Тренинг для педагогов с использованием МАК
материал по психологии
- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
- создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
- снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
Цели тренинга:
- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
- создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
- снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Количество человек: 16.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» листы А4, цветные карандаши.
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
Комментарий ведущего. Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.
В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.
Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.
Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.
Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я делюсь с вами…»
Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я делюсь с вами… (хорошим настроением, радостью, оптимизмом и т. п.)».
Примечание. Игра поможет снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность педагогов в себе, создать позитивную атмосферу.
Слово педагога-психолога: С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).
Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Большинство стойко переживают жару, дожди и снегопады, однако отдельные виды нуждаются в особом уходе: их надо поливать, утеплять… А есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне, стоят в саванах в гордом одиночестве. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.
Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».
Упражнение «Я — такое дерево»
Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»
Упражнение «Я садовником родился»
Цель: проанализировать свой профессиональный путь.
Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:
- карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;
- карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;
- карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».
Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.
Коллективная работа «Портрет идеального воспитателя»
Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.
Вопросы для обсуждения:
- Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель?
- Что мешает вам стать таким идеальным воспитателем?
- Вспомните сложный случай из вашей педагогической деятельности — конкретного ребенка, в работе с которым вы испытывали трудности. Каким деревом вы видите его?
Слово педагога-психолога: Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих! Найдите ресурс в своей карте «Каким воспитателем я хочу быть» (карта № 3 из упражнения «Я садовником родился»), озвучьте. Например, «Я выбрала карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».
Техника «Расширение рисунка»
Инструкция педагогам: Положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Включите звуки леса.)
Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.
Упражнение «Подарок-пожелание соседу»
Каждый педагог вслепую вытягивает из колоды позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.
Рефлексия
Педагоги продолжают предложения:
- Главная мысль нашей встречи — …
- Настроение нашей встречи — …
- Слово нашей встречи — …
- Итог нашей встречи — …
По материалам Марины Жагариной
педагога-психолога детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово, Иркутская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тренинги для педагогов с использованием ИКТ"
Сборник тренинговых игр и упражнений для педагогов с использованием реласксационных роликов (ИКТ)....
тренинг для педагогов с использованием арт-терапевтических методов
Данный тренинг разработан при участии педагога-психолога и музыкального работника. Он направлен на предотвращение эмоционального выгорания у педагогогов во время учебного года, а так же на развитие тв...
Физкультурный тренинг для педагогов ДОУ «Использование ИКТ при организации физкультурно-оздоровительной деятельности»
При организации и проведении занятия физической культуры необходимо использование ИКТ. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творче...
Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...
Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»
Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ
Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...
Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, которые определяют опасность, угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью...