Программа выявления и развития творческих способностей "Найди свой путь, поверь в себя!"
рабочая программа по психологии

Шлеева Людмила Ивановна

Таланты редки и их надо беречь и сохранять, в них настоящая сила нации.     В.Вернандский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naydi_svoy_put_pover_v_sebya.docx251.63 КБ

Предварительный просмотр:

G:\РАБОТА\020.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 «Исток» г. Смоленска

ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

                   «Найди свой путь, поверь в себя!»

Разработала:

педагог – психолог

 Шлеева Л.И.

Смоленск 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3

  1. Цели, задачи программы…………………………………………….4

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и талантливыми детьми………………………………………………………………………….5

  1. Методы диагностики в ходе реализации программы..5

  1. Основные направления реализации программы……….5

  1. Планируемые результаты……………………………………………6

  1. Теоретическое обоснование……………………………………….6

  1. План работы с одарёнными и талантливыми детьми7

  1. Работа с одарёнными детьми………………………………………8

  1. Основные этапы реализации программы…………………….10

  1. Условия реализации программы………………………………….12

  1. Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми..13

  1. Список литературы………………16

  1. Приложения17


Пояснительная записка.

Таланты редки и их надо беречь и сохранять, в них настоящая сила нации.

В.Вернандский

Актуальность

Самым главным периодом в развитии одаренного ребенка является ранее детство и  дошкольный возраст.  Для детей этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. В этом возрасте у детей хорошо развита фантазия, творческое воображение, что позволяет стимулировать нестандартное мышление, кроме этого, дети проявляют особую чувствительность, отзывчивость на окружающее.  Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей и  родителей. Одним из направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является необходимой частью более широкой проблемы развития творческого потенциала личности.

          Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

  • Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
  • Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
  • Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
  • Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

       Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.

Программа ориентирована на выявление, поддержку и развитие одаренных детей, а также на раскрытие всех видов одаренности в каждом ребенке. Реализация предусматривает:

  1. Обязательное медицинское сопровождение одаренных детей как одно из условий предупреждения перегрузок растущего организма и учета состояния их здоровья.
  2. Первый год реализации программы (диагностический) направлен на выявление и развитие у каждого ребенка некоторых видов одаренности, доступных к выявлению в этом возрасте (музыкальной, артистической и спортивной), а так же на развитие познавательных процессов, мотивации и сохранению и укреплению здоровья.
  3. Дальнейшее построение программы строится на развитии каждого вида одаренности как у группы в целом, так и у каждого ребенка в отдельности.

Для того чтобы развитие ребенка протекало без проблем и затрагивало все сферы его личности, в программе должны участвовать:

-воспитатели,

-учитель - логопед,

-педагог – психолог,

-музыкальный руководитель,

-учитель по физо,

-тренер по плаванию.

Цель программы:

 Создание оптимальных условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип возрастания роли дополнительного образования.

Методы диагностики в ходе реализации программы:

- наблюдения;

- беседы;

- педагогическая диагностика

- изучение продуктов детского творчества;

- ведение индивидуальных карт развития.

Основные направления реализации программы

- Работа с одарёнными и талантливыми детьми

- Работа с педагогами

- Работа с родителями

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • Отбор детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
  • Проведение фронтальных занятий (малые группы по 6 человек).
  • Создание развивающей среды в группе (выделение различных зон).
  • Привлечение родителей к творческой деятельности посредствам активного участия в жизни ДОУ.
  • Диагностика детей с целью выявления различных видов одаренности путем привлечения независимых специалистов.
  • Регулярное информирование родителей о результатах выявления и развития видов одаренности.

Теоретическое обоснование. 

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации плодотворной работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Важными критериями одаренности являются качества личности, а именно: увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Ядром одаренности считается не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность.

Креативность – это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмоционально – поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным.

Быть креативным – это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» такое емкое определение дает Т. Торренс.

План работы с одаренными и талантливыми детьми

    СОДЕРЖАНИЕ

     МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА        ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Заседание  Совета Педагогов

август

2.

Диагностика  интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностям  детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

сентябрь-октябрь

3.

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы.

Коллоквиум Совета Педагогов.

в течение года

4.

Работа с одаренными детьми по поддержанию психологического здоровья.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

8.

Математический  КВН.

декабрь

9.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

10.

Исследовательская деятельность.

март

11.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

12.

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

13.

Работа с родителями.

в течение года

14.

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.

 Мониторинг.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

май

15.

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- проведение непосредственно образовательной деятельности;

- работа по индивидуальным планам.

  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное время:

- индивидуальные занятия;

- проектная деятельность;

- организация выставок;

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков.

Работа с педагогами:

- педагогические советы;

- педагогическое проектирование;

- взаимопросмотры;

- выступления из опыта работы;

- презентации;

- семинары – практикумы;

- консультации, рекомендации.

Работа с родителями:

- анкетирование;

- родительское собрание;

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

- совместные детско – родительские проекты;

- презентации;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- помощь в создании развивающей среды.

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Кружковое направление на развитие качеств

Творческая одаренность

Художественная одаренность

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями, изучение продуктов детского творчества.

Кружок  по декоративно – прикладному творчеству «Чудесная мастерская»

Артистическая одаренность

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями

Кружок «Театр – это здорово!»

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями

Физкультурные занятия

«Физкульт-ура!»

Академическая

одаренность

- Мотивационно-личностные характеристики

- Способности к обучению

Наблюдения, педагогическая диагностика, ведение индивидуальных карт развития, беседы с воспитанниками, родителями

Кружки по дополнительному образованию. Кружок по подготовке к школе.

Основные этапы реализации программы.

I этап – диагностико – организационный. 2020-2021 учебный  год.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.

Задачи: - изучение нормативной базы;

- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;

- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Планируемые мероприятия:

1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.

2.Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.

3.Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.

4.Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.

Аналитико-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка. 

II этап – реализационный. 2020-2021 учебный год.

Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи: - диагностика способностей воспитанников;

        - разработка методических разработок по работе с талантливыми и  одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

        - формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;

        - повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.

Планируемые мероприятия:

- Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми.

III этап – аналитический. 2021-2022 учебный год.

Цель:          переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.

Задачи:         - анализ итогов реализации программы;

        - осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;

        - обобщение результатов работы детского сада в реализации программ

Планируемые мероприятия:

1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

     2.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

     3.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

 Ожидаемый результат:

  • Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
  • Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  • Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  • Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
  • Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
  • Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

1.Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.

2.Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.

3.Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

4.Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.

5.Уровень социальной успешности воспитанников.

Мониторинг достижения запланированных результатов

  • Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
  • Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
  • Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.
  • Тестовая диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной подготовкой (родители).

Условия реализация программы.

Задачи:

  Составить индивидуальные маршруты  сопровождения одаренных детей.

  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

           При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Основными условиями в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно, являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие технологии по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
  • работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

      Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада (ДК, музыкальной школы, детской спортивной школы, школы «Искусств» и др).  Для детей подготовительной к школе группы посещение кружков по подготовке к школе.

 Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

1.  Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.

2. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

3. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.

4. Переподготовка и повышение квалификации воспитателей, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми.

5.Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: Положений о деятельности с одарёнными детьми, проведении недель по разным направлениям обучения.

6.Проведение родительского собрания «Способности и интересы моего ребёнка».                                                                             

7.Создание системы дополнительного образования по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям:  художественно-эстетическое, физическое

8. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей школы в качестве консультантов по вопросам исследований детей;

9. Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми;

10.Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ

Методическое обеспечение системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду

 Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

2. Программное обеспечение.

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.

4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей.

5. Мониторинг системы работы.

Формы организации воспитательно-образовательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1.       Ознакомление с пространственными отношениями.

2.       Развитие элементов логического мышления.

3.       Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.       Развитие элементарных математических представлений.

5.       Подготовка к обучению грамоте.

6.       Конструирование.

7.       Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.       Ознакомление с природой.

9.       Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.   Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия

Развитие физических способностей.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий. 

Работа по индивидуальным планам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка 

Университет для родителей

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

 

 Данная программа рассчитана на 2 года и реализуется в несколько этапов:

  • первый этап - апробация программы;
  • второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
  • третий этап - коррекция программы.

На этапе апробации проводится:

  • Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
  • Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
  • Первичная диагностика детей специалистами кружков в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года).
  • Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка.

      Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

      На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют

результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям». С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

     В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

  • Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
  • Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
  • Производится работа по программе в соответствии с выявленными проблемами.

 Заключение

      Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним.

         Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научаться организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Список литературы.

1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.

2.Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3.Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.

5.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.

6.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.

7.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.

8.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.

9.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.

10.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.

11.Т. С. Комарова  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

12.Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

13..Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.

14.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.

15.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.

16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009

17.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.

18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001

19.Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. – 98 с.

22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

Приложения.

Приложение 1.

Методики для выявления компонентов одаренности

в дошкольном возрасте

Название методики

Предназначение методики

Возрастные ограничения

Анкета А. де Кафа -Г. Хана.

Определение компонента одаренности

С дошкольного возраста

Фигурный тест Е. Торренса.

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.).

Творческий компонент

С 4 лет

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.).

Творческий компонент

С 5 лет

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.).

Творческий компонент

4-6 лет

Тест «Назови картинку».

Творческий компонент

4-6 лет

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.).

Творческий компонент

С 5лет

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);

Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческий компонент

С 5 лет

Фигурный тест Е. Торренса.

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.).

Творческий компонент

С 4 лет

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.).

Творческий компонент

С 5 лет

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.).

Творческий компонент

4-6 лет

Тест «Назови картинку».

Творческий компонент

4-6 лет

Творческое задание «Дорисуй круг» (автор Комарова Т. С.).

Творческий компонент

С 5лет

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);

Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческий компонент

С 5 лет

 Тест № 1. Методика определения статической координации.

             Психомоторный

                   компонент

С дошкольного возраста

 Тест № 2 Методика определения динамической координации.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест № 3 Методика определения быстрого реагирования «Нажми кнопку».

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест № 4 Методика определения ориентировки тела в пространстве.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест № 5 Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений.

 «Пройди и запомни».

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест №6 Методика определения физической подготовленности.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Приложение2.

Опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике  выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.  

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла;       Средний уровень: 35 - 60 баллов;      Высокий уровень:  61 - 85 баллов.

 ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

1

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

2

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

3

Точно, правильно использует много слов в своей речи

4

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

5

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

6

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

7

Легко справляется с загадками и может их придумывать

8

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

9

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

10

Понимает значение чисел от 1 до 10

11

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

12

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

13

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

14

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

15

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

16

Проявляет острую наблюдательность

17

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Приложение 3.

Карта одаренного ребенка

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты педагогической диагностики
  8. Результаты социометрического исследования
  9. Область одаренности
  10. Признаки одаренности
  11. Диагностика одаренности
  12. Выводы и рекомендации
  13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Приложение 4.

Виды одарённости на разные основания

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная;

коммуникативная;

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые).

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

Приложение 5.

 Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Программапо выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

К 5-6 годам своей жизни ребёнок уже обладает обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным, хотя и неактуализированным, багажом образов (представление о ...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 "Аленький цветочек"     ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протоко...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...