Детские страхи. Психокоррекционные игры в песке (работа со страхами)
методическая разработка по психологии
Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страха подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает. Рассмотрим подробнее страхи, типичные для каждого возрастного периода развития ребенка, и обусловленность этих страхов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_strahi.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские страхи. Психокоррекционные игры в песке
(работа со страхами)
Цель изучения темы: формирование у обучающихся базовых профессиональных компетенции проблеме страхов у детей, предпосылках и причинах возникновения страхов у детей, о видах страхов и их динамике у детей; способов их психокоррекции.
Вопросы по теме:
1. Детские страхи.
1.1. Предпосылки и причины возникновения страхов у детей
1.2. Признаки страхов у детей
1.3.Виды страхов и их динамика у детей
2. Психокоррекционные игры в песке. Работа со страхами.
1. Детские страхи
1.1. Предпосылки и причины возникновения страхов у детей
Часто страхи рассматриваются как элемент некоторых патопсихологических состояний: фобий, неврастений, невроза страха. В настоящее время страх определяется как эмоция, возникающая у здоровых людей в ситуации угрозы их биологическому или социальному существованию и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Волнение, беспокойство, опасение, ужас понимаются как различные степени выраженности эмоции страха.
В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным воздействием или опасным для существования организма фактором, страх часто возникает при отсутствии реальных, но ожидаемых страданий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями (изменяется артериальное давление, учащается пульс, усиливается выделение желудочного сока и т. д.). Страх стимулирует выброс адреналина, что способствует усилению энергетики, возрастанию физических возможностей человека, который в страхе способен бежать «со скоростью ветра», драться как «дикий зверь».
Несмотря на то, что чувства, вызываемые страхом, неприятны, страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную. Страх предупреждает человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике и мобилизовать ресурсы при встрече или поиске 2
путей избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Страх также способствует защите «Я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне.
Он помогает человеку ощутить границы личностного, безопасного пространства и отношений, в которых сохраняется единство «Я» и уверенность в себе. Страх может мобилизовать «Я» перед лицом опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.
Страх играет важную роль в эволюции человеческого рода, так как он предотвращает слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Он, несомненно, был уже у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. В разных культурах дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в раннем детском и дошкольном возрасте – страх отделения от матери, в 7–8 лет – страх смерти и т. д. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько и в какой форме будет выражен тот или иной страх, зависит от индивидуальных особенностей психического развития ребенка и конкретных социокультурных условий, в которых происходит формирование его личности.
Некоторые психологические особенности делают возникновение страхов у детей более вероятным. К такого рода особенностям относятся прежде всего эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которые, подобно эмоциональной памяти, приводят к яркому, образному запечатлению травмирующих событий жизни. Инертность, ригидность нервных процессов, а также развитая долговременная память способствуют длительному удержанию и фиксации объекта страха в сознании и затрудняют переключение внимания, что, в свою очередь, закрепляет и усиливает чувство страха.
Вопрос о соотношении социальных, психологических и биологических причин возникновения страха у детей теоретически решается следующим образом: биологические факторы выступают в качестве предпосылок формирования страха, внешние условия жизни ребенка (режим, взаимоотношения в семье, воспитательная тактика взрослых) определяют, воплотятся ли эти предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое выражение в умении ребенка реально оценить степень опасности.
Страхи имеют свойство генерализовываться и распространяться. Для некоторых детей испугаться чего-то одного – значит начать бояться в любой новой или незнакомой ситуации. 3
Часто ребенок, который страшится инъекции (укола), боится вида шприца, врача и даже запаха больницы. Смутное ощущение опасности может оказаться источником более серьезных страхов.
По мнению известного психотерапевта А. И. Захарова, необходимо различать переживание страха и состояние тревоги. Разведение указанных понятий позволяет лучше определить состояние страха и дифференцировать его от других состояний и переживаний. Условно различия между страхом и тревогой можно представить в виде сравнительной таблицы (табл. 1). Данные различия отражают два гипотетических полюса эмоций и не учитывают переходных состояний.
В отечественной психологии принято считать, что испуг есть неожидаемый страх. Испуг всегда присутствует при резком громком звуке, яркой вспышке света, неожиданном появлении объекта и других раздражителях большой интенсивности. Боязнью называют зафиксировавшийся страх.
В медицинской литературе навязчивый страх как невротический симптом носит название фобии.
Таблица 1. 4
З. Фрейд назвал тревогу «беспредметным страхом». В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» исследователь замечает, что испуг (Schreck), страх (Angst) и боязнь (Furcht) неправильно употребляют как синонимы. В отношении к опасности эти состояния легко разграничить. Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к последней, если она даже и неизвестна. Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся. Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, и подчерки вает момент неожиданности.
Мы отмечаем следующие причины возникновения страхов у детей:
1. Наличие страхов у родителей (главным образом у матери): тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Наиболее подвержены этому виду страха единственные дети в семье, которые нередко становятся эпицентром родительских забот и тревог. Гиперопекающее поведение (чрезмерное оберегание, «сдувание пылинок» с ребенка) формирует в маленьком человеке ощущение неуверенности, беззащитности перед окружающим миром, наполненным опасностями.
2. Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей к ребенку или их эмоциональным отвержением детей.
3. Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или, напротив, предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные и нереализуемые угрозы со стороны близких взрослых.
4. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность себе.
5. Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.
6. Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.
7. Страх может возникать у детей из-за их сомнений в своих способностях к эффективному преодолению проблемных
ситуаций.
8. Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми. 5
9. В 9-10 лет страх может стать разновидностью пассивной копингтратегии, привлекающей внимание окружающих с целью интенсификации их общения с ребенком для восполнения дефицита во внешнем, социально-психологическом ресурсе преодоления трудных ситуаций.
10. У мальчиков страхи чаще имеют дезадаптивный характер в случае отсутствия в семье отца, у девочек же – в случае отсутствия в семье дедушки. В силу возрастной специфики личности в 9-10 лет наличие в семье сиблинга (брата или сестры) одного с ним пола значимым образом снижает вероятность развития у ребенка дезадаптивных страхов.
11. Дети с выраженными страхами более чувствительны к социальным страхам, содержание которых связано с их опасениями, что окружающие не примут участия в оказании им помощи во фрустрирующих (сложных жизненных) ситуациях. Они развернутыми, обобщенными категориями описывают свои страхи; у детей же с невыраженными страхами последние, как правило, более конкретны.
12. Школьное обучение обостряет восприятие ребенком наиболее уязвимой в этом возрасте стороны личности – системы социальных связей и отношений, составляющей основу внешнего ресурса совладания с трудными жизненными ситуациями.
13. В личностной структуре детей с выраженными страхами преобладает «невротическая триада» факторов. Образ «Я» этих детей отличается доминированием отрицательных оценок и характеристикой себя в качестве слабых и социально некомпетентных личностей. Эти дети не уверены в своих силах, социально некомпетентны, замкнуты, робки, обидчивы, чрезмерно осторожны, поскольку из-за нарушенных социальных связей им больше приходится рассчитывать на свои слабые возможности.
14. У детей с выраженными страхами недостаточность внешнего личностного ресурса преодоления страхов (близкие взрослые – родители, прародители, тети и дяди) сопровождается несформированностью внутреннего (личностного) ресурса для совладания: они менее развиты в когнитивном (познавательном) плане, у них слабее психофизиологические возможности совладания со стрессом, они чаще имеют нарушения соматического здоровья, что может быть объяснено как «бегство в болезнь». В большей мере эти характеристики свойственны мальчикам, которые в силу культурных ожиданий не могут открыто проявлять свою слабость перед лицом трудных жизненных ситуаций.
15. Сниженная социально-психологическая компетентность личности ребенка, когнитивная простота восприятия ситуаций общения, выраженная ориентация на значимость других людей в оценке своей личности, заниженная 6
самооценка, затруднения в поддержании позитивного образа «Я» и в самовыражении, повышенная эмоциональная возбудимость, детерминированная фрустрацией социальных потребностей, острое восприятие своей инакости (отличительности) и обидчивость предопределяют сферу проявления страхов и уровень их выраженности. Есть четыре критические сферы, в которых выраженность страхов у детей с описанным личностным комплексом выходит за пределы «нормального» уровня:
а) ситуации проверки учебных знаний, б) самовыражение,
в) отношения с педагогами, г) несоответствие социальным ожиданиям. Наиболее сильную тревогу дети с деструктивными страхами переживают в ситуациях оценки их знаний, достижений и возможностей.
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в первую очередь родители (особенно мать), их деструктивное поведение по отношению к ребенку на ранней стадии его развития являются причиной, по которой возникает страх. Не последнюю роль в зарождении страхов человека играют наследственные, биологические признаки и личностные особенности. Рассмотрению признаков страхов будет посвящена следующая тема.
1.2. Признаки страхов у детей
Биологические проявления страха описаны физиологом И. П. Павловым и психологом К. Изардом, наблюдавшими изменения мимических мышц при страхе. При страхе брови становятся почти прямыми и кажутся несколько приподнятыми, появляются горизонтальные морщины, занимающие 2/3 или 3/4 лба. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии, нижнее веко напряжено, верхнее слегка поднято. Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты.
Обычно интенсивность страха, которая меняется от предчувствия чего-то неприятного до ужаса, коррелирует с напряжением различных мышц в области бровей, глаз и рта, участвующих в мимических реакциях страха. Одним из наиболее ярких показателей интенсивности страха является степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих губы над зубами. Иногда (ужас, оцепенение, растерянность, плач) выражение страха так очевидно, что не нуждается в комментариях.
Другими проявлениями страха могут быть косвенные признаки: стремление избежать посещения определенных мест или разговоров на травмирующую тему, смущение и застенчивость при общении. Страху предшествует чувство беспокойства. Поэтому ряд исследователей рассматривает именно это чувство как отправную точку появления страха. 7
При остро возникающем беспокойстве человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, дрожащим, невнятным от волнения голосом или совсем замолкает. Взгляд у него отсутствующий, выражение лица испуганное. У человека может появиться ощущение внутреннего холода, тело становится тяжелым, ноги «ватными», отмечается сухость во рту, сбивается дыхание, «сосет под ложечкой», щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет и тело «обливается холодным потом». Одновременно человек совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или, наоборот, становится неподвижным и скованным.
Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. Таким образом, признаками страха служат физиологические проявления организма и поведенческие характеристики личности. Для более детального изучения особенностей феномена страха в следующей теме будут рассмотрены виды страхов, их классификация и динамика.
1.3. Виды страхов и их динамика у детей
Теоретически все конкретные страхи можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как биологическому существу, несут угрозу телу и физическому «Я». Этот страх можно назвать «быть ничем», т. е. не жить, не существовать, быть мертвым, – страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношениям – лишение общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи условно можно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», т. е. не соответствовать «Я-идеальному».
В табл. 2 приведены примеры конкретных страхов каждой группы.
Таблица 2. 8
Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страха подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает. Рассмотрим подробнее страхи, типичные для каждого возрастного периода развития ребенка, и обусловленность этих
страхов.
1-й год жизни. В первые два месяца появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженные признаки непостоянного беспокойства при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке. Беспокойство чаще всего выражается двигательным возбуждением и учащением дыхания, реже криком, и служит одним из показателей развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и улыбке. Беспокойство в новой обстановке уменьшается ко второму полугодию жизни благодаря развитию познавательной активности и любознательности. Несмотря на уменьшение беспокойства при уходе матери, заметно нарастает беспокойство при появлении незнакомых лиц. Беспокойство в отсутствие матери достигает своего апогея в семь, а страх чужих – в восемь месяцев, что указывает на привязанность к матери и способность выделять ее, потребность в чувстве безопасности.
В восемь месяцев у ребенка повышается чувствительность к интонациям голоса матери. Ребенок может испугаться появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произносимом «нельзя». Он чутко улавливает фальшь и неестественность в голосе другого человека.
Чем больше в таких случаях взрослый пытается вступить в контакт с ребенком, изображая заинтересованность и ласку, тем больше малыш испытывает раздражение и страх.
Возраст семи-девяти месяцев – это период повышенной чувствительности к тревожности и страху. Начиная с девятого месяца жизни у детей наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается страх посторонних людей. Дети этого возраста начинают как бы «осмысливать» происходящее вокруг, приглядываться к
поведению общающихся с ними людей.
Итак, в первый год жизни ребенок в отсутствие матери, как правило, боится всего нового и неизвестного. У маленьких детей все реально, и только 9
постепенно складывается объективированный характер представлений, в результате чего они учатся различать свои ощущения, справляться со своими
чувствами.
От 1 до 3 лет. В этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения. К трем годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «Я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей этого возраста, которая выполняет одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «Я» и своеобразного ритуала предохранения от чувства беспокойства (тревоги), возникающего в ситуациях неопределенности, непредсказуемости, изменения отношений с близкими людьми. Несмотря на большую потребность в самостоятельности, боязнь потерять мать все еще велика. Если до двух лет и мальчики, и девочки больше реагируют на отсутствие матери, что обусловлено ярко выраженной привязанностью к ней, а также эмоциональной и физической зависимостью, то после трех лет дети больше реагируют на разлуку с родителем противоположного пола. Именно в этом возрасте у малышей возникает страх темноты. Хотя в нем и есть элементы конкретных страхов, тем не менее этот страх уже довольно абстрактен.
Боязнь темноты появляется не обязательно в результате каких-то ошибок в воспитании, но и в том случае, когда ребенок испытывает внутренние или внешние конфликты со своим окружением. Им кажется, что они всеми покинуты, к тому же во всех углах, по их мнению, могут скрываться страшные чудовища. В этом возрасте возможно появление и ночных страхов. Главным персонажем сновидений чаще всего оказывается сказочный волк. Волк нередко снится детям, которые боятся наказания родителей, особенно отца. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей дошкольного возраста страх уколов и боли, связанный с болезненным опытом вакцинации.
К трем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, являющаяся проекцией проблем ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, часто грозящей наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, который он не может заявить днем, превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, фактически порождаемыми родителями. Волк и Баба Яга символизируют также угрозу для жизни – физическое уничтожение, прекращение жизни, что предваряет появление психологически мотивированного страха смерти, возникающего у детей в 6–7 лет. 10
Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости – все это укрепляет волевую сферу детей и значительно уменьшает вероятность появления страхов.
От 3 до 7 лет. В возрасте от трех до пяти лет формируются такие чувства, как любовь, нежность, жалость и сострадание. Особую важность для развития ребенка имеет безусловная родительская любовь, поэтому такие высказывания, как: «Я не люблю тебя», «Я не хочу с тобой дружить», крайне
болезненно воспринимаются детьми этого возраста и приводят к возникновению у них тревоги и беспокойства. Это возраст дальнейшего формирования «Я» ребенка, когда формируется и чувство общности – понятие «мы», под которым ребенок понимает себя и родителей, а потом себя и сверстников. Интенсивно развивается и воображение. А раз так, то дети могут представить ожидающую их опасность и выразить ее словами. В то же время увеличивается вероятность появления воображаемых страхов. Психологическая структура страхов усложняется вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других.
В шесть-семь лет мальчики могут бояться страшных снов и смерти во сне. Часто именно в этом возрасте детям может предвидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. В старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. По мнению А. И. Захарова, страх смерти появляется в данном возрасте, потому что именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна.
Страхи могут усиливаться в результате неправильного педагогического воздействия родителей (ребенка в наказание запирают в темной комнате, оставляют дома одного), либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок застрял в лифте, стал свидетелем автомобильной катастрофы), либо тогда, когда ребенок изолирован от сверстников. И, напротив, возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности ослабевают в том случае, если родители спокойны, уверены в себе, если они принимают и поддерживают индивидуальные особенности своего ребенка.
От 7 до 11 лет. Ведущий страх в данном возрасте – страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения: школы, сверстников и семьи. Конкретные формы страхов «быть не тем» – это боязнь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастании социальной активности, о формировании чувства долга, ответственности, обязанности, т. е. внутренней инстанции, что 11
объединено в понятие «совесть», которая является центральным психологическим образованием данного возраста. Для детей данного возраста характерны страхи, связанные со школой. Причин для этого множество. Иногда родители сами пережили дидактогенный страх и внушают этот страх детям, когда выполняют за них задания или излишне контролируют их. В результате у детей появляется чувство неуверенности в
себе, сомнение в своих силах и знаниях, а также привычка жить чужим трудом. Дети могут отказаться идти в школу, мотивируя это тем, что их будут спрашивать на уроках. В основе этого страха лежит боязнь совершить ошибку, быть неуспешным или осмеянным. Чаще всего школьники боятся отвечать у доски, панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки,
т. е. опасаются нанести ущерб самооценке, представлению о своем «Я».
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков. Формирование чувства долга сопровождается уменьшением эгоцентрической и увеличением социометрической направленности личности.
В младшем школьном возрасте появляются также страхи, не связанные с чувством долга. Их можно назвать суеверными страхами, поскольку ребенок ожидает несчастья не от конкретного поступка, ситуации или человека, а от рока, судьбы. Дети верят в чертей, леших, вампиров. Подобная вера является естественным тестом на внушаемость. Внушаемость – вообще характерная черта младшего школьного возраста (пик приходится на 10 лет). Суеверные страхи усваиваются одно- временно с другим культурным опытом, в котором важную роль играет расширение круга общения и увеличение числа социальных контактов у младшего школьника по сравнению с дошкольником.
Помимо суеверных страхов, для детей этого возраста типичен страх стихии, природных катаклизмов (буря, ураганы, наводнения, землетрясения). Он не случаен и отражает особенность, присущую данному возрасту, а именно так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия.
Страхи детей отличаются от страхов взрослых из-за неразвитости личности ребенка и гетерохронии в формировании внутренних ресурсов преодоления фрустрирующих ситуаций. В детских страхах часто опредмечивается неопределенная тревожность, возникающая в затруднительных ситуациях. Устойчивые переживания страха у детей выступают проявлением скрытой тревоги, переживаемой в отношениях с близкими. 12
От 11 до 16 лет. После 11 лет нарастают страхи преимущественно межличностного характера, при этом выраженность природных страхов становится заметно меньше. Таким образом, в подростковый период происходит уменьшение числа инстинктивно обусловленных страхов и увеличение социально детерминированных, что говорит об интенсивном формировании личности. Большей чувствительностью в сфере межличностных отношений обладают девочки, у которых количество социальных страхов больше, чем у мальчиков.
Главное приобретение данного периода – появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе. В этом возрасте подростки стремятся «быть собой среди других». Потребность быть собой – это и стремление к совершенствованию своего «Я». Но это неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, т. е. кем-то другим, в лучшем случае обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами. Потребность быть собой требует быть среди других и оборачивается страхом быть отвергнутым, изгоем. Для подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, сколько быть первыми, характерны навязчивые страхи. Навязчивый страх всегда означает страх «быть не собой», т. е. быть измененным, другим. Поэтому подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам у других или у себя.
Подростковый возраст – это критерий всей предыдущей воспитательной работы. И если в прошлом родители были бестактны, авторитарны, грубы, не знали и не хотели понять своего ребенка, то в данный период все эти ошибки воспитания обязательно проявят себя.
В большинстве случаев детские страхи исчезают, не фиксируясь. По мере развития ребенка происходит их интеллектуальная переработка, уменьшается эмоциональная составляющая .
2. Психокоррекционные игры в песке. Работа со страхами
Арт-терапия является одним из методов психотерапии, при котором в коррекционной работе используют специальные художественные приемы и творчество (музыка, рисование, кинофильмы, лепка, песок и др.). О.И. Качурина отмечает, что «Я» человека отражается в зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он лепит, рисует, играет и др. Соответственно, художественные продукты деятельности отражают, таким образом, подсознательные процессы (страхи, сновидения, воспоминания детства, внутренние конфликты и др.). При словесном описании подсознательных процессов у ребенка могут возникать затруднения, в этой 13
связи именно невербальные средства нередко являются единственной возможностью для прояснения и выражения сильных переживаний. В психокоррекционной работе с детьми выделяют следующие виды арт-терапевтического воздействия: сказкотерапия, изотерапия, музыкальная терапия, игровая терапия и, безусловно, все более широко используемая песочная терапия.
Песочная терапия является также и одним из методов интегративной психологии. Возникнув в рамках аналитической психологии, данный вид арт-терапии довольно долго развивался в рамках данной концепции, оставаясь инструментом юнгианских психотерапевтов. На современном этапе данный метод используется представителями разных направлений, которые нередко добавляют в него новые нюансы, что дает возможность в дальнейшем использовать песочную терапию в рамках других концепций. Несмотря на то, что песочную терапию нельзя считать наиболее популярной и широко применяемой арт-терапевтической техникой, данный метод имеет своих последователей и устоявшееся место в арт-терапевтической практике. Ряд авторов считают песочную терапию в виде самостоятельной процедуры и техники. Т. Зинкевич-Евстигнееева считает, что песочная терапия является частью терапии сказками. О. Чернявская считает песочную терапию неделимой частью интерактивного театра и т.д. Песочная терапия используется рядом психотерапевтов и психологов как дополнительный метод психотерапии в рамках иных методов, или в виде консультативной методики.
Песочная терапия дает возможность обратиться к внутреннему миру, погрузиться в последний для поиска внутренних смыслов, индивидуальных ресурсов и ориентиров, для поиска ответов на актуальные вопросы. В процессе сеансов с использованием песочной терапии осуществляется доступ к неосознаваемым частям «Я», что, в свою очередь, приводит к высвобождению психической энергии.
Песочная терапия используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. Специалисты применяют метод песочной терапии в рамках развивающих занятий, при недостаточном развитии интеллектуальной сферы, при речевых нарушениях, при эмоциональных нарушениях и др.. Метод песочной терапии позволяет:
- отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
- на символическом уровне проработать психотравмирующую ситуацию;
- обеспечить регресс к прошлому опыту для повторного переживания и конечного освобождения; 14
- изменить отношение к себе, к прошлому и будущему и др. Работа с методом песочной терапии позволяет психологу решать диагностические, терапевтические, коррекционные задачи, задачи творческого развития личности. Песочную терапия рекомендуется предлагать в случаях, если клиент: имеет психологическую травму; органичен в проявлении эмоций, переживает возрастной кризис и др. Однако у метода имеются противопоказания: невроз навязчивых состояний, очень высокий уровень тревожности, легочные и аллергические заболевания, порезы на руках.
В соответствии с поставленными задачами в песочной терапии могут использоваться разнообразные песочницы и разный песок. В частности, для индивидуальных занятий используется классическая юнгианская песочница, для групповых – круглая уникальная песочница, вокруг которой могут расположиться несколько детей. Причем все дети расположены на одинаковом расстоянии от центра, несущего наибольшую смысловую нагрузку. Нередко используется песочница, меняющая цвет, популярность набирает «живой песок». Развитием концепции песочной терапии занимались представители юнгианской школы (Д. Калфф). В России система песочных игр разработана ведущими сотрудниками Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи им. Р. Валленберга (г. Санкт-Петербург).
Работа по коррекции детских страхов в дошкольном детстве наиболее эффективна, если имеется возможность узнать причину и природу страха, место страха в личности дошкольника. Коррекция страхов направлена на установление причины, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей, формирование навыков преодоления конфликтов. Проведение работы психолога с детскими страхами существенно уменьшает негативное влияние страха на общее развитие ребенка. Однако определенного, четко установленного метода работы со страхами нет. Поэтому коррекционная работа проводится при комплексном воздействии методов: музыкотерапия, денстерапия, арт-терапия (одним из методов которой и является песочная терапия).
В работе с детьми основополагающая идея метода заключается в том, что песочная терапия предоставляет ребенку возможность избавиться от психологической травмы с помощью перенесения на плоскость песочницы (вовне) своих фантазий и развития ощущения связи и контроля над внутренними побуждениями. Основной целью песочной терапии является не изменение личности ребенка, и не изменение самого ребенка, а возможность побыть в процессе игры самим собой. Именно в игре (как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте) ребенок наиболее легко может объяснить свои чувства к другим людям, к окружающему миру и самому себе. Свои 15
желания и чувства ребенком может отразить в процессе игры с наиболее приглянувшейся игрушкой (закопать в песок, убрать, поставить в центр и т.д.). Также в процессе песочной терапии дошкольник может свободно выразить даже самые глубокие эмоциональные переживания, благодаря чему он освобождается от них, и все пережитое не развивается в психологическую травму.
Наиболее оптимально использование песочной терапии в работе с дошкольниками, т.к. в этом возрастном периоде дети еще не могут четко выразить свои переживания в связи с бедностью представлений и недостаточным развитием вербального аппарата. При этом в методе каждая из фигурок воплощает определенный персонаж, который взаимодействует с другими героями. При игре с подобными персонажами в песочнице дошкольник чувствует себя хозяином именно своего внутреннего мира, а также становится режиссером «драмы на песчаном листе».
От других форм арт-терапии песочная терапия отличается возможностью изобретения новых форм, простотой манипуляций, кратковременностью создаваемых ребенком объектов и др. Многократное создание новых сюжетов, возможность быстрого разрушения песочной композиции, возможность изобретения новых форм придают песочной терапии определенный вид ритуала. Создание песочных последовательных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений ребенка. Тем более что в песочной терапии от ребенка не требуется никаких специальных умений. Природные материалы, миниатюрные фигурки дают возможность создавать объемные композиции с приданием образам дополнительных свойств, отражают разные уровни психического содержания, облегчают доступ к бессознательным уровням психики. Все, что дошкольник раньше скрывал от взрослых, в процессе песочной терапии выходит наружу, персонажи в песочнице начинают выражать его чувства и мысли. В этой связи метод наиболее эффективен в работе с дошкольниками, которые не могут выражать четко свои переживания, и зажаты в себе. Дошкольники с повышенной тревожностью, страхами, застенчивостью и заниженной самооценкой легко выбирают фигурки, акцентируя на них свое внимание. Дети со страхами и после психологической травмы охотно принимают участие в песочной терапии, т.к. она дает возможность заново пережить психотравмирующее событие, избавиться от связанных с ним переживаний и страхов. Также этот метод может быть полезен в работе с дошкольниками, которые пережили стресс при утрате близких или в результате насилия взрослых. В процессе песочной терапий выделяется три стадии: 16
- стадия «хаоса», которая характеризуется «проживанием» дошкольником (ребенком) собственного эмоционального состояния и постепенным освобождением от последнего. Продолжительность стадии «хаоса» может быть до нескольких занятий. В стадии «хаоса» дошкольник набирает много игрушек, расставляет их на песке довольно беспорядочно, нередко игрушки перемешиваются с песком. Очевидно, что в этом случае действия дошкольника отражают наличие страха, смятения, тревоги, отсутствие позитивной внутренней динамики. При этом многократное повторение психотравмирующей ситуации дате возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к ней. По мере увеличения количества занятий можно заметить, как постепенно начинает формироваться сюжет и уменьшаться количество используемых фигурок;
- стадия «борьбы» наиболее часто наблюдается у взрослых, подростков, трудных детей. На песок подсознательно переносится весь спектр внутренних конфликтов: страхи, тревоги, обиды, агрессия, болезни и др. В песочнице персонажи могут убивать друг друга, вступать в схватки, противоборство и др. Через определенный промежуток времени может появляться «герой», который восстанавливает справедливость и наводит порядок;
- стадия «разрешения конфликта» характеризуется наличием мирных картин и сюжетов: покой, мир, возращение к естественной деятельности и др. Недаром К. Юнг утверждал, что «игры в песке» высвобождают заблокированную энергию и активизируют те процессы исцеления, которые заложены в человеческой психике. При использовании песочной терапии у дошкольников отмечаются положительные изменения: быстрее восстанавливаются утраченные навыки, повышается общий эмоциональный фон, усиливается самостоятельность, интенсивней и гармоничней развиваются познавательные функции и др.
В использовании песочной терапии в дошкольной среде используются следующие принципы организации деятельности:
- принцип создания стимулирующей естественной среды для того, чтобы ребенок почувствовал себя защищенно и комфортно. В этом случае наиболее вероятно проявление творческой активности дошкольника. Для соблюдения этого принципа подбирается задание, которое соответствует возможностям, в сказочной форме формулируется подробная и несложная инструкция к игре, поощряется фантазия и творческий подход, полностью исключается негативная оценка идей, результатов, действий дошкольника;
- принцип «оживления» абстрактных символов: цифр, фигур, букв и др. При реализации данного принципа формируется и усиливается положительная 17
мотивация к занятиям, усиливается внутренняя заинтересованность дошкольника;
- принцип «реального проживания», проигрывания разнообразных ситуаций совместно с героями сказочной игры. Данный принцип осуществляет переход от Воображаемого к Реальному и обратно. Например, оказавшись в роли Спасителя Главной Героини (принцессы, феи, девочки и др.), дошкольник не только предлагает определенный выход из кризисной ситуации, но и разыгрывает ее в реальности на песке с использованием фигурок. Соответственно, он имеет возможность убедиться в ошибочности или правильности избранного пути.
При использовании песочной терапии необходимо соблюдать условия работы с детьми: наличие специальной подготовки педагога, обязательное наличие творческого подхода педагога к проведению занятий; желание и согласия самого ребенка; отсутствие противопоказаний к проведению песочной терапии.
Песочная терапия является одним из методов коррекции стразов у дошкольников, т.к. создает в процессе занятий максимально комфортную среду, в которой дошкольник чувствует себя защищенно. В результате ребенок проявляет творческую активность, воображение, фантазию, не боится работать самостоятельно и принимать решения. В процессе использования метода дошкольник неосознанно учится понимать самого себя, принимать себя положительно. Также песок имеет свойство «принимать и заземлять» негативные эмоции и энергию дошкольника. Проживание ребенком психотравмирующей ситуации, проигрывание ее на песке и использование сказочных фигурок является полезным жизненным опытом, который позволит в дальнейшем более эффективно справляться с жизненными конфликтами и проблемами, преодолевать страхи в реальной жизни.
Упражнение «Построй «страшную» страну»
Инструкция: «Постройте, пожалуйста, страну, где страшно (немного жутковато)».
В данном упражнении возможно использование следующих стратегий (в зависимости от ситуации):
1. Стратегия «Путешествующего странника» cтроится по аналогии с песней чукчи: что вижу, о том и пою. Клиент комментирует процесс построения своего мира. Ведущий, без оценок, без диалогов, с помощью игрушечного персонажа «путешествует» в той стране, которую создал клиент.
‒ Очень важно не перейти из героев на личности (в процессе). Даже если клиент начинает обращаться к Вам как к личности, в то время, когда Вы
18
общаетесь с ним посредством фигурки, необходимо настоять на своем и обращаться к клиенту опосредованно, через героя.
2. Стратегия «Любознательный путешественник». Терапевт от лица фигурки узнает обстановку, задавая вопросы:
‒ Кто главный в построенной вами стране?
‒ Есть ли у него помощники?
‒ Кто здесь враг?
‒ И т.д.
3. Стратегия провокатора, в основе которой мысль: «Пока все спали, чудовище заняло королевский трон». Используется в ситуации, когда клиент считает, что в его царстве все великолепно. В таком случае необходимо довести его до желания «бороться».
4. Стратегия молчаливого наблюдателя используется преимущественно в работе с взрослым клиентом в том случае, когда у клиента развита речь и есть некоторый опыт работы с песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Страхи у дошкольников». Из опыта работы воспитателя МБДОУ №41 г.Усть-Лабинска Насильновой Елены Владимировны.
Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но в, то, же время сигнализирует об определённом неблагополу...
"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....
Сказкотерапия. Работа над страхами. Конспект занятия.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В занятии используются игровые сказкотерапевтические методы преодоления страхов детей. Дети учатся распознавать свой страх, и справляться...
Консультация для родителей "Психокоррекционные игры и упражнения, используемые для преодоления страхов у детей дошкольного возраста"
Кнсультация для родителей дошкольников...
Песочная терапия в детском саду. Развивающие игры с песком.
Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок...
«Применение настольной психологической игры «Опасности волшебного леса» (автор О.В.Хухлаева) в работе со страхами у детей старшего дошкольного возраста»
Игра направлена прежде всего на коррекцию разнообразных страхов у детей, а также на то, чтобы создать хорошее настроение, непринужденную атмосферу, помочь детям наладить контакт со взрослыми и между с...
Консультация «Детские страхи и как с ними работать»
Как работать с детскими страхами...