Роль Игр с песком в работе педагога-психолога ДОУ.
консультация по психологии
Консультация для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_v_rabote_pedagoga.docx | 638.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №47»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Роль Игр с песком в работе педагога-психолога ДОУ.
Работу выполнила:
Педагог-психолог
Фархутдинова Г.Р.
Нижнекамск
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка»
Песочная терапия- путь к психологическому здоровью ребенка.
Песочная терапия один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Основоположником методики песочной терапии был Карл Густав Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания к исцелению, трансформации и самосохранению его последователь Дора Калф изобрела песочную терапию.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легкими ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Цель терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
- сложности, связанные с изменениями в семейной и в социальных ситуациях
- неврозы
Методы песочной терапии могут применяться:
С целью диагностики, коррекции и развития;
Оказания первой психологической помощи;
В процессе краткосрочной психотерапии;
Долгосрочного психотерапевтического воздействия;
Психопрофилактическое, как здоровье сберегающее воздействие.
Игры с песком я использую:
- в качестве метода коррекционного воздействия;
- в развивающих и обучающих занятиях;
- в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
- в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
В качестве песочной терапии используется следующее оборудование
1. Световой стол для рисования на сухом песке.
2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Кинетический песок.
5. Коллекция» миниатюрных фигурок
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
В своей работе использую две формы работы с песком.
Это работа в песочнице с использованием кинетического песка и работа с сухим песком на световом столе.
Наша Черепаха Тортилла – хранительница Песочницы.
Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Формы работы с песком
Индивидуальные игры - позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры - игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг - демонстрация песочницы
Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем это нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, нужно познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет какой-то сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности
Игры в песок оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние и самочувствие детей. Снижает уровень тревожности, агрессивности у детей. И на последок хочется напомнить, что игры в песке – это просто веселое и интересное занятие, приятное общение, общие открытия и находки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"
Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....
Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ
Использование светового стола для рисования песком в работе педагога - психолога ДОУ...
Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"
План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...
Применение метода рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ
Использование элементов Sand-art при работе с детьми страшего дошкольного возраста...
Использование мультифункционального куба и кинетического песка в работе педагога-психолога ДОУ
........
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...