«Организация взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя в ОО"
методическая разработка по психологии

Войкина Татьяна Владимировна

До недавнего времени педагоги ДОУ основное внимание уделяли развитию познавательных процессов. При этом нравственное воспитание из-за недостатка режимного времени уходило на второй план. Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового  подхода к воспитанию и развитию детей. Его осуществление мы видим, в организации взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. С этой целью в ДОУ организуются различные мероприятия, охватывающие все области педагогического процесса и требующие одновременного взаимодействия нескольких педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_i_muz.ruk_vzaimodeystvie.docx20.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Организация взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя в ДОУ»

До недавнего времени педагоги ДОУ основное внимание уделяли развитию познавательных процессов. При этом нравственное воспитание из-за недостатка режимного времени уходило на второй план. Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового  подхода к воспитанию и развитию детей. Его осуществление мы видим, в организации взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. С этой целью в ДОУ организуются различные мероприятия, охватывающие все области педагогического процесса и требующие одновременного взаимодействия нескольких педагогов.

Педагог-психолог ДОУ ведет свою работу по основным направлениям:

 - психопрофилактика

 - психологическое просвещение

 - психодиагностика

 - психокоррекция

 - психологическое консультирование

 Основной целью работы моей работы, как педагога-психолога является – подготовка детей  к обучению в школе. Причем на сегодняшний день, она не определяется обучением специальным умениям и навыкам. Значительно важнее, когда ребенок пойдет в первый класс, помочь ему легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т.е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса. Для этого необходимо наличие у ребенка таких интегративных качеств, как:

 - эмоционально отзывчивый

 - овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми;

 - любознательный, активный;

К сожалению, в наши дни, все чаще можно встретиться с феноменом «засушенного сердца», описанным Л.С. Выготским, под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» детей способствует окружающая обстановка. Дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, которая в свою очередь дает более красочное восприятие мира. Бедное чувственное восприятие делает детей более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, взрослые нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. А возникающие при этом, ростки негативных чувств и эмоций могут в дальнейшем принести самые нежелательные плоды. Таким образом, очень важно объединять усилия педагогов ДОУ и всех специалистов для развития чувственной сферы детей и обеспечения благоприятного эмоционального климата.

К основным процедурам работы педагога-психолога можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); приветствие и прощание носят ритуальный характер. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить «черствое» сердце ребенка является музыка. Она в совокупности с психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному направлению.

 

Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Приобщение дошкольников к музыке предполагает использование  различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-игровая деятельность---- приоритетное направление в работе музыкального руководителя нашего ДОУ.

Задачи по реализации этого направления охватывают широкий спектр педагогической деятельности:

1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.

2. Расширить лексический запас.

3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.

7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

Виды музыкально-игровой деятельности:

-Пластические игры и упражнения: «Потягушки», «Игра с пчёлкой», «Плакучая ива», «Ритмическая разминка», «Прогулка в лес», «Лабиринт, «Снеговик».

-Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат смену музыкального фрагмента меняют движения.

-Игры с подражательными движениями

«Небоскребы – избушки» (тема “Город”);

«Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);

«Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”).

-Игры на общение ( хороводные)

 

--Пальчиковые игры: «Прогулка», «Дружба», «По грибы»,

--Игры – потешки: «Пузырь» р.н. игра, «Кисонька – мурысонька»,

--Игры – массаж: «Грибной дождик», «Воробьи», «Пальчик – мальчик».

--Игры с предметами: «Тук-тук», «Шаловливые сосульки».

--Танцевально-игровые композиции: «Бабка – Ёжка», «Сара – Барабу», «Весна – красна» Т. Суворова.

   -- Подвижные русские  народные игры

  ---Игра на шумовых  инструментах.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер музыкально-игровой деятельности, в процессе которой у ребенка развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух , а  также двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.

Педагог-психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы, одной из которых является проведение в ДОУ совместных мероприятий.

Интеграция содержания различных образовательных областей с музыкой может дать особый эффект в развитии ребенка, обогатить его внутренний эмоциональный опыт.

В данном небольшом опыте по взаимодействию музыкального руководителя и педагога-психолога для себя отметили несколько плюсов:

 - рассмотрение темы с разных сторон, позволяет подобрать наиболее оптимальные пути для решения той или иной педагогической задачи;

 - эффективное использование времени;

 - повышение результативности педагогической деятельности;

На данный момент это вся информация, которой нам хотелось сегодня поделиться. Для себя совместную работу нашли весьма плодотворной и даже вполне результативной. В дальнейшем хотелось бы еще раз вернуться к данной теме, поскольку в процессе работы возникло много вопросов и много идей, которые хотелось бы воплотить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "система организации взаимодействия ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА со специалистами"

В брошюре даются схемы организации взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ОО....

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

Мастер-класс «Использование пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия педагога-психолога с воспитанниками в ДОУ».

Цель: познакомить педагогов-психологов с вариантами использования  пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия с воспитанниками в ДОУ....

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в ДОУ.

Материал полезен для педагогов дошкольного образования....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."

Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...