Консультация для родителей "Синдром двигательной гиперактивности"
консультация по психологии

Консультация для родителей "Синдром двигательной гиперактивности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядная информация для родителей

«Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком»

Педагог-психолог МБОУ «ДС № 394 г. Челябинска» ДО

Афанасьева Наталья Михайловна

Аннотация: практические рекомендации  для педагогов и родителей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), материал может размещаться в родительском уголке, в качестве наглядной тематической информации.

Гиперактивный ребенок. Какой он?

  • Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать свое поведение – это характеристики гиперактивного ребенка.
  • Такой ребенок не может спокойно сидеть на занятии, постоянно отвлекается, не слушает педагога, не может сконцентрировать внимание на задании, его поведение идет вразрез с нормами и правилами детского сада.
  • Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ:

1.   Беспокойные движения.

2.   Неумение сидеть на месте, когда это требуется.

3.   Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.   Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).

5.   С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

6.   Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

7.   Неумение играть тихо, спокойно.

8.   Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.

9.   Постоянные разговоры с кем-либо.

10.   Навязчивость, приставание к другим.

11.   Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.

12.   Частая потеря вещей, игрушек.

  • Работа с гиперактивными детьми должна проводиться по следующим направлениям:
  1. Обучение навыкам саморегуляции
  2. Физическая реабилитация.
  3. Развитие коммуникативных навыков

Гиперактивный ребенок. Какой он?

  • Обучение навыкам саморегуляции — это одно из самых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий СДВГ(гиперактивностью), может отвлечься от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребенка с СДВГ раздражителем является буквально все. Поэтому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких детей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель. Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.
  • Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спокойно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение которых требует определенных волевых усилий. Задача взрослого на этом этапе —добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.
  • С детьми дошкольного возраста более эффективно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.

Гиперактивный ребенок. Какой он?

  • Физическая реабилитация. Мнение о необходимости больших физических нагрузок ошибочно. Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Гиперактивным детям полезны упражнения способствующие улучшению  деятельности  сердечно – сосудистой и дыхательной систем, увеличивающие выносливость. Им можно порекомендовать занятия плаванием, бег трусцой, лыжи.

  • Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в ходе которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.
  • Гиперактивных детей часто характеризуют как конфликтных, агрессивных. В большинстве случаев причиной такого поведения является незнание приемлемых способов выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Как воспитывать детей с расторможенным,

неуправляемым поведением?

•    Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.

•    Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».

•    Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.

•    Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

•    При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).

•    Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.

•    Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.

•    Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.

•    Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).

•    Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.

•    Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.

•    Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако, перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности, в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

  • В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.
  • Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.
  • В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
  • Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо, помнить о том, что делать это надо не слишком эмоционально.
  • Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте, инструкции сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
  • Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулировавши, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
  • Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор.
  • Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).
  • Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с

синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

  • Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
  • Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
  • Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.
  • При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятельность о 2-3 детьми, а затем и с большей подгруппой.
  • Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.
  • Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.
  • Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.
  • Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с

синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

  • Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия: постоянный обмен информацией и выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.
  • Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

  • Примерами поставленных целей для дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одергиваний.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с

синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

  • Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!
  • При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).
  • Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.
  • И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как визуализация, медитация, аутогенная тренировка;

1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.

3.Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение — мышечное расслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребенка — это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

  • Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельными.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком.

1. Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

2. Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребенку вред.

3. Главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4. Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.

5. Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6. Используйте возможности игры в полной мере:

• дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;

• подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;

• сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.

7. Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.

8. Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.

9. Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10. Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

11. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком.

12. Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ребенку.

13. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

14. Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

15. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения, с помощью которой вы сможете каждый хороший поступок отметить.

16. Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

17. Четко определите для ребенка рамки дозволенного.

18. Не навязывайте жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

19. Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20. Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

21. Старайтесь дома создать спокойную атмосферу

22. Следите за сном ребенка, он должен высыпаться.

23. Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

25. Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте ребенка.

26. Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на ...

Консультация для родителей имеющие гиперактивного ребенка.

Основные признаки гиперактивного ребенка. Что родителям следует избегать в воспитании. Тактика коррекции гиперактивного поведения ребенка....

Консультация для воспитателей:"Детская гиперактивность".

Консультация для воспитателей:"Детская гиперактивность"....

Консультации для родителей "Воспитание гиперактивных детей"

Консультации для родителей "Воспитание гиперактивных детей"...

Консультация на тему: Воспитание гиперактивного ребенка.

Серия консультаций на тему: Ребенок. Трудности воспитания.Тема: Воспитание гиперактивного ребенка....

Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...