психологическая диагностика детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Петрова Надежда Анатольевна

Методики для психолого-педагогического изучения уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики для психолого-педагогического изучения уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ. Для выполнения этого задания я взяла группу детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ.

Название методики

Цель методики, краткое описание

1.

 Методика «Разборка и складывание пирамидки» (восприятие величины и цвета) Автор: С. Д. Забрамная

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Возраст: для детей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

2.

 Методика «Кубики Кооса»

(конструктивное мышление)

 Автор: С. Коос

Цель: выявить проблемы формирования пространственного восприятия, определить уровень сформированности конструктивного пространственного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Возраст: для детей 3,5 - 9-10 лет.

Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Кооса, расположенные в порядке усложнения.

Процедура проведения: До начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Вне зависимости от возраста ребенка целесообразно начинать работу с узора такой сложности, который, по мнению специалиста, ребенок сможет сложить самостоятельно (в соответствии с предварительной диагностической гипотезой). Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.

4.

Методика «Счёт»

(количественные представления)

Автор: С. Д. Забрамная

Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления.

Возраст: для детей 5 – лет.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»; второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

Методика «Четвертое лишнее»

 (образно-логическое мышление, классификации)

Автор: Е.Л. Агаева

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Возраст: с  4 лет.

Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

5.

Методика «Вопрошайка»

 ( Шумаковой.М.Б.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возраст: 5-7 лет.

Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

6.

Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»

 (Н. В. Пророк).

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возраст: 5-7 лет.

7.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

 (Немов Р. С.)

ЦельДиагностика познавательных способностей.

Диагностические показатели : Познавательные действия.

Возраст : 5-7 лет

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

8.

Методика «Выучи слова»

 (Немов Р. С.)

Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.

Диагностические показатели : Познавательные действия.

Возраст: 5-7 лет.

Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

9.

Методика «Нарисуй что-нибудь»  (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возраст: 5 – 6 лет.

Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

10.

Методика беседа «Расскажи о себе»  (А. М. Щетинина)

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.

Возраст : 5 – 6 лет.

Включение в ряд

 (методика А. А. Венгер). 

Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину. Оборудование: экран, шестисоставная матрешка. Проведение обследования: взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и собирая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагаете поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить её на свое место, не обращая внимание на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

советы для родителей как подготовить ребенка к ДОУ...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста....

Методика психологической диагностики детей раннего возраста

Раннее выявление и коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной, т.к. первые три года являются очень важным периодом в развитии дошкольника. В раннем возрасте необходим контр...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста....