Волевой компонент деятельности как критерий готовности к школьному обучению.
статья по психологии (подготовительная группа)
Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте. В связи с этим важно разобрать причину подобных проблем. Одна из них - несформированное произвольное поведение дошкольника. Разберем эту тему подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volevoy_komponent_deyatelnosti_kak_kriteriy_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Произвольность поведения – необходимый компонент готовности ребенка к школе.
Часто от родителей приходится слышать, что их ребенок не слушает, ему ничего не интересно, он неуправляем, не может усидеть на месте. В связи с этим важно разобрать причину подобных проблем. Одна из них - несформированное произвольное поведение дошкольника. Разберем эту тему подробнее.
В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как главная и центральная линия становления личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).
Произвольность – это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность – это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением, умение слушать и слушаться.
Наиболее важным периодом развития произвольности считается дошкольный возраст. В целом, произвольное поведение начинает формироваться уже на первом году жизни. К 4 готом формируется полноценный контроль за своими действиями. В этом развитии важную роль играют волевые действия, которые возникают на основе речевых сигналов (словесных указаний взрослого).
Так сложилось, что на этапе подготовки детей к школе, и педагоги, и родители, основной упор делают на интеллектуальную и специальную готовность к школьному обучению и недостаточно уделяют внимания вопросам, связанным с волевой готовностью детей, в частности, с развитием их произвольного поведения.
Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
- Обретение контроля над своим поведением.
- Выработка волевых качеств.
За произвольное поведение отвечают лобные доли коры головного мозга, так же как и за речь и мышление. Собственно оно начинает формироваться, когда ребенок выполняет элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а так же такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.
Чем же отличается произвольное поведение от непроизвольного?
Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Если в дошкольный период ребёнку не были созданы условия для формирования волевых качеств, то в школе проблема произвольности обостряется и может привести к отрицанию учебной деятельности. Такие дети, попав в школу, не способны поддерживать свои усилия в выполнении заданий до конца, не стремятся к получению хорошего результата, не проявляют познавательной самостоятельности.
Развитие произвольности может быть обусловлено следующими причинами:
- Психофизиологическая.
Умение регулировать свое поведение, тесно связано с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.
Помогая ребёнку развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, мы стимулируем развитие мозговых структур, а значит, создаём физиологические предпосылки развития воли.
- Социальная.
Становление произвольности опосредуется жизненным, игровым, деятельностным опытом, т.е. воспитанием.
Можно выделить и охарактеризовать пять основных проявлений, характеризующих произвольность деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Способность действовать целенаправленно, выполнять действия в соответствии с правилами (указаниями взрослого).
2. Способность сконцентрироваться на выполнении какого-то дела и добиться результата.
3. Способность осознавать и оценивать свои действия, поведение.
4. Способность планировать свои действия.
5. Способность принимать и соблюдать социальные нормы поведения в деятельности.
Конечно, формируется произвольность деятельности постепенно под руководством взрослого, на основе возникновения определенных возрастных психологических предпосылок.
Как мы – родители, взрослые, можем помочь дошкольнику, оградить его от проблем начала обучения в школе?
Главное не забывать, что ведущая деятельность дошкольного периода – игра! Исследования ученых доказывают, что игра имеет особое значение в развитии произвольного поведения этого возраста.
Правила поведения, которые озвучивают взрослые, часто усваиваются детьми очень плохо. Дети не применяют их в жизни. А вот правила игры дети выполняют с удовольствием, так как это является, необходимым условием интересной совместной деятельности. Постепенно правила игры легко и непринужденно появляются в их жизни и начинают успешно регулировать поведение и деятельность детей. Игра – это истинная школа общественных отношений для ребенка; в ней он обучается сотрудничеству, у него развиваются качества, которые могут помочь и педагогу и детям стать настоящими партнерами в общем деле. В процессе игры вырабатывается умение почтительно относиться к посторонним ценностям и защищать собственные.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. Упражнения должны содержать в себе большие возможности для развития у детей приёмов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребёнок имеет возможность сопоставить учебные действия и их конечный результат с заданным образом.
При организации работы по развитию произвольности с детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка:
-концентрировать внимание;
-доводить начатое до конца;
-контролировать свои движения;
-снимать мышечное напряжение;
-контролировать свои эмоциональные проявления;
-расширять поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Рекомендуется, предлагая малышу какое-либо задание, сразу ориентировать его на выполнение с начала и до конца. Если ребёнку трудно выполнить ваши требования самостоятельно – помогите ему. Помните – детям не нужны нотации, детям нужны примеры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению
Консультация...
Консультация для родителей "Критерии готовности к школьному обучению"
Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп....
Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность
Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...
Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе....
Критерии готовности к школьному обучению
Критерии готовности к школьному обучению...
Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовн...