СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
статья

Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_giperaktivnogo_rebenka.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА.

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Психолог призван сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. И это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной. Такой переход сложен, особенно там, где наполняемость детских групп велика, где воспитатель работает без помощника.

Очень часто на консультацию к психологу  приходят педагоги с жалобой на чрезмерно подвижных детей. «Что мне с ним делать?», «Сделайте с ним что-нибудь!» - восклицают они. И задача педагога-психолога состоит в том, чтобы объяснить воспитателю, что ребенок так себя ведет не в силу чрезмерной распущенности и невоспитанности, а из-за индивидуальных особенностей.

Поэтому, самой распространенной формой работы являются индивидуальные и групповые консультации. Групповые консультации дают возможность психологу донести до воспитателей результаты диагностики о проблеме, обсудить основные трудности работы с гиперактивными детьми.

На индивидуальной консультации у воспитателя следует выяснить  особенности поведения и развития ребенка, дать конкретные рекомендации и совместно с педагогом разработать стратегию и тактику взаимодействия с таким ребенком.

Отработку навыков взаимодействия с гиперактивными детьми целесообразно проводить на семинарах-практикумах. Цель  семинара-практикума - повышение психологической компетентности воспитателей при работе с гиперактивными детьми. Семинары-практикумы включают в себя активные формы работы с педагогами, а также мини-лекции на которых психолог может дать теоретическую справку о том, что такое гиперактивность, раскрыть суть проблемы детей СДВГ. Педагогам следует объяснить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Например, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями: если ребенок начинает рвать обои, можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Семинар-практикум проводится в разных формах: в форме деловой игры («Гиперактивный ребенок на занятии»), в форме диспута («Помощь педагога гиперактивному ребенку»),  дискуссии, брифинга, «круглого стола» и т.д.

Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения вопросов по проблеме гиперактивности, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Цель данной формы работы – обмен информацией в совместной деятельности.

Еще одной формой работы с педагогами является устный журнал. Цель устного журнала – обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком. При проведении данной формы работы психолог выявляет имеющиеся знания у педагогов о синдроме СДВГ, обобщает их и дополняет.

Особая форма демонстрации психологом своего профессионального мастерства по теме гиперактивность, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта – это мастер класс. Психолог представляет свой метод работы с гиперактивными детьми или авторскую методику, имеющие свои принципы и определенную структуру.  

В процессе проведения мастер-класса идет непосредственное обсуждение основной мысли и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны ведущего, т.е. это открытая, свободная форма проведения, предполагаемая комментарии ведущего, вопросы по ходу деятельности, неформальное общение.

Основная цель мастер-класса – привлечение внимания педагогов к актуальным проблемам воспитания и обучения гиперактивных детей, способам их решения,  формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.

Структура МК (каким должно быть занятие):

1. Постановка проблемы (цели, задачи будущей деятельности), т.е. мотивация детей на деятельность;

2. Блок учебной информации (1-2 минуты). Предлагаются пути решения поставленной проблемы (предлагать могут и сами дети, и слушатели). Проговариваются основные элементы будущей деятельности

3. Практикум. Привлечение детей и слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями, комментарии по ходу деятельности, общение.

4. Итог. Проговаривается проблема и тот путь, метод, с помощью которого эту проблему получилось устранить.

В результате мастер-класса психолога с гиперактивными детьми, воспитателям предлагается возможность рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения с гиперактивным ребенком, а также осуществляется отработка практических навыков взаимодействия.

        Существует еще одна форма работы с педагогическим коллективом – это педагогическая гостиная. Педагогическая гостиная - это специально организованная форма взаимодействия педагогов, а так же педагогов других образовательных учреждений.

Очень интересна данная форма, когда необходимо познакомить педагогов с мнением других специалистов по данной проблеме, в частности детского невролога, педиатра.

В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Они задают вопросы гостям, являются соведущими, высказывают свою точку зрения по вопросам воспитания и развития детей.

Задачами организации педагогических гостиных являются:

- расширение представлений педагогов о проблеме;

- повышение заинтересованности ею;

- совершенствование профессиональных навыков и умений;

- вовлечение в непрерывное образование;

- создание возможностей проявить творческие способности.

        

        Литература:

1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2011.- 240 с.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – СПб.: Речь, 2011.- 190 с.

3. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми

Данная статья предлагает  эффективные методы коррекции, которые  достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре....

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесн...