«Организация взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя в ОО"
методическая разработка по психологии
До недавнего времени педагоги ДОУ основное внимание уделяли развитию познавательных процессов. При этом нравственное воспитание из-за недостатка режимного времени уходило на второй план. Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Его осуществление мы видим, в организации взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. С этой целью в ДОУ организуются различные мероприятия, охватывающие все области педагогического процесса и требующие одновременного взаимодействия нескольких педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_i_muz.ruk_vzaimodeystvie.docx | 20.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Организация взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя в ДОУ»
До недавнего времени педагоги ДОУ основное внимание уделяли развитию познавательных процессов. При этом нравственное воспитание из-за недостатка режимного времени уходило на второй план. Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Его осуществление мы видим, в организации взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. С этой целью в ДОУ организуются различные мероприятия, охватывающие все области педагогического процесса и требующие одновременного взаимодействия нескольких педагогов.
Педагог-психолог ДОУ ведет свою работу по основным направлениям:
- психопрофилактика
- психологическое просвещение
- психодиагностика
- психокоррекция
- психологическое консультирование
Основной целью работы моей работы, как педагога-психолога является – подготовка детей к обучению в школе. Причем на сегодняшний день, она не определяется обучением специальным умениям и навыкам. Значительно важнее, когда ребенок пойдет в первый класс, помочь ему легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т.е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса. Для этого необходимо наличие у ребенка таких интегративных качеств, как:
- эмоционально отзывчивый
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми;
- любознательный, активный;
К сожалению, в наши дни, все чаще можно встретиться с феноменом «засушенного сердца», описанным Л.С. Выготским, под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» детей способствует окружающая обстановка. Дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, которая в свою очередь дает более красочное восприятие мира. Бедное чувственное восприятие делает детей более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, взрослые нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. А возникающие при этом, ростки негативных чувств и эмоций могут в дальнейшем принести самые нежелательные плоды. Таким образом, очень важно объединять усилия педагогов ДОУ и всех специалистов для развития чувственной сферы детей и обеспечения благоприятного эмоционального климата.
К основным процедурам работы педагога-психолога можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); приветствие и прощание носят ритуальный характер. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить «черствое» сердце ребенка является музыка. Она в совокупности с психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному направлению.
Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Приобщение дошкольников к музыке предполагает использование различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-игровая деятельность---- приоритетное направление в работе музыкального руководителя нашего ДОУ.
Задачи по реализации этого направления охватывают широкий спектр педагогической деятельности:
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Виды музыкально-игровой деятельности:
-Пластические игры и упражнения: «Потягушки», «Игра с пчёлкой», «Плакучая ива», «Ритмическая разминка», «Прогулка в лес», «Лабиринт, «Снеговик».
-Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат смену музыкального фрагмента меняют движения.
-Игры с подражательными движениями
«Небоскребы – избушки» (тема “Город”);
«Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);
«Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”).
-Игры на общение ( хороводные)
--Пальчиковые игры: «Прогулка», «Дружба», «По грибы»,
--Игры – потешки: «Пузырь» р.н. игра, «Кисонька – мурысонька»,
--Игры – массаж: «Грибной дождик», «Воробьи», «Пальчик – мальчик».
--Игры с предметами: «Тук-тук», «Шаловливые сосульки».
--Танцевально-игровые композиции: «Бабка – Ёжка», «Сара – Барабу», «Весна – красна» Т. Суворова.
-- Подвижные русские народные игры
---Игра на шумовых инструментах.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
“Ложкари” (ложки разных размеров)
“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер музыкально-игровой деятельности, в процессе которой у ребенка развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух , а также двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.
Педагог-психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы, одной из которых является проведение в ДОУ совместных мероприятий.
Интеграция содержания различных образовательных областей с музыкой может дать особый эффект в развитии ребенка, обогатить его внутренний эмоциональный опыт.
В данном небольшом опыте по взаимодействию музыкального руководителя и педагога-психолога для себя отметили несколько плюсов:
- рассмотрение темы с разных сторон, позволяет подобрать наиболее оптимальные пути для решения той или иной педагогической задачи;
- эффективное использование времени;
- повышение результативности педагогической деятельности;
На данный момент это вся информация, которой нам хотелось сегодня поделиться. Для себя совместную работу нашли весьма плодотворной и даже вполне результативной. В дальнейшем хотелось бы еще раз вернуться к данной теме, поскольку в процессе работы возникло много вопросов и много идей, которые хотелось бы воплотить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с участием специалистов ДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Темазанятия: "Подводное царство"....
Брошюра "система организации взаимодействия ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА со специалистами"
В брошюре даются схемы организации взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ОО....
Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".
В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...
Мастер-класс «Использование пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия педагога-психолога с воспитанниками в ДОУ».
Цель: познакомить педагогов-психологов с вариантами использования пособия «Игровой парашют», при организации взаимодействия с воспитанниками в ДОУ....
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в ДОУ.
Материал полезен для педагогов дошкольного образования....
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста.
Материал будет полезен для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."
Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...