Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом с обучающимися с нарушением слуха 2021-2022 уч год
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Левина Жанна Викторовна

Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей.

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Рабочая программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_22-23_gluhie_-_raduga_solnyshko.docx75.86 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол №1

от «__» _____ 20__ г.

Руководитель МО

 _________________

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по ВВВР

___________В.А. Гулина

« ___» _________ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № ___

от «__» ________ 20___

Директор КОУ

«Сургутская школа-детский сад»

_________ А.Г. Плотников

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых занятий с педагогом-психологом

на 2022-2023 учебный год

для обучающихся дошкольных групп с нарушением слуха

(«Радуга», «Солнышко»)

        Составитель:

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Левина Жанна Викторовна

г. Сургут, 2022

1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога (далее программа) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад». Реализуется в группах для детей с нарушением слуха, имеющих протоколы ПМПк с соответствующим заключением. Структура и содержание рабочей программы педагога-психолога разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28.

С учетом основных документов и локальных нормативных актов, регулирующих деятельность педагога-психолога образовательной организации.

Данная программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет. Программа является коррекционно-развивающей, будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся в освоении АООП ДО, создание благоприятных условий для укрепление психического здоровья детей, помощь в достижении ими личностных результатов в процессе освоения образовательных областей, социальной адаптации в обществе.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • профилактика социальной дезадаптации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей и педагогов;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям и педагогам.

Психологические особенности развития детей с нарушением слуха

Нарушение слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития глухого ребенка наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.

Ребенок с нарушением слуха очень отличается от слышащих по развитию речи. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации.

По уровню развития наглядно-действенного мышления глухие дети 6-7 лет соответствуют нормально развивающимся слышащим сверстникам. Такое же соответствие наблюдается в уровне развития образно-зрительной и двигательной памяти на места расположения предметов в пространстве. По показателю развития наглядно-образного мышления более двух третей глухих детей обнаруживают выше среднего и средний уровни развития, что соответствует таким же показателям у слышащих нормально развивающихся детей. Около одной трети имеют развитие наглядно-образного мышления ниже среднего уровня. Они могут решать задачи только с опорой на практические действия и с использованием наглядного материала. Они с трудом устанавливают отношения между целым рисунком и его частями по принципу осевой симметрии. У них формируется начало понятийного, словесно-логического мышления.

Внимание у глухих детей непроизвольное, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами, и именно оно оказывается ведущим детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10-12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми. В развитии словесной памяти у детей с нарушением слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6-7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия внимания, анализа условий деятельности, оценки проблемной ситуации, преодоления возникающих препятствий. Они эмоционально и адекватно реагируют на характер выполняемых заданий и достигаемый при этом успех или неудачу, стремятся к правильному решению поставленной перед ними задачи.

2. Содержание программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений глухого ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Достижение целевых ориентиров по пяти образовательным областям будет свидетельствовать о формировании у глухого дошкольника предпосылок к учебной деятельности - основе его готовности (совокупности мотивационных установок) к освоению универсальных учебных действий (УУД), определяемых ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

В совокупности, образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с нарушением слуха имеют специфические особенности восприятия, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями, поэтому они нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их слухоречевого развития, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  

Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать положительного отношения ребенка к себе и другим людям. Формирование у глухого ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Развитие у глухого ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время), положительное отношение глухого ребенка к окружающим его людям,  уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
  • Развивать коммуникативную и социальную компетентность. Приобщение глухих детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через принципы личностно-развивающего общения и содействия. Развитие у глухих детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Обучение глухих детей распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний, обсуждение с детьми различных ситуаций из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты, создавая условия освоения каждым глухим ребенком этических правил и норм поведения.
  • Развивать игровую деятельность. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие глухих дошкольников. Создание свободной игры глухих детей, организация и поощрение участия детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах. Поддержание творческой импровизации в игре.

Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»

  • Развивать любознательность, познавательную активность, познавательные способности глухих детей. Глухой ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, в своей повседневной жизни приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Таким образом, перед глухим ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
  • Развивать представления глухих детей в разных сферах знаний об окружающей действительности. Развитие у глухих детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Чтение книг, проведение бесед, организация просмотра иллюстраций познавательного содержания и предоставление информации в других формах. Знакомство с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.
  • Формировать элементарные математические представления. Формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления (установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение). Это экскурсии и наблюдения, игры с природным материалом, тканью, игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры, игры на развитие ритмической способности детей, пальчиковые игры, игры с образными игрушками, подвижные, театрализованные, сюжетно-дидактические, логические игры со знаково-символическими материалами (цифры, геометрическими фигурами, пиктограммами), упражнения с иллюстративными материалами (фотографии, картинки и картины) и др.
  • Конструирование. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также развития сенсорных и мыслительных способностей детей.

Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»

  • Формировать основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи глухого ребенка. Обучение умению вступать в коммуникацию с другими людьми, умению слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями. Создание возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, организовывать речевые игры.
  • Приобщать глухих детей к культуре чтения литературных произведений. Стимулирование детей к самостоятельному чтению. В процессе обучения чтению глухих детей решаются задачи: овладение глобальным и аналитическим чтением; обучение технике чтения и осмыслению прочитанного; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитание отношения к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими. Глухим детям взрослые позволяют отвечать на вопросы, высказываться не только словесно, но и используя различные невербальные средства (мимику лица, жестикуляцию, позы и т.п.).

Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать у глухих детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества. Способствование накоплению у глухих детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
  • Приобщать к разным видам художественно-эстетической деятельности, развивать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Создание возможности для творческого самовыражения детей. Важное значение имеет поддержка инициативы, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помощь в освоении различных средств, материалов, способов реализации замыслов. Формирование изобразительной деятельности детей и использовании её в качестве средства сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, развития речи, детского творчества. Формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»

  • Развивать у глухих детей ценности здорового образа жизни. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Совершенствовать двигательную активность глухих детей, развития представления о своем теле и своих физических возможностях. Развитие у глухого ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка, развитие основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), крупной и мелкой моторики, коррекции моторного и физического развития. Проведение подвижных игр (как свободных, так и по правилам), занятий, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитие ловкости, координации движений, силы, гибкости. Развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие умственных способностей глухого ребёнка, на развитие речи глухих детей, приобретение навыков письма.

Направления психолого-педагогической деятельности

Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, её динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса в течение года.

Сбор и анализ диагностической информации о глухом ребенке включает выявление следующих показателей:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

  • динамика физического развития (анамнез);
  • состояние слуха;
  • особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
  • координация движений (особенности походки, жестикуляции, трудности регуляции темпа движений, навязчивых движений);
  • особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

  • особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
  • особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
  • особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;
  • особенности мышления;
  • познавательные интересы, любознательность.

3. Особенности речевого развития:

  • характеристика слуховой функции и произношения;
  • понимание устной речи;
  • самостоятельная речь (устная и письменная);
  • объем словарного запаса (активного и пассивного);
  • особенности грамматического строя и т.д.

4. Особенности мотивации:

  • реакция на замечания, оценку деятельности;
  • отношение к неудачам;
  • отношение к похвале и порицанию;
  • способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму;
  • особенности самоконтроля;
  • умение планировать свою деятельность.

5. Особенности эмоционально-личностной сферы:

  • глубина и устойчивость эмоций;
  • способность к волевому усилию;
  • преобладающее настроение;
  • наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
  • наличие фобических реакций;
  • отношение к самому себе (недостатки, возможности);
  • особенности самооценки;
  • отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими).

Оценка актуального уровня развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

Образовательная

область

Диагностируемые

параметры

Цель

Методики

Источник

Физическое

развитие

Психомоторное развитие

Определить особенности развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.

Наблюдение

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /сост. Н.А. Ноткина и др. СПб., 2008

Психомоторное благополучие

Изучить проявления психомоторного благополучия.

Социально-коммуникативное развитие

Самостоятельность, потребности, представления о себе

Изучить проявления самостоятельности.

Изучить проявления потребностей.

Изучить содержание и осознанность представлений о себе.

Наблюдение, беседы, «Рисунок семьи», «Автопортрет»

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет /сост. Н.Д. Денисова. Волгоград, 2013

Эмоционально-волевая сфера

Изучить особенности эмоционально-волевой сферы.

Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности.

Изучить проявления волевой активности.

Наблюдение, «Эмоциональные лица», «Кактус», «Страхи в домиках», «Тест тревожности»

Мотивационная сфера

Изучить особенности развития мотивационной сферы.

Изучить особенности мотивов.

Изучить желания и предпочтения, представления о прошлых и будущих событиях.

«Выбери место», «Сказка»

Игровая деятельность

Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры.

Наблюдение

Общение

Изучить навыки общения.

Выявить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.

Наблюдение, «Два домика»

Самооценка, уровень притязаний

Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности.

Изучить особенности самоотношения, самооценки и половой идентичности.

«Дерево», «Собери картинку»

Познавательное развитие

Общая осведомленность

Изучить особенности общей осведомленности.

«Рисунок человека»

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013

Временные представления

Изучить сформированность временных представлений.

«Времена года»

Пространственные представления

Изучить сформированность пространственных представлений.

«Различение левой и правой стороны»

Восприятие

Изучить уровень сформированности предметности восприятия.

Изучить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации.

«Разрезные картинки»

Внимание

Изучить особенности зрительного внимания.

Изучить особенности слухового внимания.

«Найди такую же картинку»

Память

Изучить особенности зрительной памяти

Изучить особенности слуховой памяти

«10 предметов», «10 картинок»

Мышление

Изучить особенности наглядного моделирования.

Изучить аналитико-синтетические умения.

Изучить умение решать предметно-практические задачи, ориентируясь на образец.

«4-й лишний», «Классификация»

Воображение

Изучить умение устанавливать ассоциативные связи и интерпретировать их в речи.

«На что это похоже?», «Дорисуй»

Речевое

развитие

Функции речи

Изучить функции речи как проявление речевых способностей.

«Последовательные картинки», «Расскажи по картинке»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Изучить способность к созданию замысла путем внесения в рисунок дополнений.

Анализ детских работ

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / сост. Е.В. Доценко. Волгоград, 2011

Проявление творческих способностей

Изучить проявления творческих способностей в разных видах.

Музыкальная деятельность

Изучить способность понимать и выражать музыкальный образ.

Наблюдение на НОД по музыкальному развитию

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы педагога-психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики. Коррекционная и развивающая работа проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО предусмотрена деятельность педагога-психолога по основным образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • познавательное развитие: обогащение сенсорного опыта детей, совершенствование аналитического восприятия; развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления; обогащение словарного запаса; развитие творческой активности; развитие представлений о социокультурных ценностях.
  • речевое развитие: развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
  • художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.
  • физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни; становление устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Здоровьесберегающее и безопасное поведение, здоровьесберегающие технологии, самомассаж, психогимнастика, релаксация, приемы снятия психоэмоционального напряжения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Моменты, ориентирующие ребенка в образовательных областях, определяются его избирательным отношением к их содержанию, интересами и склонностями.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Консультирование обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации глухих детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям по вопросам семейного воспитания и образования.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Проблема

Содержание психологической помощи

Консультирование по проблемам трудностей в обучении

Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопросы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности.

Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений

Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т.п. определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами.

Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе

Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям.

Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей

Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников.

Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником.

Консультирование по проблемам раннего развития детей

Организация развивающих занятий с детьми, предметно-развивающей среды в семье. Организация игрового общения с детьми. Организация художественно-творческой деятельности ребенка в семье. Интеллектуальное развитие ребенка в семье. Проявления склонностей, способностей и одаренности. Особенности организации предметного пространства и взаимодействия с одаренным ребенком, создание безопасной психологической базы, преодоление трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе

Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адаптации к школьному обучению.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха и др.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности педагогов и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

3. Планируемые результаты

Социально-коммуникативное развитие

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;  подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие

Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений.

Речевое развитие

Навыки диалогического общения. Умение отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическое развитие

Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения. Умение определять жанр музыкального произведения; выполнять движения, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки».

Физическое развитие

Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.

Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса согласуются с представленными во ФГОС ДО целевыми ориентирами. К концу старшего дошкольного возраста ребенок:

Любознательный, активный.

Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение). Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего. Фантазирует, сочиняет разные истории.

Эмоционально отзывчивый.

Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта), проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость). Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей. Понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве или музыке (цвет, композиция, интонация, темп), в художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  

Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет настойчивость и самостоятельность в их выполнении, вступает в сотрудничество.

Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи. Появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Ребенок соблюдает установленный порядок поведения в группе. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий или других детей (толкнул, напугал). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных проявлений поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.

Представления о себе. Ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.

Представления о семье. Ребенок имеет представление о семье, семейных и родственных отношениях; знает, как поддерживаются родственные связи (разговор по телефону, переписка, посещения), как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок слушает и понимает взрослого. Действует по правилу или по образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. Способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

4. Тематическое планирование

Средняя группа «Радуга», разновозрастная группа «Солнышко»

№ п/п

Направление раздела

(количество часов)

Содержание программного материала

Диагностика (4ч)

Проективные методики. Наблюдение. Игры.

Коррекционно-развивающие занятия (29ч)

«Дельфин», «Осьминоги», «Ветка рябины», «Птичка», «Божья коровка», «Гусеница», «Совушка», «Роза», «Котенок», «Павлин», «Одуванчики», «Петушок», «Лягушка», «Бабочка», «Медвежонок», «Грибы»

Итоговое занятие (1ч)

«Солнышко»

5. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы

Средняя группа «Радуга», разновозрастная группа «Солнышко»

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела

Планируемые результаты

Основные виды деятельности

Оборудование

План

Факт

Радуга

Солнышко

1-4

07.09

14.09

05.09

12.09

Диагностическое занятие

Изучение эмоционального состояния дошкольников

Проективные методики. Наблюдение. Игры.

бланк методики, простые карандаши, музыкальное сопровождение: спокойная музыка

21.09

28.09

19.09

26.09

Занятие «Дельфин»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Океан»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Дельфины тренируются»
  4. Игра «Раздуваем пузырь»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; магнитная доска, магнит, картина «Дельфин»; краски, листы бумаги, салфетки

5-8

05.10

12.10

03.10

10.10

Занятие «Осьминоги»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Морской аквариум»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Игра с волной»
  4. Игра «Раздуваем пузырь»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечный осьминог; магнитная доска, магнит, картина «Осьминоги»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; длинная лента на палочке, скакалка

19.10

26.10

17.10

24.10

Занятие

«Ветка рябины»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Чудесное дерево»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Воздушные волны»
  4. Игра «Слушай свое имя»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

ветка рябины; магнитная доска, магнит, картина «Ветка рябины»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки

9-13

02.11

09.11

31.10

07.11

Занятие «Птичка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Полет»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Перелет»
  4. Игра «Слушай свое имя»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечная птичка; магнитная доска, магнит, картина «Птичка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки

16.11

23.11

14.11

21.11

Занятие «Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Божья коровка»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики»
  4. Игра «Слушай свое имя»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечная божья коровка; магнитная доска, магнит, картина «Божья коровка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; мягкие модули, большие мягкие игрушки

30.11

28.11

Занятие «Гусеница»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Божья коровка»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Гусеница»
  4. Игра «Большая гусеница»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечная гусеница; магнитная доска, магнит, картина «Гусеница»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки

14-17

7.12

14.12

05.12

12.12

Занятие «Совушка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Прогулка»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Филин»
  4. Игра «Ласковая мама»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

магнитная доска, магнит, картина «Сова»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

21.12

28.12

19.12

26.12

Занятие

«Роза»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Волшебные цветы»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Аромат розы»
  4. Игра «Добрые слова»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

роза, леечка, шкатулка; магнитная доска, магнит, картина «Роза»; магнитофон, аудио «Волшебство природы или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

18-20

11.01

18.01

09.01

16.01

Занятие «Котенок»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Котенок»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Зарядка для котят»
  4. Игра «Ласковая мама»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

магнитная доска, магнит, картина «Котенок»; магнитофон, аудио спокойной музыки; краски, листы бумаги, салфетки

25.01

23.01

Занятие «Павлин»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Котенок»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Павлин»
  4. Игра «Ласковая мама»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

магнитная доска, магнит, картина «Павлин»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки; веер

21-24

01.02

08.02

06.02

13.02

Занятие «Одуванчики»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Замечательные цветы»
  2. Рисование
  3. Игра «Одуванчик»
  4. Игра «Добрые слова»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

искусственный одуванчик (можно изготовить из бумаги); магнитная доска, магнит, картина «Одуванчики»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

15.02

22.02

20.02

27.02

Занятие «Петушок»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «На птичьем дворе»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Петушок»
  4. Игра «Ласковая мама»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

магнитная доска, магнит, картина «Петушок»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

25-27

01.03

15.03

06.03

13.03

Занятие «Лягушка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «На птичьем дворе»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Лягушата»
  4. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  5. Прощание

игрушечный лягушонок; магнитная доска, магнит, картина «Лягушка»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

22.03

29.03

20.03

27.03

Занятие «Бабочка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Бабочка»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Гусеница превращается в бабочку»
  4. Игра «Большая гусеница»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечная бабочка; магнитная доска, магнит, картина «Бабочки»;

магнитофон, аудио «Волшебство Природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки;

воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки

28-31

05.04

12.04

03.04

10.04

Занятие «Медвежонок»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Медвежонок мечтает»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Расскажи и покажи»
  4. Игра «Добрый медвежонок»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечный медвежонок; магнитная доска, магнит, картина «Медведи»; магнитофон, аудио «Волшебство природы» или «Звуки природы»; краски, листы бумаги, салфетки

19.04

26.04

17.04

24.04

Занятие «Грибы»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Примирение с другом»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Грибы»
  4. Игра «Добрый медвежонок»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушечный медвежонок; магнитная доска, магнит, картина «Грибы»;

муляжи больших и маленьких грибов, две корзинки; краски, листы бумаги, салфетки

32-34

10.05

15.05

Занятие «Солнышко»

Создание положительного эмоционального настроя в группе;

сплочение группы, развитие эмпатии;

снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности;

развитие внимания, речи и воображения;

развитие общей и мелкой моторики

  1. Приветствие. Упражнение «Солнышко просыпается»
  2. Рисование
  3. Упражнение «Солнышко»
  4. Игра «Ласковая мама»
  5. Релаксационное упражнение в сенсорной комнате
  6. Прощание

игрушка Солнышко; магнитная доска, магнит, картина «Лето»;

краски, листы бумаги, салфетки

17.05

24.05

22.05

29.05

Диагностическое занятие

Изучение эмоционального состояния дошкольников

Проективные методики. Наблюдение. Игры.

бланк методики, простые карандаши, музыкальное сопровождение: спокойная музыка

Итого: 34 занятия

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет психолога: компьютер, принтер, 4 стола и 4 стула для занятий, наличие методического, дидактического и раздаточного материала, флешка с разнохарактерной музыкой. Диагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.М.

2. Сенсорная комната, оснащенная интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем.

Диагностический инструментарий

  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб, 2005
  2. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. – М, 2017
  3. Горбунова Е.А. Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ/ Е.А. Горбунова // Справочник педагога-психолога. Детский сад - 2013 - № 3
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М, 2003
  5. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В.Николаева. – М,2006
  6. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М., 2017
  7. Семаго Н., Семаго М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М, 2007
  8. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М, 2005
  9. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В. Диагностика познавательного развития: комплект материалов для обследования детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет. – М, 2022

Программы, технологии, пособия для коррекционно-развивающей работы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М, 2002
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М, 2010
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М, 1999
  4. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. – М, 2004
  5. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. – М: Книголюб, 2006

Литература

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? – СПб, 2008
  2. Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб, 2007
  3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М, 2005
  4. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2006
  5. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М, 2011
  6. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград, 2014
  7. Бондаренко А.К. Словесные игры для детей с нарушениями слуха. – СПб.: Питер, 2009
  8. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М, 2005
  9. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М, 2003
  10. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М¸ 2012
  11. Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО. – СПб, 2017
  12. Гаркуша Ю.В. Система коррекционных занятий для детей с нарушениями слуха. – М, 2008
  13. Головчиц Л.А. Сурдопедагогика. - М.: Педагогика, 2001
  14. Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. – М, 2018
  15. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013
  16. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М, 2003
  17. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М, 2002
  18. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М, 1998
  19. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2014
  20. Зикеев А.Г. Дети с нарушенным слухом. - М.: Педагогика, 2007
  21. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 2006
  22. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М, 2010
  23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996
  24. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.  
  25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными тревожными, аутичными детьми.
  26. Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. – СПб, 2006
  27. Обухова Т.И. Воспитание детей с нарушением слуха. - М.: Просвещение, 2008
  28. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М, 2008
  29. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. – М, 2004
  30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1995
  31. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. – М, 2004
  32. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М, 2000
  33. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М, 2005
  34. Стребелева Е.А. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2009
  35. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М, 2008
  36. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996
  37. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция. – Ростов-на-Дону, 2015
  38. Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей. Сборник упражнений и игр. – М, 2008
  39. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005
  40. Шипицына Л.М., Хилько А.А, Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб, 2003

7. Аннотация к рабочей программе

Группа

ФИО

Рабочая программа

Описание

Дошкольные группы «Радуга», «Солнышко»

Левина Жанна Викторовна

Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом на 2022-2023 учебный год для обучающихся дошкольных групп с нарушением слуха

(«Радуга», «Солнышко»)

Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с нарушением слуха от 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей.

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для глухих детей КОУ «Сургутская школа – детский сад» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Рабочая программа включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа будет реализована в течение 1 года, является открытой и предусматривает изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Мандала на кинетическом песке».

С кинетическим песком я познакомилась больше года назад, и с тех пор он прочно поселился в нашем психологическом пространстве. Детям очень полюбился этот материал, и игры с живым песком, или волшебным...

Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...

Аннотация к Рабочей программе младшей группы №6 «Непоседы» (для детей 3-4 лет) на 2021 -2022 учебный год

В материале раскрывается, что находится в Рабочей прграмме, что  она спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потре...

Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в младшей группе общеобразовательной направленности на 2021 - 2022 уч. год

Программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»  в соответствие с ФГОС дошкольного образования.Пр...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (от 3 до 4 лет) на 2021 – 2022 учебный год срок реализации 1 учебный год

Рабочая программа (далее - Программа) второй младшей группы общеразвивающей направленности «Подсолнушки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4...

Рабочая программа групповых занятий с педагогом-психологом с обучающимися с ТНР 2021-2022 уч год

Рабочая программа педагога-психолога предназначена для обучения и воспитания детей с ТНР с 3 до 7 лет с учетом их особых образовательных потребностей.Рабочая программа разработана на основе адаптирова...