Психологическая функция сказок
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Краева Анастасия Вячеславовна

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач:

обогащение внутреннего мира ребенка,

определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),

коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд

на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_funktsiya_skazok.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая функция сказок

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач:

обогащение внутреннего мира ребенка,

определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),

коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд

на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. В сказках отсутствует  заданность в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с ним и стать участником сказочных событий. Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.

2. Освоение морально-этических норм поведения. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Ребенок понимает, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, а также знакомится с  новыми ролевыми позициями, новыми способами действия. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения.

4. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются "Лягушка-царевна ", " Кащей Бессмертный ", " Змей-Горыныч ".

5. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. Например, в возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини ("Маша и Медведь"), содействию помощников ("Гуси-лебеди"), помощи со стороны родителей ("Волк и семеро козлят"). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Использование сказок в психокоррекционной работе

Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности:

1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.

2. Идентифицируясь с героями сказок, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми реч...

Психологическое влияние сказок

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с мл...

Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Психологическое значение сказок»

Консультация для родителей«Психологическое значение сказок»Сказки всегда были самым эффек­тивным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение н...

Роль психологических функций в обеспечении процесса письма

В данной статье описана роль участия сихологическоих функций в обеспечении процесса письма. отржены взглады различных авторов на эту проблему....