программа психолого-педагогических занятий по подготовке к школе
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Карсадылова Ирина Юрьевна

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx56.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                                 Заведующий МБДОУ №7

                                                                                           «Ромашка» г.Сальска

__________Чапская М.В.

Программа психологических занятий «Приключение будущих первоклассников» для детей 6-7 лет при подготовке к школе.

(На основе программы Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»)

Составлена:

педагогом-психологом

Карсадыловой И.Ю.


Содержание:

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность Программы
  2. Аннотация Программы
  3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
  4. Цели и задачи программы «Цветик-семицветик».
  5. Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
  1. Организационный раздел
  1. Описание участников Программы
  2. Оснащение занятий
  3. Принципы проведения занятий
  4. Этапы реализации Программы
  5. Индивидуальная работа
  6. Работа с родителями детей-участников Программы
  1. Содержание деятельности педагога-психолога
  1. Основные направления деятельности педагога-психолога
  1. Планируемые результаты
  1. Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
  2. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
  1. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы МБДОУ
  2. Критерии результативности деятельности педагога-психолога МБДОУ

Приложение 1

Список литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность Программы.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

     Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

  1. Аннотация Программы

Рабочая программа педагога-психолога по дополнительному образованию МБДОУ Детский сад № 7 «Ромашка» г. Сальск разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. В основу психолого-педагогической работы положены программы: «Цветик-семицветик»; Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. (Н.П. Локалова, Д.П. Локалова «Готовимся к школе»). Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение, словесно-логическое мышление

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Отношение со взрослыми

Внеситуативно-личностные: взрослый – источник эмоциональной поддержки

Отношение со сверстниками

Внеситуативно-деловое: собеседник, партнер по деятельности

Эмоции

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осозновать свои переживания

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками , взрослыми

Объект познания

Причино-следственные связи между предметами и явлениями

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Интенсивное развитие произвольного внимания

Удерживает внимание 20-25 мин.,

Обьем внимания 10-12 предметов

Память

Интенсивное развитие долговременной памяти

Обьем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий

Мышление

Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Воображение

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словестное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком либо-деле

Новообразования возраста

  1. Внутренний план действий.
  2. Развитие произвольности всех психических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
  4. Возникновение первой целостной картины мира.
  5. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

1.4 Цели и задачи программы «Цветик-семицветик».

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:        

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.                

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

  1.  Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

     Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

     В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

     Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

     Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Описание участников программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5  до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:                

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст        

Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут  

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

6-7 лет

8-10 человек

25 минут

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

2.2 Оснащение занятий

- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные мелки;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

2.3 Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

2.4 Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

2.5 Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

2.6 Работа с родителями детей - участников программы:

     Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

3.1 Основные направления деятельности педагога-психолога

        Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Проводится: 

  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно: 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно: 

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

        Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательно-речевое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно: 

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми 2 младшей, средней , старшей и подготовительной группами.
  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
    4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4.1 Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. 

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

В системе мониторинга МБДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

  1. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Диагностика проводится в начале и в конце. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

5.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБДОУ

Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности. 

При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве МБДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

6. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ

  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
  • сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
  • сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников

6 -7 лет Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова

"ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК" Приключения будущих первоклассников

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Экспресс - диагностика в детском саду

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду».

Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам.

2

Создание Лесной школы

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 19

1.Знакомство детей друг с другом.

Развитие навыков вербального и невербального общения.

Снятие телесного и эмоционального напряжения.

4.Создание эмоционально положительного климата в группе.

Цветные полоски бумаги, фломастеры, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей

3

Букет для учителя

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 23

Продолжение знакомства детей друг с другом.

Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, памяти, мышления.

5.Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Радость", разрезные картинки с пиктограммой "Радость" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей

4

Смешные страхи

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28

Сплочение группы, развитие умения выступать публично.

Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, памяти, воображения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Страх", разрезные картинки с пиктограммой "Страх" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей

5

Игры в школе

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32

Развитие коммуникативных навыков

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие умение выступать публично.

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Времена года"

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Школьные правила

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39

Развитие навыков культурного общения.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Развитие внимания, памяти, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Что хорошо, что плохо"

2.

Собирание портфеля

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 44

Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, портфель.

3.

Белочкин сон

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 50

Развитие эмоциональной сферы

Развитие коммуникативной сферы.

Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфельчик со школьными принадлежностями, пиктограмма "Удивление", разрезные картинки с пиктограммой "Удивление" для каждого ребенка

4.

Госпожа Аккуратность

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 55

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, 3 силуэта ладошки из картона красного, желтого и зеленого цветов, перышко

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1.

Жадность

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 59

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, разрезная картинка для коллективной работы, карточки с изображениями животных

2.

Волшебное яблоко

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

Развитие эмоциональной сферы

Развитие внимания, мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Стыд", разрезные картинки с пиктограммой "Стыд" для каждого ребенка, мяч

3.

Подарки в день рождения

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69

Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.

Развитие  внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей.

4.

Домашнее задание

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 75

Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре.

2.Развитие речи и логического мышления.

Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных предметов

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Школьные оценки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 80

Развитие навыков общения детей.

Развитие мышления (анализ, логическое мышление)

Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое)

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, парные картинки из двух наборов детского лото, мяч, музыка

2

Ленивец

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 86

Развитие навыков общения детей.

Развитие мышления (анализ, логическое мышление)

Развитие слухового и зрительного внимания, распределения внимания.

Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти.

Развитие мелкой мускулатуры руки.

6. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, Ладошки, вырезанные из синего, красного и желтого картона, колечко, конверт со схемой

3

Списывание

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, логического мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик, предметные картинки

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Подсказка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, логического мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки из детского лото.

2

Обманный отдых

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 100

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных действий

3

Бабушкин помощник

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 107

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик

4

Прививка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 112

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

4. Развитие произвольности психических процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Робость", разрезные картинки с пиктограммой "Робость" для каждого ребенка, аптечка

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Больной друг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, песня "Настоящий друг"

2

Ябеда

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Брезгливость", разрезные картинки с пиктограммой "Брезгливость" для каждого ребенка

3

Шапка - невидимка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 127

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Самодовольство", разрезные картинки с пиктограммой "Самодовольство" для каждого ребенка

4

Задача для Лисенка

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 132

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления, воображения.

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Спорщик

Обида

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 138, 143

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, зеркало

2

Хвосты

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 147

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотв. С.Я. Маршака "О мальчиках и девочках"

3

Драки

Грубые слова

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 152, 157

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Развитие внимания, быстроты реакции.

Развитие логического и мышления, восприятия

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, цветок ромашка, сделанной из цветной бумаги

4

Дружная страна

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 161

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, "полоса препятствий"

Май

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

В гостях у сказки

До свидания, Лесная школа

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 165, 171

Развитие эмоциональной сферы детей.

Развитие внимания, мышления

Развитие навыков вербального и невербального общения

Развитие мелкой мускулатуры руки.

5. Развитие произвольности психических   процессов

Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, листы белой бумаги А4

2

Экспресс - диагностика в детском саду

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду».

Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам.

Список используемой литературы:

1.         Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе»- М.: Генезис, 2014. – 152 с.,

2.         Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» и Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012

3. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик. 70 развивающих заданий для дошкольников» для детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе»

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, пов...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к обучению в школе «СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ДОШКОЛЕНКА К ПЕРВОКЛАШКЕ»

Тревожность родителей и их стремление «сделать» своего ребенка успешным в школе подогревается большим количеством не подтвержденной педагогами и психологами информации в сети Интернет и на...

Рабочая программа психолого-педагогической подготовки к школе

Содержание Наименование раздела курса Номер страницыЦелевой раздел курса 1.Пояснительная записка22.Перечень нормативно-правовых документов43.Цели и задачи реализации деятельности54.Планируем...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе....