УПРАЖНЕНИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ
план-конспект занятия по психологии

УПРАЖНЕНИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_tsvetoterapii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ

«Волшебный город».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие фантазии.

Для того чтобы начать, проводя цветотерапию, игру с детьми старшей группы, предложите ребенку построить дом из кубиков, где будут жить разноцветные жители. Важно, чтобы цвет персонажа совпадал с домом, в котором он живет. Жителями могут быть яркие человечки, различные животные или вымышленные герои. Придумайте вместе с ребенком, почему эти жители выбрали тот или иной цвет. Расскажите ему, как от цвета может меняться настроение и характер. При проведении цветотерапии для детей игры подобного рода отлично помогают развивать фантазию дошкольника.

«Зажечь радугу».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие фантазии.

Это упражнение заключается в том, чтобы предложить ребенку или группе детей создать радугу. Ее можно сделать где угодно и из чего угодно - подойдут ленточки, кубики, разноцветные шарики и многое другое. После чего, ребенок сможет загадать желание под радугой.

 «Волшебная вода».

Цель: снятие напряжения, погашение гиперактивности.

Для данного упражнения необходимо налить обычную воду в прозрачный стеклянный стакан и поставить на цветную картинку. При цветотерапии для детей цвет подставки желательно подбирать исходя из характеристики ребенка, так как вода способна воспринимать энергию цвета. К примеру, если возбужденного малыша нужно успокоить - возьмите за основу зеленый цвет. После того как определитесь с цветом, посмотрите вместе с ребенком на дно стакана и предложите выпить содержимое ребенку медленными глотками.

«Изумрудный город».

Цель: снятие напряжения, развитие фантазии.

Проводить желательно следующее упражнение по цветотерапии для детей под музыку. Задача малыша заключается в следующем: закрыть глаза и представить себя в Изумрудные города. Важно, чтобы ребенок детально представил каждый элемент воображаемого города. Такой сеанс не должен превышать 10 минут, после чего малыша стоит попросить изобразить увиденное на листке.

«Рисуем пальчиками».

Цель: избавление от лени, раздражительности, устранение агрессии, развитие мелкой моторики.

Такое упражнение по цветотерапии у детей 5 и 6 лет корректирует чрезмерную гиперактивность, которая может нанести вред для малыша в процессе обучения. Например, предложите ребенку нарисовать с помощью пальчиков и красок на альбомном листе любимый персонаж из сказки. Во-первых, не каждый ребенок в этом возрасте хорошо умеет владеть красками, карандашами или фломастерами, а во-вторых, любому малышу будет интересно попробовать что-то новое. Такое упражнение на первый взгляд кажется простым в применении, но, зная специфику цветотерапии и влияния цветов на психику ребенка, можно с уверенностью говорить о том, что оно позволит добавить малышу уверенности в силах, снизить агрессивность, а самое главное - привить желание осваивать новые знания и учиться.

«Цвет моего настроения».

Цель: снятие напряжения, развитие фантазии.

Упражнение заключается в следующем: детям необходимо положить перед собой альбомный лист, на котором изображен силуэт человека. Перед малышами ставится задача выявить настроение этого человека и раскрасить теми цветами, которые, по их мнению, подходят больше всего.

«Нарисуй имя».

Цель: снятие напряжения, повышение самооценки, стимулирование фантазии.

Для данного упражнения ребенку необходимо предоставить альбом для рисования и цветные карандаши или фломастеры, после чего предложить нарисовать его имя. В процессе работы можно включить приглушенную музыку, а затем малышу необходимо представить свою картину и объяснить, почему именно так он себе представляет свое имя.

«Цветной дождь».

Цель: управление настроением, устранение агрессии, развитие мелкой моторики.

Такое упражнение отлично подходит для проведения цветотерапии детей с ограниченными возможностями. Для этого упражнения нужно создать шатер или домик из разноцветных атласных ленточек. Во-первых, дети могут изучать веревочки и поиграть с ними в дождик, а во-вторых, малышам будет интересно там прятаться и играть. Располагать ленты необходимо по цветовому принципу радуги. К примеру, раздраженному малышу можно предложить охладиться и пробежать под холодными цветами ленточек, а расстроенному или грустному — погреться под теплыми солнечными лучами.

 «Облачко феи».

Цель: развитие восприятие оттенков, управление настроением, устранение агрессии.

Для данного упражнения предварительно необходимо подготовить кусочки полупрозрачной ткани, хорошо подойдет фатин или органза. Суть упражнений по цветотерапии для детей с ОВЗ заключается в следующем: фея приглашает к себе в гости, но для этого нужно до нее добраться на разноцветных облаках. После чего детки укутываются тканью и сквозь нее видят, как меняется мир. Это упражнение помогает развивать восприятие оттенков и научиться замечать, как меняется цвет, когда одна краска накладывается на другую. К примеру, сквозь зеленый кусок материала посмотреть на фиолетовый.

«Догадайся, что это».

Цель: снижение психологического напряжения, развитие фантазии.

На альбомном листе с помощью краски определенного цвета поставьте пальчиками несколько точек и спросите ребенка «Что изображено на этой картине?». Важно, чтобы ребенок подключил свое воображение и предположил, как можно больше вариантов. Такое упражнение отлично снижает психологическое напряжение, а также поможет развить фантазию.

«Оранжевый цвет».

Цель: устранение скованности, замкнутости и застенчивости.

Данное упражнение способствует устранению скованности, замкнутости и застенчивости. Предварительно сделайте заготовку: на плотный картон нанесите клей и насыпьте на него пшенную крупу, распределив при этом по всему листу. После полного высыхания, даем это ребенку. Малышу необходимо раскрасить данный холст пальчиковой краской оранжевого цвета. В процессе работы можно включить музыку.

«Зеленые обитатели леса».

Цель: устранение скованности, замкнутости и застенчивости.

Данную игру лучше проводить с группой детей. Суть в следующем: каждый ребенок называет лесного жителя - животное, птицу, насекомое - зеленого цвета (кузнечик, зеленая бабочка, лягушка, зеленый попугай и так далее), после этого нужно предупредить, когда заиграет музыка, необходимо двигаться также как придуманный герой. То есть кузнечик будет прыгать, бабочка - летать, лягушка - скакать. А когда музыка остановится, дети в образе зверей должны остановиться и замереть на месте. Игра может повторяться несколько раз. Необязательно, чтобы лесные жители были зеленого цвета, можно выбрать любой другой.

«Сделай картину»

Цель: снижение психологического напряжения, развитие фантазии.

Предварительно на альбомном листе приклейте кусочки ваты в виде облаков. Под музыку "Пение птиц" вместе с ребенком разукрасьте небо. Покажите ему, как можно смешать краски синего и белого цвета, чтобы получить необходимый оттенок голубого. Добавьте к этой картине яркое солнышко, зеленую травку и то, что пожелает малыш.

«Волшебное покрывало»

Это большие полупрозрачные платки насыщенных и пастельных тонов. Ребенок накрывается платком и рассматривает сквозь него окружающее пространство. Ребенку, по его настроению, психоэмоциональному состоянию предлагается платок соответствующей цветовой гаммы. Если ребенок расторможен, возбудим, ему дается голубой волшебный платок, и мы с ним отправляемся в голубую сказку. Использование этой игры дает хороший терапевтический эффект, действует успокаивающе, настраивает на позитивную волну, развивает детскую фантазию, воображение. В игре основное правило – менять цветовое пространство, чтобы достичь нужного эффекта эмоционального состояния ребенка.

 «Радужный мост»

На столе – лист ватмана, размеченный дугами. Детям предлагается «построить мост», т.е. выложить крышками дуги-дорожки воздушного моста (каждый ребенок выбирает цвет по своему настроению). Игра учит детей общению, взаимодействию друг с другом, умению придумать название своей волшебной страны, то как она выглядит, и кто в ней живет. Таким образом, на фоне положительного эмоционального состояния развивается и закрепляется как диалогическая, так и монологическая речь ребенка с ОНР. 

«Цветик - семицветик»

Цель: развитие цветовосприятия, творческого воображения и фантазии.

Необходимые материалы: разноцветная вертушка.

Ход упражнения: ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или событий в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

«Разноцветный мир»

Цели: развитие чувства пространства, цветовосприятие, создание положительного эмоционального фона.

Ход работы: Знаете ли вы, какого цвета небо? Пройдите по комнате, найдите что – нибудь такого же цвета и дотроньтесь до него рукой. Игра проводится аналогично с любым цветом. А можете ли вы одной рукой показать, что–нибудь красное, а другой – желтое?

«Волшебный ковер».

Цели: развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координации движений, развитие фантазии и воображения; развитие ощутить чувства любви и доверия к миру.

Необходимые материалы: прочная однотонная или разноцветная ткань. Размер ткани не менее 1,5 х 1,5 метра.

Ход работы: Ведущий говорит детям: «В нашей сказке есть волшебный Ковер. Его соткала для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью Ковра можно делать удивительные превращения. Тому, кто по нему пройдет, он подарит сильные и крепкие ноги». Дети вместе с ведущим встают вокруг ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. Дети, поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопротивление ткани. После ходьбы Ковер может покачать ребенка. Кто-то из детей оказывается в центре Ковра, садится на него и превращается в Дюймовочку или Эльфа. Ковер же превращается в цветок и закрывает свои лепестки. Остальные дети вместе с ведущим начинают медленно поднимать и покачивать хозяина (или хозяйку) цветка. По очереди все дети могут покачаться на Ковре, и он им подарит силу и радость.

В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о солнышке и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

"Все краски мира" Мой путь в цветотерапию.

Ребенок приходит в этот мир и учится жизни у взрослых, подражая им, играя с ними. Однако, не всегда родители могут уделить ему достаточно внимания и профессионально разобраться в трудных ситуаци...

"УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ"

До момента получения рецензии материал находится на доработке....

Цветотерапия – улучшает настроение. Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья и работоспособности.

Довольно часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными проблемами в поведении и здоровье наших детей. С целью помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей я решила и...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Цветотерапия.Картотека упражнений.

Красный цвет.Упражнение №1 Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки...

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ (Консультация по практическому применению методов цветотерапии)

: Консультация посвящена практическому применению методов цветотерапии в дошкольных образовательных учреждениях как эффективного способа выявления и коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Ра...