психологическая диагностика детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Методики для психолого-педагогического изучения уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая диагностика детей с ОВЗ | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики для психолого-педагогического изучения уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ. Для выполнения этого задания я взяла группу детей 5-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ.
№ | Название методики | Цель методики, краткое описание |
1. | Методика «Разборка и складывание пирамидки» (восприятие величины и цвета) Автор: С. Д. Забрамная | Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину. Возраст: для детей с 3 лет. Стимульный материал: пирамидка из 6 колец, кольца разного размера, разного цвета. Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно. |
2. | Методика «Кубики Кооса» (конструктивное мышление) Автор: С. Коос | Цель: выявить проблемы формирования пространственного восприятия, определить уровень сформированности конструктивного пространственного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Возраст: для детей 3,5 - 9-10 лет. Стимульный материал: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Кооса, расположенные в порядке усложнения. Процедура проведения: До начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Вне зависимости от возраста ребенка целесообразно начинать работу с узора такой сложности, который, по мнению специалиста, ребенок сможет сложить самостоятельно (в соответствии с предварительной диагностической гипотезой). Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков. |
4. | Методика «Счёт» (количественные представления) Автор: С. Д. Забрамная | Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления. Возраст: для детей 5 – лет. Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»; второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение. |
Методика «Четвертое лишнее» (образно-логическое мышление, классификации) Автор: Е.Л. Агаева | Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Возраст: с 4 лет. Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному) Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. | |
5. | Методика «Вопрошайка» ( Шумаковой.М.Б.) | Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес. Возраст: 5-7 лет. Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. |
6. | Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк). | Цель: Выявление направленности интересов детей. Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес. Возраст: 5-7 лет. |
7. | Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.) | Цель: Диагностика познавательных способностей. Диагностические показатели : Познавательные действия. Возраст : 5-7 лет Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. |
8. | Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.) | Цель: Диагностика восприятия у дошкольников. Диагностические показатели : Познавательные действия. Возраст: 5-7 лет. Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. |
9. | Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.) | Цель: Определить уровень воображения испытуемого. Диагностические показатели : Воображение, творческая активность Возраст: 5 – 6 лет. Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. |
10. | Методика беседа «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина) | Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей. Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе. Возраст : 5 – 6 лет. |
Включение в ряд (методика А. А. Венгер). | Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину. Оборудование: экран, шестисоставная матрешка. Проведение обследования: взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и собирая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагаете поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить её на свое место, не обращая внимание на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста
Таблицы диагностики психологического здоровья детей...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста
советы для родителей как подготовить ребенка к ДОУ...
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста....
Методика психологической диагностики детей раннего возраста
Раннее выявление и коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной, т.к. первые три года являются очень важным периодом в развитии дошкольника. В раннем возрасте необходим контр...
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста.
Психологическая диагностика детей дошкольного возраста....