методическая разработка
план-конспект занятия по психологии (средняя группа)

Юлия Александровна Татаринцева

Методическая разработка.  Совместная деятельность с детьми  средней  группы  с элементами песочной терапии «Сказочная страна»

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Арт-терапия:

• создает положительный эмоциональный настрой;

• пособствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

• повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;

• эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).

Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения.

Оборудование: песочница, игрушки для песка.

Ход:

1. Упражнение «Здравствуй, песочек»

Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек! ".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? … Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?

2. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

3. Упражнение «Горячо-холодно»

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций

Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

4. Упражнение «Секрет»

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и  т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть?

5. Упражнение «Сказочная страна»

Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем

Задание: оценить собственные ощущения

Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.

Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?

6. Прощание с песком.

Положи ладошки на песок, закрой глаза, почувствуй какой он. Открой глаза

- дотронься до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно:

- дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

      

                  1.    Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2016г.

2.   Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я.

М: Генезис 2017г.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Февраль 2022 Совместная деятельность с детьми средней группы с элементами песочной терапии «Сказочная страна» Татаринцева Ю.А. педагог-психолог ГБДОУ №26 Курортного р-она.

Слайд 2

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств . Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. 2 Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности .

Слайд 3

3 Арт-терапия : • создает положительный эмоциональный настрой; • способствует творческому самовыражению, развитию воображения , эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом; • повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением; • эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия , сказкотерапия , игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).

Слайд 4

4 Цель : снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование : песочница, игрушки для песка. Ход: 1. Упражнение «Здравствуй, песочек» Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек! ". Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? … Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?

Слайд 5

5 2. Упражнение «Необыкновенные следы » Цель: развитие тактильной чувствительности. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок , встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Слайд 6

6 3. Упражнение « Горячо-холодно» Цель : учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом. Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Слайд 7

7 4. Упражнение «Секрет » Цель: возможность выражения позитивных эмоций Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти « секретик » и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д. Анализ упражнения : что увидел ? что хочешь рассказать ? понравилось ли играть?

Слайд 8

8 5. Упражнение «Сказочная страна» Цель : взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем Задание : оценить собственные ощущения Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь. Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?

Слайд 9

9 6. Прощание с песком. Положи ладошки на песок, закрой глаза, почувствуй какой он. Открой глаза - дотронься до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно: - дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной. В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...