Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов.
консультация по психологии
Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_borby_s_agressiey_u_detey-autistov.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов
Можно выделить четыре группы причин кризовых расстройств при аутистических синдромах. Внезапные изменения среды и микросоциального окружения, особенно если они происходят совершенно неожиданно для аутичного ребенка или подростка, нередко приводят его в состояние тяжелого возбуждения.
Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах:
1. Изменения среды и окружения.
2. Коммуникативные недоразумения.
3. Фазы развития и созревания как «кризовый момент» .
4. Изменения условий и течения возможных основных заболеваний
Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.
Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый
- Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
- Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
- Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
- Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
- Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
- Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
- Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
- Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.
Помощь детям в общении: метод второй
- Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
- Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
- Посещайте занятия с психотерапевтом.
Понять причину – решить проблему: метод третий
- Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
- Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
- Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.
Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.
Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва
Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.
В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.
Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!
Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.
Применения метода A-B-C
Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:
- Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
- На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
- Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).
Как помочь ребенку выражать свои потребности
Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?
Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.
Изучение агрессии при аутизме
Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:
- дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
- учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
- впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).
В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистрессы в жизни воспитателя детского сада и методы борьбы с ними.
Консультация для педагогов о возможностях сохранения нервно-психического здоровья...
Родителям о детских отрицательных эмоциях. Причины и методы борьбы с гневом.
Статья для родетелей, о том как справиться с гнвом у старших дошкольников....
Детская агрессия и методы борьбы с ней.
Нам часто приходится сталкиваться с агрессией детей. Иногда мы теряемся при встрече с ней, так как не понимаем причины возникновения. В данной консультации предпринята попытка раскрыть основные п...
Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними».
Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрес...
Занятие в старшей группе на тему: «Микробы и методы борьбы с ними»
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.Задачи: формирование ...
Методы обучения детей-аутистов.
В последние годы во всем мире количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) продолжает стремительно увеличиваться. Точных причин заболевания, как и способов гарантированно устранить э...
«Причины агрессии у детей-аутистов и способы ее снижения»
Одной из актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и родители в общении с ребенком с РАС – это агрессия. Агрессия и агрессивность - не одно и тоже. Агрессивность – черта характера, привычка...