программа психолого-педагогических занятий по подготовке к школе
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 56.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №7
«Ромашка» г.Сальска
__________Чапская М.В.
Программа психологических занятий «Приключение будущих первоклассников» для детей 6-7 лет при подготовке к школе.
(На основе программы Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик»)
Составлена:
педагогом-психологом
Карсадыловой И.Ю.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Актуальность Программы
- Аннотация Программы
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Цели и задачи программы «Цветик-семицветик».
- Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
- Организационный раздел
- Описание участников Программы
- Оснащение занятий
- Принципы проведения занятий
- Этапы реализации Программы
- Индивидуальная работа
- Работа с родителями детей-участников Программы
- Содержание деятельности педагога-психолога
- Основные направления деятельности педагога-психолога
- Планируемые результаты
- Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
- Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
- Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы МБДОУ
- Критерии результативности деятельности педагога-психолога МБДОУ
Приложение 1
Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность Программы.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
- Аннотация Программы
Рабочая программа педагога-психолога по дополнительному образованию МБДОУ Детский сад № 7 «Ромашка» г. Сальск разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. В основу психолого-педагогической работы положены программы: «Цветик-семицветик»; Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. (Н.П. Локалова, Д.П. Локалова «Готовимся к школе»). Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяют своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение, словесно-логическое мышление |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Отношение со взрослыми | Внеситуативно-личностные: взрослый – источник эмоциональной поддержки |
Отношение со сверстниками | Внеситуативно-деловое: собеседник, партнер по деятельности |
Эмоции | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осозновать свои переживания |
Способ познания | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками , взрослыми |
Объект познания | Причино-следственные связи между предметами и явлениями |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Интенсивное развитие произвольного внимания Удерживает внимание 20-25 мин., Обьем внимания 10-12 предметов |
Память | Интенсивное развитие долговременной памяти Обьем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий |
Мышление | Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Воображение | Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словестное творчество (считалки, дразнилки, стихи) |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, умелость в каком либо-деле |
Новообразования возраста |
|
1.4 Цели и задачи программы «Цветик-семицветик».
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание участников программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
2.2 Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
2.3 Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
2.4 Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
2.5 Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
2.6 Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
3.1 Основные направления деятельности педагога-психолога
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательно-речевое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.
Обязательно:
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми 2 младшей, средней , старшей и подготовительной группами.
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4.1 Психологическое сопровождение системы мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей
- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
- беседы
- экспертные оценки.
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга МБДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
- Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Диагностика проводится в начале и в конце. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
5.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБДОУ
Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве МБДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
6. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий для дошкольников
6 -7 лет Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова
"ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК" Приключения будущих первоклассников
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
2 | Создание Лесной школы | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 19 | 1.Знакомство детей друг с другом. Развитие навыков вербального и невербального общения. Снятие телесного и эмоционального напряжения. 4.Создание эмоционально положительного климата в группе. | Цветные полоски бумаги, фломастеры, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей |
3 | Букет для учителя | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 23 | Продолжение знакомства детей друг с другом. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, памяти, мышления. 5.Развитие мелкой мускулатуры руки. 6.Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Радость", разрезные картинки с пиктограммой "Радость" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей |
4 | Смешные страхи | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 | Сплочение группы, развитие умения выступать публично. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, памяти, воображения Развитие мелкой мускулатуры руки. 6.Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма "Страх", разрезные картинки с пиктограммой "Страх" для каждого ребенка, бланки с заданиями для детей |
5 | Игры в школе | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 | Развитие коммуникативных навыков Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие умение выступать публично. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Времена года" |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1. | Школьные правила | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие навыков культурного общения. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, настольно-печатная игра "Что хорошо, что плохо" |
2. | Собирание портфеля | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 44 | Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. 2. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей,стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, портфель. |
3. | Белочкин сон | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 50 | Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативной сферы. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, портфельчик со школьными принадлежностями, пиктограмма "Удивление", разрезные картинки с пиктограммой "Удивление" для каждого ребенка |
4. | Госпожа Аккуратность | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 55 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, 3 силуэта ладошки из картона красного, желтого и зеленого цветов, перышко |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1. | Жадность | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 59 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, внимания, зрительной памяти, мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, разрезная картинка для коллективной работы, карточки с изображениями животных |
2. | Волшебное яблоко | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65 | Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. Развитие эмоциональной сферы Развитие внимания, мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Стыд", разрезные картинки с пиктограммой "Стыд" для каждого ребенка, мяч |
3. | Подарки в день рождения | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69 | Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей. |
4. | Домашнее задание | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 75 | Развитие навыков общения у детей, умения работать в паре. 2.Развитие речи и логического мышления. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных предметов |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Школьные оценки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 80 | Развитие навыков общения детей. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) Развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое) Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, парные картинки из двух наборов детского лото, мяч, музыка |
2 | Ленивец | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 86 | Развитие навыков общения детей. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) Развитие слухового и зрительного внимания, распределения внимания. Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти. Развитие мелкой мускулатуры руки. 6. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, Ладошки, вырезанные из синего, красного и желтого картона, колечко, конверт со схемой |
3 | Списывание | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, логического мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик, предметные картинки |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Подсказка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, логического мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки из детского лото. |
2 | Обманный отдых | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 100 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, картинки с изображением различных действий |
3 | Бабушкин помощник | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 107 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, колокольчик |
4 | Прививка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 112 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения Развитие мелкой мускулатуры руки. 4. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Робость", разрезные картинки с пиктограммой "Робость" для каждого ребенка, аптечка |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Больной друг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, песня "Настоящий друг" |
2 | Ябеда | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Брезгливость", разрезные картинки с пиктограммой "Брезгливость" для каждого ребенка |
3 | Шапка - невидимка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 127 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, пиктограмма "Самодовольство", разрезные картинки с пиктограммой "Самодовольство" для каждого ребенка |
4 | Задача для Лисенка | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 132 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Спорщик Обида | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 138, 143 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, зеркало |
2 | Хвосты | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 147 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, стихотв. С.Я. Маршака "О мальчиках и девочках" |
3 | Драки Грубые слова | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 152, 157 | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, быстроты реакции. Развитие логического и мышления, восприятия Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, цветок ромашка, сделанной из цветной бумаги |
4 | Дружная страна | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 161 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, "полоса препятствий" |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | В гостях у сказки До свидания, Лесная школа | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 165, 171 | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие мелкой мускулатуры руки. 5. Развитие произвольности психических процессов | Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, листы белой бумаги А4 |
2 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, «Экспресс – диагностика в детском саду». | Экспресс-диагностика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. | Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Материалы структурированы по возрастам. |
Список используемой литературы:
1. Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе»- М.: Генезис, 2014. – 152 с.,
2. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» и Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
3. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик. 70 развивающих заданий для дошкольников» для детей 6-7 лет – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе»
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, пов...
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к обучению в школе «СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ДОШКОЛЕНКА К ПЕРВОКЛАШКЕ»
Тревожность родителей и их стремление «сделать» своего ребенка успешным в школе подогревается большим количеством не подтвержденной педагогами и психологами информации в сети Интернет и на...
Рабочая программа психолого-педагогической подготовки к школе
Содержание Наименование раздела курса Номер страницыЦелевой раздел курса 1.Пояснительная записка22.Перечень нормативно-правовых документов43.Цели и задачи реализации деятельности54.Планируем...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе....