Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на психическое здоровье дошкольника с ОНР"
методическая разработка по психологии
Как приятно наблюдать за детьми у которых светятся глаза
от радости …
Это говорит о том, что ребенка любят, принимают таким какой он есть - воспитывают в любви и согласии в счастливой семье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Счастлив тот, кто счастлив дома!» Л.Н. Толстой | 762.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
г. Волгодонска
Школа заботливых родителей
Консультация педагога-психолога
на тему:
«Влияние семейного воспитания на психическое здоровье детей с общим недоразвитием речи»
Волгодонск 2022г.
Добрый вечер, уважаемые родители !!!
Как приятно наблюдать за детьми у которых светятся глаза от радости……
Это говорит о том, что ребенка любят, принимают таким какой он есть - воспитывают в любви и согласии в счастливой семье!
Ведь не зря говорится, что -
Счастлив тот, кто счастлив дома!»
Меня, как педагога-психолога детского сада, волнует психическое здоровье наших воспитанников.
Я делаю акцент на наших детей, потому что мы вместе и сообща должны заботиться об их здоровье. К детям с общим недоразвитием речи требуется особенный подход.
Взрослые должны понимать, что же включает в себя психическое здоровье ребенка….
- Уважаемые родители, что в вашем понимании
есть - психическое здоровье?
Это нормальное эмоциональное,
социальное и поведенческое самочувствие.
Т.е ребенок эмоционально благополучен (преобладает хорошее настроение), социализирован (ребенку комфортно в ДС и дома), его поведение соответствует принятым нормам, ребенок благополучно взаимодействует со сверстниками, по необходимости вступает в диалог со взрослыми.
Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи.
Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими.
Социальная функция семьи –
психологический тыл, защита, убежище.
Если ребенок лишен полноценного окружения (общения) с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте.
Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:
- Неполная семья. (При всем усердии взрослого, который в одиночку воспитывает малыша, к сожалению ребенок, не получает полного опыта морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях).
- Гиперопека. (Под усиленным родительским контролем, ребенок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается и в подростковом возрасте круто изменяет свое поведение в плохую сторону).
- Напряженные отношения в семье.
(Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит ребенка в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение).
- Асоциальная семья. (Дети, растущие в таких семьях, берут пример с домочадцев, начинают подражать родителям. А далее совершают противоправные поступки).
- Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых. (Плохое поведение малыша в семье грубо и резко пресекается, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы).
- Социальное неравенство.
(Ребенок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты).
- Формальное воспитание.
(Родители общаются с ребенком сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребенка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того).
- Потворство девиантному поведению.
(Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, что способствует укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок).
Эксперты Всероссийской организации здоровья, отмечают, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы.
Что мы относим к нарушения психического здоровья детей: (Осложненные варианты психического развития к которым можно отнести)
- Невротические состояния - появляются при эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же апатичности. При этом, если ситуации разрешаются, поправляется здоровье, то нежелательные проявления проходят. Но дети с подобными реакциями входят в группу риска, у них может развиваться невроз;
- Аутизм – проявляется в отстраненности, замкнутости, погруженности в собственный мир;
- Гиперактивность – с нарушением внимания. Дети слишком подвижны, импульсивны, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность;
- Тревожные дети и т.д.
Когда ребенок начинает вести себя откровенно плохо и нарушать устоявшиеся в обществе нормы морали, взрослым следует как можно скорее выявить главную причину и скорректировать процесс воспитания.
Ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей, имеют профилактические воспитательные меры.
Очень важно правильно реагировать на негативное
поведение детей:
*В случае незначительной агрессии, когда такое поведение объяснимо и понятно со стороны ребенка, важно выразить сопереживание ребенку:
«Я понимаю, ты злишься, потому что…», и т.
Постараться переключить внимание маленького бунтаря на что-то другое.
*Если в гневе ребенок ведет себя отвратительно вне зависимости от причин конфликта, родителям стоит проявлять терпение и мудрость.
Когда накал страстей спадет, имеет смысл «проговорить» ситуацию, избегая оценочных суждений и описать ребенку, что он делал в приступе ярости, какие слова произносил, что происходило до и после конфликта. Дать понять, что такое поведение вредит прежде всего ему самому.
Родители могут научиться правильно ругать ребенка,
если перед тем, как влиять на него и воспитывать, они будут задавать простой вопрос:
- «Что ты хотел, когда делал это?».
Если правильно понять мотив ребенка, взрослые смогут объяснить детям, как можно получить то, что они хотят, другим - правильным, безопасным и законным способом.
В борьбе с девиантным поведением ребенка, взрослым важно контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика или ругани.
Только так можно сохранить мир и продемонстрировать ребенку правильное поведение в критической ситуации.
Ни в коем случае нельзя допускать:
- сарказма или высмеивания;
- подкупов, обещания награды за хорошее поведение;
- выяснения отношений на людях;
- угроз или длительного чтения нотаций;
- давления, жесткости;
- использования физической силы.
- бороться с ребенком за власть. (кто кого) и др.
Идеальный вариант — демонстрировать свое спокойствие и полное владение ситуацией.
Если ребенок не умеет совладать с агрессией,
его поведение сопровождается внезапными вспышками ярости,
ему сложно правильным образом проявлять собственные эмоции уже по истечении 5 лет, в таком случае, подобное поведение не является нормальным и требует коррекции.
Необходимо знать: Чем младше ребенок, тем меньше он умеет делать что-то назло или специально.
Природа ребенка дошкольного и школьного возраста такова, что ему постоянно необходимо исследовать окружающий мир, интересуют причины и свойства предметов или событий.
По этой причине дети шалят и совершают такие проделки, за которые потом подвергаются наказанию.
Ребенок не всегда понимает, почему, то, чем он очень хочет заниматься или что желает попробовать — нельзя, опасно или неправильно.
Обычно так бывает в тех семьях, где родители не объясняют причины своих отказов и запретов, а просто ставят детей перед фактом — нельзя и на этом все.
К сожалению, некоторые родители манипулируют своими детьми.
К чему приводит манипулирование и запугивание детей?
- «Я отдам тебя в детский дом»,
- «Пусть тебя заберет полиция»,
- «Месяц теперь из дома не выйдешь»,
- «Ты хочешь моей смерти?»
К чему приводит манипулирование и запугивание детей?
Дети верят всему, что говорят им старшие, поэтому такие реплики вызывают в них ужас, страх, вину.
Могут решить, что взрослые больше не любят или хотят избавиться.
Конечно это является неправильным и оказывает разрушительное действие на детскую психику.
Когда родители поймут, что манипулирование и запугивание являются самыми быстрыми способами воздействия на ребенка, однако приносят больше всего вреда, им станет легче отказаться от них.
Как научиться влиять на детей по-другому?
Значение слов «нет» и «нельзя» нужно прививать почти с самого рождения.
Ребенок должен привыкать к ним не под влиянием психологического насилия или манипуляций,
а воспринимать как-то, что в мире есть вещи, которые для детей запрещены и это является законом.
Если родители с малых лет передают ребенку спокойное, но твердое отношение к соблюдению правил, то, вырастая, он сам уважает их и старается не нарушать.
С дошкольниками и младшими школьниками можно придумать игры, которые позволят им лучше контролировать свое поведение и желания.
Например, можно составить список важных правил, которые чаще всего нарушаются в вашей семье, а можно подобрать картинки с правилами или нарисовать их вместе с ребенком, наклеить их на большой лист (т.е. создать панно с правилами: нельзя играть со спичками, забираться на подоконник, мучить или разукрашивать кота, рисовать на обоях, брать без разрешения хрупкие предметы или то, что принадлежит взрослым).
Повесить список следует на видное место.
Оптимизировать процесс взаимодействия помогут следующие рекомендации:
* Пересмотрите устои, царящие в семье, и сделайте все возможное, чтобы любые воспитательные меры были справедливыми.
* Всегда будьте готовы беспристрастно выслушать юного члена семьи и простить ему любую оплошность. Категоричность родителей часто вредит, особенно после достижения ребенком подросткового возраста.
*Ненавязчиво участвуйте в жизни малыша, помогайте ему разбираться в сложных ситуациях, показывайте правильные, мирные способы достижения целей.
* Для профилактики девиантного поведения можно приобщить ребенка к какому-либо хобби. Привлекайте малыша к спорту, творчеству, изобретательству.
* Самое главное — не давить на ребенка, и дать ему возможность найти занятие по душе.
*Постараться создать максимально комфортную для ребенка обстановку в семье.
Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте установились доверительные отношения со взрослыми, поэтому родители должны больше общаться со своими детьми, разговаривать по самым разным поводам. Чтобы при поступлении в школу, столкнувшись с новыми условиями жизни, дети делились своими проблемами с родителями и чувствовали от них поддержку.
Именно общение обогащает чувственную сферу ребенка, чего так не хватает порой детям.
Очень важно в семейном общении использовать спокойный тон.
Показывайть ребенку личный пример эффективного поведения,
не допускайте вспышек гнева.
Следует сказать, что черты лица передаются ребенку по-наследству, а выражение его лица - это то - зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Ребенок все видит, все слышит и реагирует, а глазки все отображают.
Восточный Доктор Шиники Сузуки однажды сказал:
«Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядись в их глаза, и вы прочитаете всю историю своих супружеских отношений».
Именно от благоприятной атмосферы в семье, поддержки близких, будет зависеть, сможет ли подросток успешно пройти сложный возрастной период или прыгнет в пучину саморазрушения и озлобленности.
Больше общайтесь со своими детьми,
находите минутки для уединения,
гуляйте на свежем воздухе,
играйте в подвижные игры!
Пусть каждый ребенок чувствует себя счастливым
и будет психологически здоровым!
Пересмотрите устои, царящие в семье, и сделайте все возможное, чтобы любые воспитательные меры были справедливыми и адекватными.
***************************************************
Всегда будьте готовы беспристрастно выслушать юного члена семьи и простить ему любую оплошность. Категоричность родителей часто вредит, особенно после достижения чадом подросткового возраста.
***************************************************
Ненавязчиво участвуйте в жизни малыша, помогайте ему разбираться в сложных ситуациях, показывайте правильные, мирные способы достижения целей.
***************************************************
Для профилактики девиантного поведения можно приобщить ребенка к какому-либо хобби. Привлекайте малыша к спорту, творчеству, изобретательству.
***************************************************
Самое главное — не давить на ребенка, и дать ему возможность найти занятие по душе.
***************************************************
Постараться создать максимально комфортную для ребенка обстановку в семье
***************************************************
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка"
Консультация для родителей о роли и значении семьи в жизни и воспитании ребенка....
Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка".
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка....
Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка"
Консультация для родителей на тему "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка" ...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...
Консультация для родителей. Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольников.
Влияние гаджетов на психологическое здоровье дошкольников...