 месяца ребенок начинает притягивать к себе случайно задетый предмет, ощупывать его. Действия рук носят еще случайный характер . С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы. Заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Поэтому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку. В 7 – 10 месяцев – малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, закрывает крышку коробочки и т. д. С 8 - 9 месяцев ребенок сильно сжимает игрушку, если ее хотят у него взять, берет мелкие игрушки двумя пальцами, а большие – всей ладонью. У него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. Противопоставление указательного пальца – это скачок в развитии мозга. Поддерживают это умение потешки «Сорока» и упражнения типа «Покажи, где у собачки глазки», «Покажи, сколько тебе годиков». В последующем, наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев. Только к трем годам они становятся близки к движениям рук взрослого человека. 3 г .

Слайд 4

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость? • Запускать пальцами мелкие волчки • Разминать пальцами пластилин и глину • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики • Сжимать и разжимать кулачки (цветочек утром открылся, вечером закрылся) • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и крепкие, которые не разожмешь Махать в воздухе только пальцами Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре, пять Показать только большой палец Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались) Кистями рук делать «фонарики» Провести небольшую беседу, чтобы заинтересовать ребенка темой миниатюры. При этом можно использовать наглядный материал (игрушки, иллюстрации по теме), потому что очень важно, чтобы дети понимали смысл всех слов в потешке. Затем показать миниатюру. Показ должен быть очень точным, четким, динамичным, выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, с логическими паузами между отдельными строчками. Далее идет повторение миниатюры совместно с ребенком (2 – 3 раза). Уточняются отдельные детали. Конечно, при этом необходима похвала, оценка достижений, словесное поощрение успехов. 1 2 3

Слайд 5

« Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональные. Они отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками. В ходе «пальчиковых игр» дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепляются мышцы ребенка, улучшается координация движений, становится более широкой их амплитуда. Постепенно исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и пальцы. Все это способствует интенсивному развитию общей и тонкой моторики и речи детей. Так как ритмика стихов тесным образом связана с ритмичностью движений, с детьми не надо специально разучивать стихотворный материал, он непроизвольно запоминается одновременно с движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...