Тренинг "Я люблю, и ты люби"
план-конспект занятия по психологии

Профилактика эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_oktyabr_2022.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад № 103

Тренинг " Я люблю, и ты люби"

Дата проведения октябрь 2022г.

Педагог-психолог Володева А.А.

Цель: Профилактика профессионального выгорания, психологическая поддержка педагогов в преодолении ситуаций хронического психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

  • Активизация эмоциональной сферы;
  • Групповая работа по осознанию проблемы профессионального выгорания;
  • Освоение приемов помощи в ситуациях стресса;
  • Актуализация ресурсов для изменения.

Материалы и оборудование:

  • Помещение для групповой работы 15 человек.
  • Стулья в количестве 15 шт.
  • Очки
  • Мяч
  • Музыка для релаксации.
  • Коврик

Содержание занятия

  1. Игра «Посудомоечная машина» (10 мин.)
  2. Упражнение "Вы еще не знаете, что я люблю" (5 мин.)
  3. Упражнение «Говорящие очки» (10 мин.)
  4. Упражнение «Передай маску» (5мин.)
  5. Упражнение «Головной убор» (3 мин.)
  6. Упражнение «Дождик» (3 мин.)
  7. Упражнение «Лимон» (3 мин.)
  8. Упражнение «Воздушный шар» (5 мин.)
  9. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
  10. Релаксационное упражнение на снятие эмоционального напряжения.(15мин.)
  11. Упражнение "Пословицы" (2мин.)

1. Игра «Посудомоечная машина»

Цели: cплочение группы; формирование чувства доверия; снятие психического напряжения.

Инструкция. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему надо представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой. Например: «Я - старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немного запылилась. Меня надо мыть теплой водой, осторожно, чтобы не повредить золотые узоры…» Или: «Я - очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня надо помыть очень хорошо, используя чистящий порошок…» После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется по коридорам, а «щеточки» (руки участников) ее «моют». На выходе из «машины» ее ждет «сушилка» (последняя пара участников), которая должна «чашку» обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «посуды». Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

2. Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю»

Цель: знакомство

Материалы: мячик или другой подручный предмет небольшого размера который можно передать

По кругу передается мячик или иной предмет. Каждый педагог продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант делать в свободное время)….». Называет какой-то факт о себе, который большинству не известен. Игра продолжается пока каждый участник не представится.

3. Упражнение «Говорящие очки»

Цель: Способствовать позитивным отношениям между членами коллектива

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот в свою очередь произносит фразу: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.

4. Упражнение «Передай маску»

Цель: разминка для мышц, снятие напряжение.

Педагоги садятся в большой круг. Ведущий пытается придать своему лицу особое выражение, например комическое или угрожающее, фиксирует его, поворачивается к соседу слева, чтобы он мог хорошо разглядеть выражение лица и повторить в точности это выражение на своем лице. Как только это у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же делают все остальные.


5. Упражнение «Головной убор»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый, неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой погладьте ее руками резким движением бросьте руки вниз.

6. Упражнение «Дождик»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Вы забыли зонтик дома? Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе (подушечками пальцев нежно касайтесь головы лица, шеи, то замедляя, то убыстряя темп)

7.Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

8. Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

9. Упражнение «Калоши счастья» 

Ведущий обращается к группе: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».

Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

У вас в группе ребенок аутист

Опыт

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы порвали штаны

Хороший повод купить новые .

У вас ребенок постоянно плачет (адаптация)

Разработка новых методов воспитания

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вы неудачно покрасили волосы

Время понять, что внешность - это не главное

Вы не можете поладить с коллегой

Выход из зоны комфорта

10. Релаксационное упражнение (сопровождается музыкой для релаксации)

Ведущий обращается к группе: «Сегодня я вам предлагаю немного позаботиться о себе и сделать небольшую расслабляющее упражнение. Оно поможет восстановить силы, привести в порядок свои мысли, расслабиться, успокоиться. Для этого вам надо сесть поудобнее и закрыть глаза. Важно слушать мой голос и направить свое внимание туда, куда я скажу.

(Включить музыкальное сопровождение.)

- Сделайте глубокий вдох и выдох, глубокий вдох и выдох… Пришло время позаботиться о себе, побыть собой, подышать.

Наступило время, когда не нужно никому ничего доказывать, не нужно принимать никаких важных решений. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило. Его никто не знает. Вы в безопасном месте, вы отдыхаете, вы просто дышите.

Делаем глубокий вдох и выдох, дышите со своей скоростью, не торопите себя. В своей фантазии вы можете перенестись туда, где вам хорошо, где вы были счастливы. Постарайтесь отсоединиться от ваших мыслей.

Представьте, что ваши мысли - это лодочки и они плывут по реке. А вы на берегу и просто наблюдаете за ними. Не надо их обдумывать, анализировать, оценивать. Просто наблюдайте за ними и дайте им плыть туда, куда они хотят. А вы просто дышите…

Делаем глубокий вдох и выдох.

Теперь представьте, что к вашему лицу подплывает красивое белое облако. Белый свет касается вашего лица. Вы делаете вдох и приятный белый свет начинает проникать в вашу голову, как бы заполняя ее изнутри. Мышцы лица расслабляются, ум успокаивается, тяжелые мысли растворяются в этом белом свете. С белым светом приходит покой, здоровье. В голове появляется легкость.

Вы делаете глубокий вдох и ваша голова полностью наполняется белым светом. Мы продолжаем дышать и белый свет наполняет наши плечи, плечи расслабляются и немного обвисают.

Мы делаем глубокий вдох и белый свет проникает в грудную клетку,….обволакивает наше сердце, согревает его, наши легкие наполняются светом. С белым светом приходит покой. Сердце успокаивается, напряжение уходит.

Мы делаем вдох и наполняются светом наши кисти, локти, руки расслабляются…..

Делаем вдох, и белый свет наполняет нашу брюшную полость, нормализует работу желудка, свет обволакивает печень, согревая ее. С белым светом приходит покой. Вы просто дышите, мышцы расслаблены.

Мы делаем вдох и свет наполняет наш таз, приносит нам гармонию и силы. Свет спускается в ноги. Тяжесть уходит, ноги наполняются силой и здоровьем.

С новым вздохом наполняются колени, ступни ног. Продолжайте дышать и побудьте в этом….

Можно пошевелить пальцами рук, ног. Открыть глаза, сделать вдох и выдох.

11. Упражнение «Пословицы»

Предлагается упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.


Литература

  1. Журнал «Здоровье дошкольника» Тренинг «Помоги себе сам» или как сохранить здоровье педагога Л.Козлова ст.41
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» Тренинг для релаксации и снятия напряжения у педагогов Л.А.Соловьева ст.48



Афоризмы о здоровье

Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.

автор: Гиппократ

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

автор: Гиппократ


Нервы портятся легче, чем исправляются.

автор: Люк де Клапье Вовенарг

Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на самого себя поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом.

автор: Михаил Пришвин

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

автор: Генрих Гейне


Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

автор: Джованни Боккаччо

Когда я вижу эти столы, покрытые яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

автор: Джозеф Аддисон

Жизнь требует движения.

автор: Аристотель

Умеренность - союзник природы и страж здоровья. Поэтому когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите - соблюдайте умеренность.

автор: Абу-ль-Фарадж

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. автор: Спиноза

Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа. автор: Бострём К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любите Родину свою, как я её люблю.

Статься предназначена для педагогов ДОУ. В наше время  уделяется мало внимания изучению родного края. Выпускник детского сада должен прийти в начальную школу  с основами базовых знаний ...

Тренинг для родителей «Как любить своего ребенка»

Сформировать у участников тренинга желание освоить секреты родительского мастерства и научить любить своего ребенка....

Экологический проект «Я люблю Землю, Земля любит меня»

Данный материал может использоваться как преемственность детского сада и школы....

Тренинг для родителей «Как любить своего ребенка»

Цель: обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.Задачи:Сформировать у участников тренинга желание освоить секреты родительского мастерства и научить любить своего ребенка.Способст...

"Все в мире любят мультики. Я тоже их люблю" (совместный творческий проект с воспитанником)

Реализация творческого проекта «Все в мире любят мультики. Я тоже их люблю» позволит воспитаннику получить элементарные представления о мультипликации, о многообразии профессий, связанных ...

22.04.2024. Сценарий эколого-спортивного развлечения для СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ПРИРОДА В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА".

22.04.2024. Сценарий эколого-спортивного развлечения для СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ПРИРОДА В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА".Цель мероприятия:Углубление и обобщение знания об экологии, полученные в детск...