Работа с леворукими детьми дошкольного возраста.
материал по психологии

С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое

настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в

большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным.

Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями,

предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют

значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что

среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших

противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди

законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно

которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много

выдающихся людей

Николай Лесков - писатель, автор «Левши»

Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф

Лев Толстой – писатель

Иван Павлов – физиолог

Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер

Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер

Василий Кандинский - живописец и график

Гарри Каспаров – шахматист

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ связанные с леворукостью

13 августа — международный день левшей.

Все полярные медведи — левши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_levorukimi_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое

настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в

большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным.

Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями,

предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют

значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что

среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших

противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди

законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно

которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много

выдающихся людей

Николай Лесков - писатель, автор «Левши»

Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф

Лев Толстой – писатель

Иван Павлов – физиолог

Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер

Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер

Василий Кандинский - живописец и график

Гарри Каспаров – шахматист

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ связанные с леворукостью

13 августа — международный день левшей.

Все полярные медведи — левши.

Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой.

Некоторые левши обладают способностями экстрасенса.

В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша.

Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной.

Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей.

Левши под водой видят лучше, чем правши.

УЗИ способствует рождению левшей.

Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.

Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад.

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Ребенок - левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух.

Тот факт, что с каждым годом среди детей явление левшества встречается всё чаще, обуславливает необходимость в систематическом сопровождении образовательного процесса педагогом-психологом. Данный вопрос является особенно актуальным в дошкольных учреждениях.

Современные образовательные программы по-прежнему рассчитаны на праворуких детей, без учета функциональной асимметрии полушарий головного мозга и основываются на логических операциях, увеличивая тем самым количество неуспевающих детей.

Основной целью работы педагога-психолога с леворукими детьми в дошкольном учреждении является коррекция отклонений в развитии познавательной сферы дошкольников, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие головного мозга.

Проблема подготовки леворукого ребенка к школе привлекла мое внимание в 2013 г., когда в старшей и подготовительной к школе группе во время диагностики были выявлены дети-левши с плохо развитой мелкой моторикой и низким уровнем развития познавательных процессов.

Я провела углубленную диагностику с этими детьми. Использовала систему тестов разработанную М. Г. Князевой, В. Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания

-рисование

-Открывание небольшой коробочки

-построй колодец из палочек

-игра в мяч

-вырезывание ножницами и т. д.

Затем была разработана система занятий для детей с феноменом левшества.

Задачи:

1. Создание благоприятного эмоционального фона и доверительного отношения.

2. Снятие психоэмоционального напряжения.

3. Активизация работы головного мозга.

4. Коррекция развития психических процессов.

5. Формирование положительного отношения к процессу обучения.

6. Обучение навыкам рефлексии собственного эмоционального состояния.

7. Построение занятия с использованием всех органов восприятия.

Система включает в себя комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, восприятие с учетом особенностей детей, имеющих ярко выраженное доминирующее правое полушарие головного мозга.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

- оказание помощи ребенку по нормализации эмоционального состояния, снятия стресса, тревожности;

- организация предметно-развивающей среды ребенка с учетом его зоны ближайшего развития;

- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов.

- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.

- обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния.

- формирование положительного отношения к процессу обучения.

В соответствии с намеченными направлениями работы занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.

Структура занятия:

1. Установление контакта.

2. Приветствие.

4. Основная часть.

5. Разминка.

6. Прощание.

На занятиях я часто использую крупы и семена, учу детей выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо изображения. Надо учесть что, это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.

Важна роль игр и занятий с клеточками, штриховки, рисование графических фигур, графические диктанты это отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, помогает согласовать движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

При систематической плановой работе у детей улучшилась речь, внимание, память, сформировались пространственные представления. Повысилась способность к произвольному контролю, так же отмечается активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.

С родителями леворуких детей проводилась работа, включающая в себя общие тематические собрания, индивидуальные консультации, практические занятия. В ходе данной работы родителям объяснялись причины и следствия особенностей их ребенка, давались практические рекомендации по преодолению тех трудностей, которые уже имеются, и профилактике возможных

Исходя из проведённой мною работы и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

Основные задачи логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста в практическом опыте.

Основные задачи логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста в практическом опыте.         С появлением взглядов на заикание как на невротическо...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...