Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
консультация по психологии
Развитие межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию доклад на тему: Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических, так средовых факторов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, мышление и восприятие пространственных представлений.
Итак, как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей:
• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
• координация движений;
• усвоение информации и ее анализ.
Когда связь между полушариями слабая, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным, раздражительным, рассеянным и т.д.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.
Межполушарные связи формируются у ребенка до 12 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации, психологи считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное восприятие.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
• агрессия;
• плохое запоминание;
• непонятная и сбивчивая речь;
• зеркальное написание букв и цифр;
• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
• сложности в общении с ровесниками.
Для того чтобы проверить на сколько развиты связи между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть ребенок заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более чем 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Причины:
- Слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
- На развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
- Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Как развивать межполушарные связи?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
- Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. («Ухо – нос», «Ладонь – кулак – ребро», «Колечки».)
- Упражнения на балансирах – при попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия у детей. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Ребенку нужно балансировать так, чтобы удержать равновесие (маленький балансир), попасть шариком в центр лабиринта. Для усложнения используем несколько шариков (балансир с лабиринтом).
- Раскраски и прописи. Построены на использовании в работе с детьми метода психографики (обводим по точкам, штрихуем, дорисовываем объекты самостоятельно, закрашиваем и т. д.) Применяя в работе с детьми метод психографики, мы стимулируем активность различных центров головного мозга, формируем между полушариями функциональные взаимосвязи, имеющие сложную психическую организацию.)
- Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации. («Поиск предметов», «Пальчиковый твистер», «Судоку»).
Результаты:
- У детей наблюдается положительная динамика в:
координации общей и мелкой моторике рук; - ориентировки в пространстве относительно своего тела;
- закрепление понятия «право» и «лево»;
- активизации интеллектуальных и познавательно – речевых процессов;
- повышении устойчивости внимания, усидчивости, умении быстро переключаться с одной деятельности на другую,
работоспособности; - Формируются предпосылки к учебной деятельности: самоконтроля, самооценки.
Итак, важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных результатов в учебе и не только.
Спасибо за внимание!
*Мозолистое тело — сплетение нервных волокон в головном мозге , соединяющее правое и левое полушария. Его основная функция заключается в обеспечении координации работы полушарий головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shehovtsova.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию доклад на тему: Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических, так средовых факторов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, мышление и восприятие пространственных представлений.
Итак, как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей:
• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
• координация движений;
• усвоение информации и ее анализ.
Когда связь между полушариями слабая, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным, раздражительным, рассеянным и т.д.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.
Межполушарные связи формируются у ребенка до 12 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации, психологи считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное восприятие.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
• агрессия;
• плохое запоминание;
• непонятная и сбивчивая речь;
• зеркальное написание букв и цифр;
• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
• сложности в общении с ровесниками.
Для того чтобы проверить на сколько развиты связи между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть ребенок заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более чем 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Причины:
- Слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
- На развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
- Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Как развивать межполушарные связи?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
- Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. («Ухо – нос», «Ладонь – кулак – ребро», «Колечки».)
- Упражнения на балансирах – при попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия у детей. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Ребенку нужно балансировать так, чтобы удержать равновесие (маленький балансир), попасть шариком в центр лабиринта. Для усложнения используем несколько шариков (балансир с лабиринтом).
- Раскраски и прописи. Построены на использовании в работе с детьми метода психографики (обводим по точкам, штрихуем, дорисовываем объекты самостоятельно, закрашиваем и т. д.) Применяя в работе с детьми метод психографики, мы стимулируем активность различных центров головного мозга, формируем между полушариями функциональные взаимосвязи, имеющие сложную психическую организацию.)
- Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации. («Поиск предметов», «Пальчиковый твистер», «Судоку»).
Результаты:
- У детей наблюдается положительная динамика в:
координации общей и мелкой моторике рук; - ориентировки в пространстве относительно своего тела;
- закрепление понятия «право» и «лево»;
- активизации интеллектуальных и познавательно – речевых процессов;
- повышении устойчивости внимания, усидчивости, умении быстро переключаться с одной деятельности на другую,
работоспособности; - Формируются предпосылки к учебной деятельности: самоконтроля, самооценки.
Итак, важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных результатов в учебе и не только.
Спасибо за внимание!
*Мозолистое тело — сплетение нервных волокон в головном мозге , соединяющее правое и левое полушария. Его основная функция заключается в обеспечении координации работы полушарий головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнен...
Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).
В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия....
Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упр...
Консультация "Развитие межполушарных связей в дошкольном возрасте"
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и сред...
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...
«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов...