Рекомендации психолога
консультация по психологии

Нестеренко Анна Викторовна

Предварительный просмотр:

Способы саморегуляции и улучшения психического состояния

специалистов, работающих с детьми.

Существует много приемов, помогающих  сохранить психическое здоровье. К ним относят различные приемы психической саморегуляции. Под психической саморегуляцией понимают воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Нервно-мышечная релаксация

Комплекс телесных упражнений.

А) «Место телесного покоя» (перенос внимания на телесные ощущения, получение от них удовольствия). Желательно первый раз проводить данное упражнение в спокойной обстановке. Сесть в удобную позу, расслабиться. Закрыть глаза. В воображении перенести себя в место, где хорошо вашему телу, где оно отдыхает и расслабляется, а потом восстанавливается. Постараться почувствовать всеми каналами восприятия особенность этого места. Когда появится необходимость успокоиться и отдохнуть, вспомните это состояние. Используйте его как ресурс.

Б) «Пресс». Лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная стихия может все снести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что мы видим так часто: отрицательно заряженная энергия сбрасывается на окружающих. Наиболее часто «заземление» происходит в кругу семьи, где ослабевает внутренний контроль.

Суть упражнения: специалист представляет, что внутри него, на уровне груди, работает мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникшие отрицательные эмоции и связанное с этим внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться четкого ощущения физической тяжести внутри, как будто пресс выталкивает нежелательные негативные эмоции и энергию (не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями).

В) «Волна расслабления». Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.

2. Противострессовая дыхательная гимнастика

А) «Успокаивающее дыхание». Начать нужно с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течение 5 секунд, пауза — 5 секунд и выдох также на 5 секунд. Дальше переходим к изменению ритма: вдох — 5 секунд, пауза — 4 секунды и выдох — 6 секунд. В каждом следующем цикле отнимаете по одной секунде у паузы и добавляете по одной на выдох. Таким образом, через четыре цикла у вас будет приходиться 5 секунд на вдох и 10 — на выдох. Подышите так 2-3 минуты, и ваше состояние полностью нормализуется — уйдет напряжение и, соответственно, улетучится страх. Выдохните его, сделайте себе одолжение!

Б) «Мобилизующее дыхание». Исходное положение — стоя или сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивать фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

4(2)4,5(2)4,6(3)4,7(3)4,8(4)4.

3. Аутогенная тренировка

Это активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма.

Данный метод позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетососудистой дистонии, головную боль, вялость, раздражительность, неприятные ощущения.

Упражнение на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для его выполнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути

освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и др.

теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Упражнение необходимо повторять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение.

Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Формулы самовнушения

Эти формулы необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Формула 1. Уверенность в себе

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все сумею, все смогу и ничего не боюсь».

Формула 2. О работе

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».

Формула 3. Спокойствие, стабильность

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».       Формула 4. Уменьшение напряжения в процессе работы

«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить появление раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».

Здесь представлена лишь часть комплекса упражнений, но даже их достаточно для улучшения психоэмоционального состояния.

Конечно, приведенные рекомендации не решают проблем специалистов в нашем центре. Однако верится, что они помогают занять активную позицию по отношению к себе самому, а это уже залог успеха, хорошего самочувствия, настроения и высокой работоспособности.



Предварительный просмотр:

Способы саморегуляции и улучшения психического состояния

специалистов, работающих с детьми.

Существует много приемов, помогающих  сохранить психическое здоровье. К ним относят различные приемы психической саморегуляции. Под психической саморегуляцией понимают воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Нервно-мышечная релаксация

Комплекс телесных упражнений.

А) «Место телесного покоя» (перенос внимания на телесные ощущения, получение от них удовольствия). Желательно первый раз проводить данное упражнение в спокойной обстановке. Сесть в удобную позу, расслабиться. Закрыть глаза. В воображении перенести себя в место, где хорошо вашему телу, где оно отдыхает и расслабляется, а потом восстанавливается. Постараться почувствовать всеми каналами восприятия особенность этого места. Когда появится необходимость успокоиться и отдохнуть, вспомните это состояние. Используйте его как ресурс.

Б) «Пресс». Лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная стихия может все снести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что мы видим так часто: отрицательно заряженная энергия сбрасывается на окружающих. Наиболее часто «заземление» происходит в кругу семьи, где ослабевает внутренний контроль.

Суть упражнения: специалист представляет, что внутри него, на уровне груди, работает мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникшие отрицательные эмоции и связанное с этим внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться четкого ощущения физической тяжести внутри, как будто пресс выталкивает нежелательные негативные эмоции и энергию (не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями).

В) «Волна расслабления». Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении.

2. Противострессовая дыхательная гимнастика

А) «Успокаивающее дыхание». Начать нужно с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течение 5 секунд, пауза — 5 секунд и выдох также на 5 секунд. Дальше переходим к изменению ритма: вдох — 5 секунд, пауза — 4 секунды и выдох — 6 секунд. В каждом следующем цикле отнимаете по одной секунде у паузы и добавляете по одной на выдох. Таким образом, через четыре цикла у вас будет приходиться 5 секунд на вдох и 10 — на выдох. Подышите так 2-3 минуты, и ваше состояние полностью нормализуется — уйдет напряжение и, соответственно, улетучится страх. Выдохните его, сделайте себе одолжение!

Б) «Мобилизующее дыхание». Исходное положение — стоя или сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивать фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

4(2)4,5(2)4,6(3)4,7(3)4,8(4)4.

3. Аутогенная тренировка

Это активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма.

Данный метод позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетососудистой дистонии, головную боль, вялость, раздражительность, неприятные ощущения.

Упражнение на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для его выполнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути

освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и др.

теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Упражнение необходимо повторять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение.

Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Формулы самовнушения

Эти формулы необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Формула 1. Уверенность в себе

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все сумею, все смогу и ничего не боюсь».

Формула 2. О работе

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».

Формула 3. Спокойствие, стабильность

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».       Формула 4. Уменьшение напряжения в процессе работы

«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить появление раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».

Здесь представлена лишь часть комплекса упражнений, но даже их достаточно для улучшения психоэмоционального состояния.

Конечно, приведенные рекомендации не решают проблем специалистов в нашем центре. Однако верится, что они помогают занять активную позицию по отношению к себе самому, а это уже залог успеха, хорошего самочувствия, настроения и высокой работоспособности



Предварительный просмотр:

Рубрика:  советы педагога - психолога:  

«Увлекательная пескотерапия: играем дома»

       Какой ребенок не любит игры с песком? Ведь они являются формой естественной активности ребенка. Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. 

       Что же такое пескотерапия?  Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка. При работе с песком, при минимальном напряжении, создается эффект успеха. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Эти составляющие необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей; способствуют развитию произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, навыков общения. Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют. 

       Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр вам понадобится водонепроницаемый деревянный ящик: рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика - «планшета» соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта — небо. Необходимо подготовить  чистый, просеянный песок (заранее прокалите его в духовом шкафу). Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта". Соберите и "коллекцию" миниатюрных фигурок. Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти: фигурки людей, животных, сказочных персонажей; детали конструктора; предметы неживой природы и предметы – заместители, фигурки для дизайна.

       Как играть  дома, с чего начать? Начинать следует со знакомства с песком.   Пусть ребенок почувствует, какой песок – теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Проводит по песку каждым пальчиком или кулачком, скользит «змейкой»,  или по своему желанию лепит из песка разные фигурки. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию и рисованию. В нашем детском саду в работе с воспитанниками мы активно используем песочные игры. Предлагаем вам поиграть в такие игры с детьми дома.

Игра «Секретик» вызывает положительные эмоции, раскрепощает. Заранее в песочнице «прячем» в песок  фигурки разного цвета, размера и предлагаем ребенку отыскать «секрет». Ребенок отыскивает фигуру, называет ее, определяет цвет, форму, величину.

 Интересной будет для вашего ребенка игра - конструирование. Предложите ребенку построить в песочнице «Железную дорогу». Пусть нарисует на песке две параллельные линии – это будут «рельсы». «Шпалами» послужат небольшие палочки, веточки или карандаши. Теперь можно покатать по «железной дороге» маленький легкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать горку. В ее основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через нее дощечку- «мостик», а по сторонам воткните в песок веточки – «деревья». Интересно и занимательно!

Понравятся вашему ребенку игры на развитие творчества: «На лугу», «В лесу», «Солнышко», «Дождик», в которых ребенок «самовыражается», проявляет элементы творчества. Предложите ребенку  нарисовать на песочном поле образы травы, елочек, солнышка, капельки дождя. Созданные «картины» помогут повысить самооценку малыша,  разовьют воображение. Неплохо, если и вы, родители, примите участие в минутках такого «песочного» творчества. Можно придумать очень много совместных интересных и веселых игр. Общение в игре не бывает бесплодным для детей.  Чем больше вы уделите совместному времяпровождению с детьми, тем лучше станут взаимоотношения, появятся общие интересы, понимание и любовь будут между вами в дальнейшем.

                         



Предварительный просмотр:

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

При речевых нарушениях у детей можно отличить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонение в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений рук и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Комплекс №1

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно, сгибая пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнить поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем двумя руками одновременно.
  5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуты как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали».
  6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке. Потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук. Начиная с мизинца.
  8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  9. Положите на стол 10 – 15 карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы.
  10. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что с начала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону.
    А теперь пусть ребенок попробуйте их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
  12. Покажите ребенку упражнение: быстро касаться  кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.


Предварительный просмотр:

                Ваш ребенок молчит? Психологические причины

Разговаривать не нужно — мама и так поймет. Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить.

Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».

Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. Если ребенок иногда злится, это нормально, он просто проявляет свои чувства. Я часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;                                               Забери памятку себе:
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

        




Предварительный просмотр:

         5 - 6 лет - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

В этом возрасте ваш ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версииЕго воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
  • Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе вниманиепоскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границжелая заполучить то, что хочет.
  • Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от

сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведениемпроявляющийся затем и в других видах деятельности.

  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
  • Очень хочет походить на значимых для него взрослыхпоэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
  • Может начать осознавать половые различияПо этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
  • Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

  • С уважением относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
  • Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстникамипомогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
  • Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьейвместе с ребенком обсуждая совместные планы.
  • Постепенно снижать контроль и опекупозволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую»

позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

  • По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языкев соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
  • На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
  • Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхамине осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

377f0857764b.png

автор2.png

Возрастные психологические особенности детей 5 – 6 лет

kniga2.png

http://kids-psyhology.ru/



Предварительный просмотр:

3 - 4 года - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое "Я", становится достаточно независимым от окружения. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Это выражается в "кризисе 3-х лет", который характеризуется следующими симптомами: 

1. Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок как бы опробует в общении слово "нет", осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2. Упрямство - ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому что он этого потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

2) достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого все эти усилия в значительной степени теряют свою ценность.

3) в обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5 - 6-ти месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Успешно преодолев "кризис 3-х лет", ребенок к 4-м годам способен владеть не только телом, но и голосом: речь становится четкой, ясной. Он умеет общаться, хорошо излагает свои мысли.

Он обожает играть "во взрослых" или работать "понарошку", как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми - для него по-прежнему навысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире, нуждается в мудром учителе.

3. Строптивость - это центральный симптом для "кризиса 3-х лет", она направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается "строптивая установка" по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

4. Своеволие - ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

5. Протест-бунт - все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6. Обесценивание ребенком личности близких - малыш может начать обзывать родителей бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам , которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм или ревность - этот симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. В семье с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти - как следствие ревнивого отношения к другим детям.

   

   Для полноценного развития ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических процессов детей и формировать их грамотно и заботливо.

377f0857764b.png

"Кризис 3-х лет" является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и родители должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.

При благоприятном выходе из "кризиса 3-х лет" ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

1) стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи.

Памятка для родителей

Психологические особенности развития ребенка

3 - 4 лет

495050_1232-800x600.jpg

http://kids-psyhology.ru/



Предварительный просмотр:

Краткая теоретическая справка о возрастно-психологических особенностях детей 4-5 лет: 

возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса, осознаёт собственную «отдельность» от родителей и, в целом, стал спокойнее, послушнее, покладистее.

В этом возрасте у вашего ребёнка активно развиваются:

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ- которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят –это возраст почемучек.

ЭМОЦИИ- ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, учится сопереживать.

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ- появляется большой интерес к ровесникам, всё более сильной становится потребность в друзьях;  

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ- развитие   воображения   входит   в   очень активную фазу; формируется ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛОГО, развивается ОБИДЧИВОСТЬ;

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ продолжает развиваться. Ребёнку важно многое делать самому,   он   уже   больше   способен позаботиться о себе  

Небольшие рекомендации   по   воспитанию детей.

 Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком.   Читайте   им   познавательную литературу.

 Дети   этого   возраста   обожают   наряжаться   Предоставьте   в   их переодеваться. распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, роли, представляя   себя   врачом,   артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга. играют    

 В   этом   возрасте   дети   обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами двора. Водите в интересные места.

 После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами,   цифрами.   Но   не   загружайте сильно ребенка.  

Недостатки   воспитания   к   этому   возрасту оформляются   в   устойчивые   неприятные черты   характера.   Оценивайте   поступок ребенка, а не его личность в целом. 

     

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь и знать:      

Ребенок   должен   называть   свое   имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.  Мышление:

 Знать обобщающие понятия:  мебель,   одежа, домашние животные, дикие животные, птицы, цветы, деревья, овощи, фрукты.

 Отвечать на вопросы типа: для чего нужна  ручка у двери?; для чего нужны окна в  домах?; сколько лап у собаки? А у кенгуру? …

 Подбирать противоположные понятия (днём светло, а ночью?…) Находить на картинке, где изображены  нелепицы 3­4 несоответствия. Объяснять, что не так, почему, как должно быть. Внимание:

 Находить признаки сходства и отличия  между двумя предметами, картинками.

  Из предложенного ряда или группы  находить одинаковые предметы.

 Складывать картинку из  частей  (разрезанные картинки, «пазл»). Выполнять задания на развитие внимание в  течение 5­7 минут не отвлекаясь. Моторика:

  Проводить линии различные линии по контуру и точкам.

 Проводить прямые и наклонные линии от точки  к точке.

Аккуратно закрашивать картинки, не выходя за линии.

Математические представления:

 Находить в окружающей обстановке один и  много предметов.

 Знать части суток

 Узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

 Называть предметы, которые по форме  похожи на треугольник, круг, квадрат,  прямоугольник.

 Понимать слова и показывать направления  относительно себя: право, лево, верх, низ,  впереди, сзади.

 Сравнивать два, три предмета по величине  (большой, средний, маленький; Длинный,  короткий; Широкий узкий; Высокий, низкий).

 Сравнивать две группы предметов по  количеству (больше – меньше). Устанавливать  равенства путём добавления предметов в  меньшую группу или вычитания лишних  предметов из большей группы.

 Развитие речи:

  Говорить не торопясь, выразительно.

 Отвечать на вопросы.

 Согласовывать слова в роде, числе и падеже.

 Повторить рассказ из 3­4 предложений.

  Употреблять предложения с однородными  членами.

 Правильно употреблять существительные с  предлогами (в, на, под, за).  Составлять простой описательный рассказ из 3­4 предложений по предметной картинке,  сюжетной картинке или игрушке.

Рисование:

 Знать основные цвета, их оттенки:  красный ­ розовый, синий – голубой, чёрный­ серый, белый, жёлтый,  зелёный.

 Подбирать цвет, соответствующий  предметам.

  Изображать простейшие предметы и  явления окружающей  действительности, используя  различные линии (домики, деревья,  цветы, туча с дождём, солнышко,  дорожки…) Аппликация:

  Создавать изображения  предметов,  составляя их из 2­4 деталей, путём  наклеивания готовых форм (домик,  ёлочка, светофор, заборчик, лесенка…)

 Уметь держать ножницы и резать прямые  линии – полоски.  

Ознакомление с окружающим миром:

 Запомнить особенности внешнего вида  животных и птиц.

 Различать  предметы ближайшего окружения, отмечать их свойства.

 Называть времена года и состояния  погоды.  Иметь представления о явлениях  общественной жизни – праздниках.

 

                           

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"

Данные рекомендации можно использовать  на родительском собрании  на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....

рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы

Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...

Рекомендации психолога

Материал разработанный психологом нашего детского сада...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Рекомендации психолога

Материалы для папок-передвижек (для родителей)...

"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"

В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...

Рекомендации психолога по адаптации детей к условиям ДОУ

Рекомендации психолога "Подготовте ребенка к ДОУ"...