Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ».
консультация по психологии
Современное общество на сегодняшний день характеризуется информационной насыщенности, ускоренного ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, а также стрессы разного происхождения. Исходя из сегодняшней реальности мы прослеживаем актуальность применения релаксационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. А именно такой технологией и является арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Существуют разные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. В своей работе с детьми старших и подготовительных групп я использую такой вид арт-терапии, как тестопластика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 73.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Тестопластика как метод арт-терапии
в работе педагога-психолога ДОУ».
Современное общество на сегодняшний день характеризуется информационной насыщенности, ускоренного ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, а также стрессы разного происхождения. Исходя из сегодняшней реальности мы прослеживаем актуальность применения релаксационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. А именно такой технологией и является арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Существуют разные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. В своей работе с детьми старших и подготовительных групп я использую такой вид арт-терапии, как тестопластика
Метод тестопластики доступный всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно делать все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает положительные эмоции и гордость за свои достижения. А самое главное, при тестопалтикее развивается мышление, воображение, память, внимание, выступает как метод саморегуляции и релаксации, развивается моторика рук, а это прямой путь к развитию речи. А развитие речи и тренировка пальцев — это как раз то, что необходимо детям дошкольного возраста. У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук разминая в руках кусочек теста, дети помогают сами себе. Кристаллы соли раздражают нервные окончания пальцев, тем самым воздействуют на участки головного мозга, обеспечивающие формирование речи. Тестоплаттика как метод арт-терапии — это не только интересно, но и полезно.
В начале своей работы я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми. Я составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.
Работая по теме, поставила перед собой цель: способствовать развитию высших психических функций с использованием технологии тестопластики.
Через использование арт-терапии решаю следующие задачи:
-стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей,
-развивать изобразительные навыки и умения,
-развивать мелкую моторику и координацию рук,
-вырабатывать навыки саморегуляции.
Задачи обучения:
- содействовать формированию у детей интереса к лепке;
- знакомить их со свойствами материала;
- учить правильно пользоваться соленым тестом;
- помочь овладеть техническими приемами тестопластики;
- научить создавать простейшие формы, фигуры, плоские и обьемные изображения.
На первых занятиях рассказала детям об истории тестопластики, знакомила с материалами, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами, а так же декорирование теста мелкими деталями(пуговицами, фасолинками, горошинами, бусинками и т.д.).
Одна тема рассчитана на два занятия. На первом занятии дети лепят поделку, потом даем возможность высохнуть ей, а на втором занятии раскрашиваем её. Для раскрашивания используем краски (гуашь, акварель). Тесто делала цветным добавляла краски в воду для замешивания.
Для раскатывания использовали скалки, а для вырезывания – формы для печенья, трафареты. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.
В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций (порицания, критика, неодобрение). Четко и понятно указывала на это ребенку, например, «Ты сегодня справился быстрее», «Сегодня ты был не очень внимателен, думаю, что на следующем занятии ты исправишься».
Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые я использую в работе с детьми.
Для того чтобы приступить к лепке из теста какой – либо фигуры, нужно освоить несколько простых приемов и элементов лепки, таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др. При лепки определенных фигур, я использую пальчиковые игры, мы проговариваем и лепим, например при катании шара, использую следующую игру,
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Чтобы получить блин, лепешку или диск, сначала скатываем шарик, потом его сильно сдавливаем, сплющиваем между ладонями. Лепим и проговариваем.
Тесто круто замесили,
Ух-тух, ух-тух.
Сковородки раскалили,
Ух-тух, ух-тух.
Испечем оладушки,
Лады, лады ладушки.
Горячи оладушки!
Жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент нужно положить кусок теста и раскатать его другой ладонью вперед – назад. Чем сильнее давить на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Можно раскатывать жгут и проговаривать с детьми слова.
Посмотрите-ка, друзья,
А у нас живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Конус. Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между ладошками, нажимая на одну сторону. Конусы в дальнейшем пригодится для лепки колпака клоуна, крыши домика, капли и т. п. При лепки проговариваем слова.
Капельки-р
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
Цилиндр. Для лепки цилиндра нужно взять кусок теста и указательным и большим пальцем, раскатать вперед – назад до формы толстого жгута продолжая держать заготовку, указательным и большим пальцем другой руки надавить на оба кольца жгута, чтобы выровнить. При лепке этого элемента можно проговаривать стихотворение.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
Кубик. Кубик можно слепить двумя способами: простым и сложным. Легче сделать с помощью стеки, обрезать из куска теста все лишнее. Но все же для ребенка важнее ощутить форму, объем и создать кубик с помощью собственных пальчиков, не используя стеки. Нужно сначала слепить цилиндр и попеременно нажатием пальцев выравнивать поверхность элемента с четырех сторон: сверху, снизу и еще с двух сторон. Чтобы поверхность была более ровной, можно выровнять поверхность, прижав каждую из сторон к доске для лепки. Лепим и проговариваем и слова.
Познакомьтесь, это куб
Всего четыре стороны
У него всегда ровны.
Прямоугольник. Прямоугольник можно сделать на основе кубика, вытянув любые две стороны, надавив на них пальцами. Проговариваем слова.
Это- прямоугольник
Тоже четырехугольник,
И совсем почти квадрат,
Но немного длинноват.
И теперь он во стократ
Стал полезней, чем квадрат.
Это вам и шоколадка,
И учебник, и тетрадка,
Дверь, окно, кирпич, паркет…
И чего тут только нет.
Продолговатый шар. Нужно слепить шар и поменять движение кисти; одна ладонь остается неподвижной, вторая раскатывает шар вперед – назад два – три назад, легко надавливая, шар должен немного вытянуться.
Есть у шара младший брат-
Он слегка продолговат:
Рос он, рос-и длинный стал.
А зовут его овал.
Он-на дереве листок,
У ромашки-лепесток,
На него еще похожи,
Огурец и кабачок.
Полусфера. Чтобы слепить полусферу, нужно слепить шар и стекой разрезать пополам. При выполнении этих действий можно проговаривать вместе с ребенком.
Черепашка тащит дом,
Отдыхать ей можно в нем.
От дождя она укрыта –
Дом и крыша и защита.
Много дней она в пути,
Долго ей еще ползти.
Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. В целом у детей происходит развитие мыслительных операций. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку, развивают своё воображение и мышление.
На занятиях использую аудиосказки, которые мы прослушиваем и обсуждаем, затем приступаем к лепке главных героев, обсуждаем их характер, облик, эмоции, которые они испытывают, развития высших психических функций
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: «Меня зовут Кошечка. Я люблю молоко! А ты что любишь?» Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
На занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Все это позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, моя цель –способствовать развитию высших психических функций.
Результатом своей работы по тестопластике, как одной из форм арт-терапии я считаю: научить ребёнка лепке, помочь посредством арт-терапии справиться с эмоциональным напряжением и способствовать его развитию. В дальнейшем я планирую продолжить работу с детьми по данной теме.
Метод арт-терапии не имеет ограничений, чем больше ребенок творит, тем комфортнее, свободнее и счастливее ему живется. Давайте способствовать развитию личности ребенка.
С Уважением, педагог-психолог Ю.А.Ракина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).
Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...
Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ
Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает наша коллега, автор книги «Введение в арт-терапию» Ирина Владим...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...
Пескотерапия как метод арт-терапии в паботе педагога-психолога
Пескотерапия универсальный метод в работе психолога, с ее помощью можно преодолеть трудности адаптации и коммуникации, развить речь,память, внимание и т.д....
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...
Методы арт-терапии в работе педагога-психолога.
В статье освещен опыт работы педагога-психолога методами арт-терапии в сельском детском саду.Данный вид работы доступен всем специалистам....
Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...