Родительское собрание "Кризис 3х лет"
материал по психологии (младшая группа)
Родительское собрание "Кризис 3х лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы педагога психолога | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во второй младшей группе.
Тема: " Кризис трех лет»
Цель: информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет.
Задачи:
1. раскрыть понятие «кризис трех лет».
2. помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
3. наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса.
Ход :
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня хотелось бы обсудить проблему, с которой, наверное, столкнулся каждый из вас - кризис 3 лет ваших малышей.
«Давайте поиграем в игру «Наш ребёнок». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних детей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш ребёнок стал очень любопытным.
- Наш ребёнок хочет все попробовать сделать сам!
- Наш ребёнок стал довольно часто упрямиться.
- Наш ребёнок отказывается спать в привычное время.
- Наш ребёнок капризничает во время еды.
- Наш ребёнок не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш ребёнок не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш ребёнок стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш ребёнок любит с нами играть.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Любовь Александровна Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:
Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самостоятельность, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам». Что же такое кризис?
Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно, но пока у них не все получается. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
• уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
• новые способы познания окружающего мира;
• позитивные модели поведения.
Признаки кризиса трех лет
- упрямство
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах).
- негативизм
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
- истерика.
Возникает в ответ на обиду или неприятное известие, усиливается при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
- строптивость
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
- своеволие
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т. д.).
- деспотизм
Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
- симптом обесценивания
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
Игра «Диктат»
Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты.
Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми.
• Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» область сердца).
• Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки).
• Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги).
• Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши).
• Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).
Обсуждение.
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? С чего начнем развязывать? Давайте спросим самого ребенка. Пусть ребенок разговаривает, слушает, ходит, трогает, чувствует.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Задача взрослого – не допустить закрепления крайних проявлений:
Упрямство – крайняя степень проявления воли.
Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Эгоизм – чувство собственного достоинства.
Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты.
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности.
(Советы родителям «Что могут сделать родители во время кризиса 3-х лет»).
Упражнение «Ладошки»
Родителям раздаются контуры ладошек их детей.
1. В центре ладошки напишите ласковое имя своего ребенка или любое ласковое слово, каким чаще всего вы называете его дома.
2. На изображении каждого пальца напишите лучшие качества характера своего ребенка
На эти лучшие качества ваших детей и нужно опираться в период кризиса 3-х лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
В конце нашей беседы,хочется прочитать замечательную притчу.
Притча о мудреце.
Жил на свете один мудрый мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.
- Вот сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудрецу. Я спрошу его: “Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?” Если он скажет: “Живое”, я сожму ладошку, бабочка умрёт, покажу ему мертвую бабочку и скажу: “Нет, ты не прав”. Если же он скажет: “Мертвое”, я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.
Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришёл к мудрецу и спросил: “О, великий мудрец, как ты думаешь, у меня в ладошках живое или мертвое?”
Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: “Всё в твоих руках”.
Вот на этих замечательных словах и хотелось бы закончить нашу встречу: «Всё в ваших руках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...