«Влияние эмоций на психические процессы»
консультация по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

«Влияние эмоций на психические процессы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_emotsiy_na_psihicheskie_protsessy.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние эмоций на психические процессы»

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т. В. Бендас, 1982).

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Ребенка с пониженным настроением можно, охарактеризовать как несчастного, удрученного, мрачного, печального, депрессивного, огорченного, пессимистичного.

Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно определить как робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, покорного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущенного, нервозного, напряженного, испуганного.

Нравственные чувства — это высшая ступень развития эмоциональной сферы. Возможно, что прямо или косвенно все фундаментальные эмоции играют некоторую роль в развитии совести и морали. Высшая форма морального поведения—это радость от заботы и помощи другим. Довольно часто у старших дошкольников при проигрывании этюдов и игр, демонстрирующих заботу и помощь другим, возникает радость от сознания, «какой я хороший», «как я хорошо поступил». В некоторых случаях уже возможно помочь ребенку сделать переакцентировку его радости на новую установку: «Я радуюсь потому, что теперь у него, у всех все хорошо».

Примеры вариантов планирования занятий

Занятие № 1

(для детей 5 — 6 лет)

I.            1. Этюд «Карлсон» (мимика).

                2.  Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).

                3.   Игра «Кто пришел?»    (идентификация    эмоций удовольствия —                         «Карлсон», страдания — «Митя»).

II.          4. Этюд «Эгоист».                                  

                5.  Беседа «Кого зовут эгоистом».

                6.  Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».

                7.  «Минута шалости».                    '

III.           8. Игра «Любящие родители».

                9. Игра «Кто за кем?»  (наблюдательность. Успокоение).

IV.         10. Комплекс  «Медвежата в  берлоге»   (саморасслабление).

Занятие № 2

(для детей 5 - 6 лет)

I.            1. Этюд «Робкий ребенок».

                2. Этюд «Смелый ребенок».

II.            3. Беседа «Кто что или кого боится».

                4.  Рисование на тему «Кого или чего я боюсь».

III.           5. Игра «В темной норе» (снятие страха темноты).

                 6. Игра «Запомни свою позу» (память).

IV.           7. Этюд «Факир» (саморасслабление).

        

Занятие № 3

 (для детей 6 - 7 лет)

I — II. 1. Сочинение всеми детьми совместно с ведущим «общей истории».

III.          2. Инсценировка «общей истории».

                3. «Минута шалости».          

                4.  Этюд «Что слышно?» (внимание. Подготовка к последующей                                 деятельности).

IV.           Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление).

Игры на развитие внимания

Игры 1-9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых  проявляется незрелость внимания.

1. Что слышно?

Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 5 — 6 лет), Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (дли детей 7 — 8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.                                            

2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

3. Слушай звуки! (для детей 7 - 8 лет)

 

Цель  игры.   Развивать активное внимание.  

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит низкий звук—дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

4. Слушай хлопки! (для, детей 5 — 6 лет)

Цель  игры.   Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

5. Канон (для детей 7 — 8 лет)

 Цель  игры.   Развивать волевое внимание. Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола» (отрывок).  Дети стоят друг за другом.  Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок,  на второй-второй и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

6. Канон для малышей (для детей 4—5 лет)

Цель  игры.   Та же.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

7. Зеваки (для детей 6 — 7 лет)

Цель  игры.   Та же.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».

8. «Пишущая машинка» (для детей 8-9 лет)

 Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

9. Четыре стихии (для детей 6 — 7 лет)

 Цель  игры.   Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

И грающие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух»—поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игр на развитие психических процессов:памяти, внимания, мышления

Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.Рекомендации педагогам и родителям, игры и упражнения по развитию познавательных процессов...

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:·         Ребёнок учится мыслить творчески.·         Ребёно...

Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка. Психическая депривация.

Установление эмоциональных связей -  важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воспитательных воздействий взрослого на ребёнка....

Влияние оригами на развитие психических процессов у дошкольников

Данная консультация для воспитателей содержит материал о роли и значимости оригами. Занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоц...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки....

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...