Для педагогов ДОУ
консультация по психологии
Возрастные особенности развития эмоций и чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_-_emotsii.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Возрастные
особенности развития эмоций и чувств.»
Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности. С помощью выражения эмоций маленький ребенок передает своеобразие своего внутреннего мира, который словами он выразить не может. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, с помощью них определяется отношение ребенка к социальной действительности.
Первая социальная эмоция – улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо – появляется у малыша приблизительно на третьей – четвертой недели жизни. К трем – четырем месяцам жизни положительные эмоции складываются в «комплекс оживления», представляющий собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средствам.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру у врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой.
Ключевым моментом эмоционального развития ребенка младенческого возраста является следующее:
- Для детей младенческого возраста характерными являются примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей.
- Основными средствами общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции.
- Способность к дифференциации эмоций у ребенка развивается в ходе ситуативно – личностного общения со взрослыми.
- Расширение источников информации способствуют развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий, и чувства удовлетворения.
- Закладываются основы высших чувств – любви и симпатии к близким взрослым, в основе, которых лежит подражание.
Примерно к 1,5 – 2 – м годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого возраста выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо - плохо».
Эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или не успешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или не успешным овладением умениями, а также результатом своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».
В ситуациях развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцов поведения.
При приближении к кризису трех летнего возраста наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у нег не получается, или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще их игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать его любимую игрушку, предложить заняться ему чем – то интересным.
Ключевыми моментами эмоционального развития детей раннего возраста являются следующее:
- Эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте.
- Эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность.
- Более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции; особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатии, сочувствие и чувство стыда.
- Особое условно – эмоциональное значение приобретает слово, которое становится посредством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства ребенка дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Изменяется роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на прошлых этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Для того, чтобы ребенок – дошкольник не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно указаний взрослых. Последние должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Решающую роль играет включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволоила бы ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения такого рода норм и правил для достижения всеми участниками общего дела и каждого из них в отдельности, для полного удовлетворения их собственных запросов.
Эмоции ребенка – дошкольника развиваются и зависят от ее содержания и структуры.
Если предложенная деятельность будет организована таким образом, что ее осуществление объективно будет требовать кооперации и взаимопомощи, а достижение значимой цели предполагает объединение усилий всех участников, то безусловно создаются благоприятные условия для возникновения общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между членами детской группы.
Ключевыми моментами эмоционального развития детей дошкольного возраста являются следующее:
- Освоение социальных форм выражения эмоций;
- Формирование эмоционального отношения к окружающим через организацию совместной деятельности;
- Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Вопросы для рефлексии
Что, по вашему мнению, следует особо учитывать при организации деятельности детей дошкольного возраста для возникновения эмоциональных переживаний?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...