Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом с обучающимися с нарушением слуха 2021-2022 уч год
рабочая программа по психологии (средняя группа)
Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей.
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Рабочая программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_22-23_gluhie_-_raduga_solnyshko.docx | 75.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №1 от «__» _____ 20__ г. Руководитель МО _________________ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ВВВР ___________В.А. Гулина « ___» _________ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом № ___ от «__» ________ 20___ Директор КОУ «Сургутская школа-детский сад» _________ А.Г. Плотников |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых занятий с педагогом-психологом
на 2022-2023 учебный год
для обучающихся дошкольных групп с нарушением слуха
(«Радуга», «Солнышко»)
Составитель:
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Левина Жанна Викторовна
г. Сургут, 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога (далее программа) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад». Реализуется в группах для детей с нарушением слуха, имеющих протоколы ПМПк с соответствующим заключением. Структура и содержание рабочей программы педагога-психолога разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28.
С учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации.
Данная программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет. Программа является коррекционно-развивающей, будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся в освоении АООП ДО, создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- профилактика социальной дезадаптации;
- развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
- оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.
Психологические особенности развития детей с нарушением слуха
Нарушение слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития глухого ребенка наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.
Ребенок с нарушением слуха очень отличается от слышащих по развитию речи. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации.
По уровню развития наглядно-действенного мышления глухие дети 6-7 лет соответствуют нормально развивающимся слышащим сверстникам. Такое же соответствие наблюдается в уровне развития образно-зрительной и двигательной памяти на места расположения предметов в пространстве. По показателю развития наглядно-образного мышления более двух третей глухих детей обнаруживают выше среднего и средний уровни развития, что соответствует таким же показателям у слышащих нормально развивающихся детей. Около одной трети имеют развитие наглядно-образного мышления ниже среднего уровня. Они могут решать задачи только с опорой на практические действия и с использованием наглядного материала. Они с трудом устанавливают отношения между целым рисунком и его частями по принципу осевой симметрии. У них формируется начало понятийного, словесно-логического мышления.
Внимание у глухих детей непроизвольное, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами, и именно оно оказывается ведущим детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10-12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.
Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми. В развитии словесной памяти у детей с нарушением слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6-7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия внимания, анализа условий деятельности, оценки проблемной ситуации, преодоления возникающих препятствий. Они эмоционально и адекватно реагируют на характер выполняемых заданий и достигаемый при этом успех или неудачу, стремятся к правильному решению поставленной перед ними задачи.
2. Содержание программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений глухого ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Достижение целевых ориентиров по пяти образовательным областям будет свидетельствовать о формировании у глухого дошкольника предпосылок к учебной деятельности - основе его готовности (совокупности мотивационных установок) к освоению универсальных учебных действий (УУД), определяемых ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
В совокупности, образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с нарушением слуха имеют специфические особенности восприятия, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями, поэтому они нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их слухоречевого развития, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать положительного отношения ребенка к себе и другим людям. Формирование у глухого ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Развитие у глухого ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время), положительное отношение глухого ребенка к окружающим его людям, уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
- Развивать коммуникативную и социальную компетентность. Приобщение глухих детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через принципы личностно-развивающего общения и содействия. Развитие у глухих детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Обучение глухих детей распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний, обсуждение с детьми различных ситуаций из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты, создавая условия освоения каждым глухим ребенком этических правил и норм поведения.
- Развивать игровую деятельность. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие глухих дошкольников. Создание свободной игры глухих детей, организация и поощрение участия детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах. Поддержание творческой импровизации в игре.
Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»
- Развивать любознательность, познавательную активность, познавательные способности глухих детей. Глухой ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, в своей повседневной жизни приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Таким образом, перед глухим ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
- Развивать представления глухих детей в разных сферах знаний об окружающей действительности. Развитие у глухих детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Чтение книг, проведение бесед, организация просмотра иллюстраций познавательного содержания и предоставление информации в других формах. Знакомство с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.
- Формировать элементарные математические представления. Формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления (установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение). Это экскурсии и наблюдения, игры с природным материалом, тканью, игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры, игры на развитие ритмической способности детей, пальчиковые игры, игры с образными игрушками, подвижные, театрализованные, сюжетно-дидактические, логические игры со знаково-символическими материалами (цифры, геометрическими фигурами, пиктограммами), упражнения с иллюстративными материалами (фотографии, картинки и картины) и др.
- Конструирование. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также развития сенсорных и мыслительных способностей детей.
Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»
- Формировать основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи глухого ребенка. Обучение умению вступать в коммуникацию с другими людьми, умению слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями. Создание возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, организовывать речевые игры.
- Приобщать глухих детей к культуре чтения литературных произведений. Стимулирование детей к самостоятельному чтению. В процессе обучения чтению глухих детей решаются задачи: овладение глобальным и аналитическим чтением; обучение технике чтения и осмыслению прочитанного; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитание отношения к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими. Глухим детям взрослые позволяют отвечать на вопросы, высказываться не только словесно, но и используя различные невербальные средства (мимику лица, жестикуляцию, позы и т.п.).
Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать у глухих детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества. Способствование накоплению у глухих детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
- Приобщать к разным видам художественно-эстетической деятельности, развивать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Создание возможности для творческого самовыражения детей. Важное значение имеет поддержка инициативы, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помощь в освоении различных средств, материалов, способов реализации замыслов. Формирование изобразительной деятельности детей и использовании её в качестве средства сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, развития речи, детского творчества. Формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.
Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»
- Развивать у глухих детей ценности здорового образа жизни. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Совершенствовать двигательную активность глухих детей, развития представления о своем теле и своих физических возможностях. Развитие у глухого ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка, развитие основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), крупной и мелкой моторики, коррекции моторного и физического развития. Проведение подвижных игр (как свободных, так и по правилам), занятий, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитие ловкости, координации движений, силы, гибкости. Развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие умственных способностей глухого ребёнка, на развитие речи глухих детей, приобретение навыков письма.
Направления психолого-педагогической деятельности
Направление «Психологическая диагностика»
Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, её динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса в течение года.
Сбор и анализ диагностической информации о глухом ребенке включает выявление следующих показателей:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, трудности регуляции темпа движений, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;
- особенности мышления;
- познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности речевого развития:
- характеристика слуховой функции и произношения;
- понимание устной речи;
- самостоятельная речь (устная и письменная);
- объем словарного запаса (активного и пассивного);
- особенности грамматического строя и т.д.
4. Особенности мотивации:
- реакция на замечания, оценку деятельности;
- отношение к неудачам;
- отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму;
- особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
5. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- глубина и устойчивость эмоций;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций;
- отношение к самому себе (недостатки, возможности);
- особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими).
Оценка актуального уровня развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов
Образовательная область | Диагностируемые параметры | Цель | Методики | Источник |
Физическое развитие | Психомоторное развитие | Определить особенности развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости. | Наблюдение | Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /сост. Н.А. Ноткина и др. СПб., 2008 |
Психомоторное благополучие | Изучить проявления психомоторного благополучия. | |||
Социально-коммуникативное развитие | Самостоятельность, потребности, представления о себе | Изучить проявления самостоятельности. Изучить проявления потребностей. Изучить содержание и осознанность представлений о себе. | Наблюдение, беседы, «Рисунок семьи», «Автопортрет» | Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет /сост. Н.Д. Денисова. Волгоград, 2013 |
Эмоционально-волевая сфера | Изучить особенности эмоционально-волевой сферы. Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности. Изучить проявления волевой активности. | Наблюдение, «Эмоциональные лица», «Кактус», «Страхи в домиках», «Тест тревожности» | ||
Мотивационная сфера | Изучить особенности развития мотивационной сферы. Изучить особенности мотивов. Изучить желания и предпочтения, представления о прошлых и будущих событиях. | «Выбери место», «Сказка» | ||
Игровая деятельность | Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры. | Наблюдение | ||
Общение | Изучить навыки общения. Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми. | Наблюдение, «Два домика» | ||
Самооценка, уровень притязаний | Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности. Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности. | «Дерево», «Собери картинку» | ||
Познавательное развитие | Общая осведомленность | Изучить особенности общей осведомленности. | «Рисунок человека» | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013 |
Временные представления | Изучить сформированность временных представлений. | «Времена года» | ||
Пространственные представления | Изучить сформированность пространственных представлений. | «Различение левой и правой стороны» | ||
Восприятие | Изучить уровень сформированности предметности восприятия. Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации. | «Разрезные картинки» | ||
Внимание | Изучить особенности зрительного внимания. Изучить особенности слухового внимания. | «Найди такую же картинку» | ||
Память | Изучить особенности зрительной памяти Изучить особенности слуховой памяти | «10 предметов», «10 картинок» | ||
Мышление | Изучить особенности наглядного моделирования. Изучить аналитико-синтетические умения. Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец. | «4-й лишний», «Классификация» | ||
Воображение | Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и интерпретировать их в речи. | «На что это похоже?», «Дорисуй» | ||
Речевое развитие | Функции речи | Изучить функции речи как проявление речевых способностей. | «Последовательные картинки», «Расскажи по картинке» | |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность | Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнений. | Анализ детских работ | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / сост. Е.В. Доценко. Волгоград, 2011 |
Проявление творческих способностей | Изучить проявления творческих способностей в разных видах. | |||
Музыкальная деятельность | Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ. | Наблюдение на НОД по музыкальному развитию |
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы педагога-психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики. Коррекционная и развивающая работа проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО предусмотрена деятельность педагога-психолога по основным образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- познавательное развитие: обогащение сенсорного опыта детей, совершенствование аналитического восприятия; развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления; обогащение словарного запаса; развитие творческой активности; развитие представлений о социокультурных ценностях.
- речевое развитие: развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
- художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.
- физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни; становление устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Здоровьесберегающее и безопасное поведение, здоровьесберегающие технологии, самомассаж, психогимнастика, релаксация, приемы снятия психоэмоционального напряжения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Моменты, ориентирующие ребенка в образовательных областях, определяются его избирательным отношением к их содержанию, интересами и склонностями.
Направление «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.
Консультирование обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации глухих детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям по вопросам семейного воспитания и образования.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Проблема | Содержание психологической помощи |
Консультирование по проблемам трудностей в обучении | Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопросы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности. |
Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений | Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т.п. определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами. |
Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе | Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям. |
Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей | Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником. |
Консультирование по проблемам раннего развития детей | Организация развивающих занятий с детьми, предметно-развивающей среды в семье. Организация игрового общения с детьми. Организация художественно-творческой деятельности ребенка в семье. Интеллектуальное развитие ребенка в семье. Проявления склонностей, способностей и одаренности. Особенности организации предметного пространства и взаимодействия с одаренным ребенком, создание безопасной психологической базы, преодоление трудностей во взаимоотношениях с окружающими. |
Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе | Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адаптации к школьному обучению. |
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха и др.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности педагогов и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
3. Планируемые результаты
Социально-коммуникативное развитие | Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели. |
Познавательное развитие | Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений. |
Речевое развитие | Навыки диалогического общения. Умение отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки. |
Художественно-эстетическое развитие | Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения. Умение определять жанр музыкального произведения; выполнять движения, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки». |
Физическое развитие | Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние. |
Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса согласуются с представленными во ФГОС ДО целевыми ориентирами. К концу старшего дошкольного возраста ребенок:
Любознательный, активный.
Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение). Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего. Фантазирует, сочиняет разные истории.
Эмоционально отзывчивый.
Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта), проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость). Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей. Понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве или музыке (цвет, композиция, интонация, темп), в художественной литературе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет настойчивость и самостоятельность в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи. Появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Ребенок соблюдает установленный порядок поведения в группе. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий или других детей (толкнул, напугал). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных проявлений поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
Представления о семье. Ребенок имеет представление о семье, семейных и родственных отношениях; знает, как поддерживаются родственные связи (разговор по телефону, переписка, посещения), как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок слушает и понимает взрослого. Действует по правилу или по образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. Способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
4. Тематическое планирование
Средняя группа «Радуга», разновозрастная группа «Солнышко»
№ п/п | Направление раздела (количество часов) | Содержание программного материала |
Диагностика (4ч) | Проективные методики. Наблюдение. Игры. | |
Коррекционно-развивающие занятия (29ч) | «Дельфин», «Осьминоги», «Ветка рябины», «Птичка», «Божья коровка», «Гусеница», «Совушка», «Роза», «Котенок», «Павлин», «Одуванчики», «Петушок», «Лягушка», «Бабочка», «Медвежонок», «Грибы» | |
Итоговое занятие (1ч) | «Солнышко» |
5. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
Средняя группа «Радуга», разновозрастная группа «Солнышко»
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела | Планируемые результаты | Основные виды деятельности | Оборудование | |||
План | Факт | |||||||
Радуга | Солнышко | |||||||
1-4 | 07.09 14.09 | 05.09 12.09 | Диагностическое занятие | Изучение эмоционального состояния дошкольников | Проективные методики. Наблюдение. Игры. | бланк методики, простые карандаши, музыкальное сопровождение: спокойная музыка | ||
21.09 28.09 | 19.09 26.09 | Занятие «Дельфин» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; магнитная доска, магнит, картина «Дельфин»; краски, листы бумаги, салфетки | |||
5-8 | 05.10 12.10 | 03.10 10.10 | Занятие «Осьминоги» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечный осьминог; магнитная доска, магнит, картина «Осьминоги»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; длинная лента на палочке, скакалка | ||
19.10 26.10 | 17.10 24.10 | Занятие «Ветка рябины» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| ветка рябины; магнитная доска, магнит, картина «Ветка рябины»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки | |||
9-13 | 02.11 09.11 | 31.10 07.11 | Занятие «Птичка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечная птичка; магнитная доска, магнит, картина «Птичка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки | ||
16.11 23.11 | 14.11 21.11 | Занятие «Божья коровка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечная божья коровка; магнитная доска, магнит, картина «Божья коровка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки | |||
30.11 | 28.11 | Занятие «Гусеница» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечная гусеница; магнитная доска, магнит, картина «Гусеница»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки | |||
14-17 | 7.12 14.12 | 05.12 12.12 | Занятие «Совушка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| магнитная доска, магнит, картина «Сова»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | ||
21.12 28.12 | 19.12 26.12 | Занятие «Роза» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| роза, леечка, шкатулка; магнитная доска, магнит, картина «Роза»; магнитофон, аудио «Волшебство природы или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | |||
18-20 | 11.01 18.01 | 09.01 16.01 | Занятие «Котенок» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| магнитная доска, магнит, картина «Котенок»; магнитофон, аудио спокойной музыки; краски, листы бумаги, салфетки | ||
25.01 | 23.01 | Занятие «Павлин» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| магнитная доска, магнит, картина «Павлин»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; веер | |||
21-24 | 01.02 08.02 | 06.02 13.02 | Занятие «Одуванчики» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| искусственный одуванчик (можно изготовить из бумаги); магнитная доска, магнит, картина «Одуванчики»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | ||
15.02 22.02 | 20.02 27.02 | Занятие «Петушок» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| магнитная доска, магнит, картина «Петушок»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | |||
25-27 | 01.03 15.03 | 06.03 13.03 | Занятие «Лягушка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечный лягушонок; магнитная доска, магнит, картина «Лягушка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | ||
22.03 29.03 | 20.03 27.03 | Занятие «Бабочка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечная бабочка; магнитная доска, магнит, картина «Бабочки»; магнитофон, аудио «Волшебство Природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки | |||
28-31 | 05.04 12.04 | 03.04 10.04 | Занятие «Медвежонок» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечный медвежонок; магнитная доска, магнит, картина «Медведи»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки | ||
19.04 26.04 | 17.04 24.04 | Занятие «Грибы» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушечный медвежонок; магнитная доска, магнит, картина «Грибы»; муляжи больших и маленьких грибов, две корзинки; краски, листы бумаги, салфетки | |||
32-34 | 10.05 | 15.05 | Занятие «Солнышко» | Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; развитие внимания, речи и воображения; развитие общей и мелкой моторики |
| игрушка Солнышко; магнитная доска, магнит, картина «Лето»; краски, листы бумаги, салфетки | ||
17.05 24.05 | 22.05 29.05 | Диагностическое занятие | Изучение эмоционального состояния дошкольников | Проективные методики. Наблюдение. Игры. | бланк методики, простые карандаши, музыкальное сопровождение: спокойная музыка | |||
Итого: 34 занятия |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение | 1. Кабинет психолога: компьютер, принтер, 4 стола и 4 стула для занятий, наличие методического, дидактического и раздаточного материала, флешка с разнохарактерной музыкой. Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.М. 2. Сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем. |
Диагностический инструментарий |
|
Программы, технологии, пособия для коррекционно-развивающей работы |
|
Литература |
|
7. Аннотация к рабочей программе
Группа | ФИО | Рабочая программа | Описание |
Дошкольные группы «Радуга», «Солнышко» | Левина Жанна Викторовна | Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом на 2022-2023 учебный год для обучающихся дошкольных групп с нарушением слуха («Радуга», «Солнышко») | Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей. Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Рабочая программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Мандала на кинетическом песке».
С кинетическим песком я познакомилась больше года назад, и с тех пор он прочно поселился в нашем психологическом пространстве. Детям очень полюбился этот материал, и игры с живым песком, или волшебным...
Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...
Аннотация к Рабочей программе младшей группы №6 «Непоседы» (для детей 3-4 лет) на 2021 -2022 учебный год
В материале раскрывается, что находится в Рабочей прграмме, что она спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОП ДО В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Б» «ЯГОДКИ» НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Рахлина Татьяна Александровна Якунина Галина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОП ДО В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Б» «ЯГОДКИ» НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в младшей группе общеобразовательной направленности на 2021 - 2022 уч. год
Программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» в соответствие с ФГОС дошкольного образования.Пр...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (от 3 до 4 лет) на 2021 – 2022 учебный год срок реализации 1 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) второй младшей группы общеразвивающей направленности «Подсолнушки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4...
Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом с обучающимися с ТНР 2021-2022 уч год
Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с ТНР с 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей.Рабочая программа разработана на основе адаптирова...