Консультация "Развитие межполушарных связей в дошкольном возрасте"
консультация по психологии

Лемехова Анастасия Валентиновна

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. С самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут они развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

«Развитие межполушарного взаимодействия

является основой развития интеллекта

и творческого самовыражения»

Сиротюк Л. А., доктор психологических наук

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. 

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память; - абстрактное, аналитическое мышление; - обработка вербальной информации; - анализ информации, делает вывод; - отвечает за правую половину тела.

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность; - музыкальные и художественные способности; - ориентация в пространстве; - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др); - обработка большого количества информации одновременно, интуиция; - воображение; - отвечает за левую половину тела.

Иначе говоря, левое полушарие мыслит логически, правое – творчески.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело - это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя.

Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут они развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.

В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут они развиты, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.

В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

ПРИЗНАКИ СЛАБОГО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ.

  • он с трудом описывает ситуацию по картинке;
  • часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
  • у ребенка может меняться ведущая рука.
  • затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
  • ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
  • пишет буквы в зеркальном отражении;
  • не может адекватно оценивать эмоции других людей;
  • испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий.

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга.

Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс во время беременности;

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год жизни;

- психотравмирующие ситуации.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

 инфантильность;

 отсутствие познавательной мотивации;

 задержка умственного развития;

 поведенческие нарушения;

 моторная неловкость;

 логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур.

Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

 Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Таким образом ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

они синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; логоритмика; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку (Моцарта и других композиторов).

ДОСКИ Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта с бегунками. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот. Существуют доски для рук и для ног. Рекомендуются для занятий с детьми старше 5 лет.

ПРОПИСИ И ПОСОБИЯ Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить дошкольников к обучению в школе.

Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

  • Упражнения необходимо выполнять ежедневно, по 5-10 минут.
  • Начинать с раннего возраста с пальчиковых игр.
  • Выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
  • С пяти лет использовать комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга.
  • Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.
  • Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
  • При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие межполушарных связе й «Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения» Сиротюк А. Л ., доктор психологических наук

Слайд 3

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО? Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 4

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 5

Характерные признаки слабого развития межполушарных связей у ребенка с трудом описывает ситуацию по картинке; часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; может меняться ведущая рука; затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; пишет буквы в зеркальном отражении; сложно писать под диктовку и переписывать текст; не может адекватно оценивать эмоции других людей; испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми. В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий.

Слайд 6

Период формирования и развития межполушарных связей Формируются вплоть до 12 - 15 лет . Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет : у девочек до 7 лет у мальчиков до 8 – 8,5 лет

Слайд 7

Формирование и развитие Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга : рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

Слайд 8

Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика логоритмика дидактические игры и задания кинезиологические упражнения артикуляционная и дыхательная гимнастика самомассаж тренажоры творческие занятия под классическую музыку

Слайд 9

Межполушарные доски

Слайд 10

Межполушарные доски

Слайд 11

Межполушарные доски

Слайд 12

Прописи и пособия

Слайд 18

Кинезиологические упражнения Кинезиология э то наука о развитии головного мозга через движение Кинезиологические упражнения это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие

Слайд 20

Упражнения необходимо выполнять ежедневно , по 5-10 минут . Начинать с раннего возраста с пальчиковых игр. Выполнять пальчиковые игры от простого к сложному . С пяти лет использовать комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой , затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя. Кинезиологические упражнения. Правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста

Буклет для педагогов и родителей на тему: " Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста" даст представление о том, как происходит специализация полушарий головного мозга в...

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнен...

Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).

В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия....

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упр...

«Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

laquo;Нейропсихологические упражнениядля активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»...

Буклет для родителей "Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста"

quot;Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста"...