Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста "Чудеса в стране «Улыбайкино»"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Котик Ирины Николаевны

Цель: Создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Формировать положительные эмоции с помощью улыбки. Побуждать детей к поступкам, которые дарят радость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_emotsionalnogo_intellekta.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Котик Ирина Николаевна

Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

                Чудеса в стране «Улыбайкино»

Цель: Создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Формировать положительные эмоции с помощью улыбки. Побуждать детей к поступкам, которые дарят радость.

Задачи:

  • позитивно расположить детей на коллективную деятельность;
  • Познакомить детей с эмоцией радости;
  • Развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику;
  • Развивать умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления

Форма работы с детьми – групповые занятия.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Количество: до 8 детей.

Время проведения: 25 мин.

Материалы: фотографии радостных детей, салфетки, клубок, ромашка с лепестками по количеству детей, фломастер красного цвета. Альбомный лист бумаги, карандаши — простой и цветные (для каждого ребенка). Разноцветный мяч, колокольчик.

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия «Волшебный колокольчик»

Педагог-психолог держит в руках “волшебный колокольчик”, звонит в него и приглашает детей:

-Раз, два, три, четыре, пять

Приглашаю вас играть

О вас расскажет колокольчик

Только нужно в круг всем встать.

Дети подходят, и встают в круг.

Педагог-психолог передаёт “волшебный колокольчик” рядом стоящему ребёнку и просит назвать своё имя, прозвонить колокольчиком и передать его следующему ребёнку. 

2.Путешествие в необычную страну.

Детям предлагается отправиться в путешествие в необычную страну, название которой дети узнают позже.

 Под музыку («Ветер перемен» минус) и шум ветра (запись) дети выполняют плавные движения в кругу, а потом проговаривают настроение каждого.

-Ребята, сегодня, мы с вами совершим путешествие в необычную страну. Но для того, чтобы наше путешествие было интересным и веселым, давайте друг с другом обменяемся хорошим настроением.

Упражнение «Мое хорошее настроение».

Дети сидят в кругу и по очереди передают друг другу «цветной мячик хорошего настроения». При этом говорят следующие слова: «Мое настроение желтого (синего, зеленого…) цвета. Мое настроение гладкое (погладить мячик рукой). Мое настроение мягкое (слегка помять мячик в руках). Мое настроение легкое (слегка подкинуть мячи вверх). Я дарю его тебе».

Вот теперь с хорошим настроением мы с вами отправляемся в волшебную страну.

-Но путь у нас будет долгим, нам придется с вами ехать, плыть и даже лететь на воздушном шарике.

Игра «Веселая поездка»

Дети сидят за столами, произносят слова и сопровождают движениями.

Мы едим на автобусе раз, два, три.

(Ладони стоят ребром на столе и двигаются на встречу друг к другу)

И едем мы на поезде раз, два, три.

(Ладони стоят ребром на столе и двигаются вверх - вниз)

И едим мы на тракторе раз, два, три.

(Руки сжаты в кулаки и изображают движение гусениц трактора).

И плаваем на лодочке раз, два, три.

(Круговые движения ладонями по столу).

И мы летим на шарике раз, два, три

(Круговые движения руками над головой).

И отдохнем на облачке раз, два, три.

(Руки складываем на столе перед собой и на них кладут голову, отдыхают).

Игра повторяется 4-5 раз, с ускорением темпа, последний раз темп замедляется.

-Вот мы с вами и прибыли в необычную, волшебную страну.

-Ребята, я вам уже говорила, что в этой стране живут необычные жители.

Они все разные, но между ними никогда не бывает ссор и разногласий, здесь никто никому не мешает, и никто никого не обижает.

-Ребята, я сейчас продемонстрирую вам фотографии жителей этой страны, а вы подумайте и скажите мне: 

-Какое чувство, по - вашему, испытывают эти люди?

-Как вы догадались?. 

Педагог-психолог переворачивает на магнитной доске домики с фото детей и людей, а дети называют их настроения.

Дети отвечают, что это радость, потому что люди на фотографиях веселые, они улыбаются, у них блестящие глаза и хорошее настроение.

-Да ребята, всё верно и именно поэтому эта страна получила название «Улыбайкино»

Жители страны «Улыбайкино» приготовили для вас ребята разные весёлые игры.

Ведь недаром эта страна так называется.

Игра «Маски».

Каждому ребенку раздается салфетка.

-А теперь попробуйте сделать маску «Радость».

Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости (после проделанной работы дети прикладывают маски к своему лицу, глядя друг на друга улыбаются и убеждаются, что маска получилась очень смешная).

-Вы знаете ребята, один мальчик из страны «Улыбайкино» рассказал мне свою историю.

-Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

Этюд «Встреча с другом»

У этого мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)

-Посмотрите ребята, неожиданно появилась здесь вот эта коробочка.

Что могло бы там лежать? Давайте отгадаем.

Ребята предлагают разные варианты, если не отгадывают, педагог загадывает загадку.

«Я весёлый колобок, нарекли меня…….клубок (отгадывают дети).

Игра «Изобрази»

– Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда…». Саша расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…» и назовет любое животное, птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)

Вот ребята мы и погостили с вами в этой необычной стране «Улыбайкино». И нам пора возвращаться. А на прощанье, мы оставим жителям этой страны красивую ромашку, которую сделаем сами.

Рисунок «Ромашка радости»

-Мы сегодня говорили о чувстве радости. Что нового вы узнали об этом чувстве? (Ответы детей.)

- Давайте сделаем с вами ромашку с крупными лепестками. Вот сердцевина, в ней я изобразила улыбающуюся рожицу, в которой я написала: «Я радуюсь, когда…» (педагог помещает сердцевину на магнитную доску).

-А вы сейчас сделаете лепестки, в которых мы напишем продолжение нашей фразы (дети вырезают лепестки, педагог подписывает и составляет ромашку на магнитной доске).

3.Заключительная часть занятия

- Наше путешествие на этом закончилось. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными.

-Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле, например:

Пусть избавятся от болезней;

Пусть у всех будет дом;

Пусть все дружно живут;

Пусть все будут счастливы;

И тогда все люди станут радостными!

4. Рефлексия

Анализ совместно с детьми проведенного занятия, а именно педагог-психолог задает детям вопросы о том, какое было восприятии данного занятия. Предполагаемые задаваемые вопросы детям педагогом-психологом:

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня?

О каком чувстве мы сегодня вспомнили?

Как называлась страна, в которой мы побывали? Почему у неё такое название?

5.Ритуал прощания «Хорошие новости»

Дети отвечают на вопрос:

«Что хорошего произошло с ними за прошедшее занятие?». 

Высказываются по кругу, передавая из рук в руки мяч.
Время высказывания педагог ограничивает звуковым сигналом.

Дети встают в круг, берутся за руки и вместе с психологом говорят слова:

«Встретимся мы с вами снова поверь

В страну Настроений открыта нам дверь.»

-До свидания, ребята.

Список использованных источников:

Сергеева Л.И. Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста/ Л.И. Сергеева// [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/27/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-detey

Картотека начала и окончания занятия [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://infourok.ru/kartoteka-ritualov-nachala-i-okonchaniya-zanyatiya-4141845.html

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М. Генезис, 2007.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. –М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Проект «Взаимодействие геймификации и фольклора как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

Технология геймификации:это применение подходов, характерных для компьютерных игр,в неигровом образовательном пространствес  целью  повышения эффективности  обучения, мотивации...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...