Детская агрессия и методы борьбы с ней.
консультация на тему

Нам часто приходится сталкиваться с агрессией детей. Иногда мы теряемся при встрече с ней, так как не понимаем причины возникновения. 

В данной консультации предпринята попытка раскрыть основные причины возникновения детской агрессии,а также помочь родителям понять своего

ребенка. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Детская агрессия и методы борьбы с ней.

Часто взрослые считают агрессивными детей, которые балуются, ведут себя непо-

слушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых

причин, громко говорят, перебивают говорящих, дразнят и провоцируют других детей,

пытаются доминировать. Действительно, в раннем возрасте многим детям свойственна

определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся, взрос-

лым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее приемлемым решением проблем для

ребенка может стать агрессивная реакция, особенно если у ребенка ограничены способно-

сти к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущ-

ную для него в данный момент потребность. Агрессия может возникать в двух случаях:

1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетво-

рения своих потребностей;

2) как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу

поведения родителей, других значимых для него лиц, литературных или киноперсонажей.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение.

Причина проста: ребенку чего-то не позволяют или в чем-то отказывают, что и раздражает

его. В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые у ребенка проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени,

прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять эти потребности или откладывать и задерживать их удовлетворение, как это делают более взрослые люди.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от

матери. Причем его положение не меняется в течение многих лет. Даже если родительское

отношение к ребенку полно заботы о нем, взрослые в силу целого ряда причин порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит.

Родители в силу жизненных обстоятельств не всегда могут избежать подобных поступков,

несмотря на самые серьезные намерения. Они стараются изо всех сил помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чувствует себя подавленным.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Процесс, как правило, постепенный.

До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но

взрослые обычно не обращают на это внимания, пока не столкнутся с явными  нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом.

Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против дру-

гого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может

разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя

или даже на взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.

Обычно больше всего досаждает родителям то, что дети в семье ссорятся и дерутся. Жела-

ние драться, равно как щипаться, или кусаться исподтишка, – это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

Когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведе-

ния их детей, наилучший совет таков – как можно меньше реагировать на ссору или драку

своих детей, за исключением каких-то особых, крайних случаев, если дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто дети самостоятельно решают свои проблемы и, как правило, забывают про ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют.

 Самое полезное, что могут предпринять взрослые помимо того, что сделать вид, будто ничего не слышат и не видят, – развести детей как можно дальше друг от друга (как боксеров на ринге – в разные углы). А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно унять. Тогда придется действо-

вать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

1. Резкое слово драчуну и забияке и благосклонное внимание к жертве могут очень ясно

показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. В обычное время виновник

должен пользоваться так же благосклонным вниманием. Принуждать ребенка к извинению – мера сама по себе малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу: «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

2. Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка поостыть в тихий

угол. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большое неодобрение агрессивного поведения.

Этот прием полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты,

взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Маленькие дети вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением.

Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или: «Не кусаться!» Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограничен-

ным и негативным, а жертву достаточно утешают

Телесные наказания

Телесные наказания никогда не бывают хорошей дисциплинарной мерой.

Телесные наказания со стороны родителей представляют собой модель

агрессивного поведения. У агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные

дети. Более того, у ребенка может сложиться определенный стереотип поведения: если другой человек сделал что-то не так – его надо наказать, и лучше всего физически.

Надо напомнить следующее.

1. Телесные наказания учат ребенка не признавать авторитета родителей, а бояться их.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании

и принятии законом морали.

3. Проявляя при детях черты своего характера, родитель сам становится образцом пло-

хого поведения.

4. Телесные наказания могут только утвердить, но не изменить поведения ребенка.

5. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем

любые другие воспитательные меры.

6. Задача воспитания – изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Словесная (вербальная) агрессия

Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрес-

сия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через

содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать

оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, родителей должно больше тревожить, если ребенок ни разу не произнес бранных слов.

Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. И, вероятно, нет такой, даже самой

лучшей семьи или школы, которые сумели бы воспрепятствовать этому. Часто взрослые

сами не замечают, как ведут себя. Нередко родители сами же и учат ребенка некоторым

выражениям. Было бы просто несправедливо думать, что ребенка «портят» другие люди и

сам он ничего не делает, чтобы «испортиться». Дети усваивают определенный словарь от

товарищей по играм и непосредственно от окружающих взрослых, а затем спокойно пере-

дают его друг другу.

Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский

сад или в школу, а иногда и раньше. И то, что эти слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, для детей наилучший повод повторять их. Им хочется позлить, подразнить родителей, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от их «самодурства». Теперь же они просто открыли для себя новое оружие агрессии.

Дети ругаются по разным поводам. И на повод надо ориентироваться, определяя наи-

более приемлемый способ, как их отучить ругаться.

Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не наме-

рены кого-то шокировать. В подобном случае лучше просто сказать, что это грубое или

неприятное слово и лучше его не использовать.

Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещенное. Ребенок исполь-

зует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого эффекта.

Косвенная агрессия

Косвенная агрессия включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое

лицо, – злобные сплетни, шутки – и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв

ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребе-

нок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к

вещам. Они рвут книги, высыпают продукты из пакетов или разбрасывают игрушки. Могут быть даже такие опасные проявления агрессивности, как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых.

Надежная тактика, которую можно порекомендовать родителям,

состоит в следующем:

• не заменять сломанных ребенком игрушек новыми, а оставлять повсюду их обломки,

чтобы наглядно были видны последствия его поведения;

• давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удо-

влетворить свое любопытство;

• подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

В качестве профилактики родителям рекомендуются следующие советы.

1. Как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение. Если ребенок захо-

чет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом доме, куда взрослые и дети пришли в

гости, следует принести извинения при ребенке, объяснить ему, почему и родители, и все

остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой.

2. Помощь ребенку в адаптации к окружающей обстановке и к взрослым уменьшит его

желание ломать и разрушать.

3. Большое участие в жизни ребенка – с его точки зрения, а не с родительской, – позво-

лит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребе-

нок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Литература:

  1. И.А.Фурманов, Н.В. Фурманова «Психология депривированного ребенка» М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2004.
  2. И.Лангмейер, З.Матейчик « Психическая депривация в детском возрасте». Прага, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистрессы в жизни воспитателя детского сада и методы борьбы с ними.

Консультация для педагогов о возможностях сохранения нервно-психического здоровья...

Родителям о детских отрицательных эмоциях. Причины и методы борьбы с гневом.

Статья для родетелей, о том как справиться с гнвом у старших дошкольников....

Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними».

Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрес...

Детская истерика и методы борьбы с ней

Одна из самых ценных в мире вещей — внимание. И порой за него приходится бороться, прибегая к манипуляциям. Если в присутствии посторонних или близких людей ребенку хотя бы один раз удалось насто...

«Причины детских страхов и методы борьбы с ними»

Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую ...

Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...