Рекомендации психолога
методическая разработка (подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24

Консультация для воспитателей:

«Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе»

Автор-составитель

Старший воспитатель

МДОУ д/с № 24

Липатова А.М.

г. Люберцы

2012 г.

Анализируя подходы разных авторов, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе – это совокупность физического психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг «Готовность к школе ребенка 6-7 лет» включает в себя следующие компоненты:

1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

  • Общего физического развития;
  • Мелкомоторных навыков;
  • Крупной моторики (характеристики движений);
  • Произвольной регуляции действий;
  • Работоспособности.

2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

  • Восприятия;
  • Внимания;
  • Памяти;
  • Мышления;
  • Воображения;
  • Речи;
  • Круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3. Диагностику социальной, или личностной готовности, т.е. изучение:

  • Уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • Уровня развития коммуникативных навыков;
  • Мотивации к обучению;
  • Самооценки.

Ежегодно в начале учебного года в группе детей достигших 6-и летнего возраста (подготовительная к школе) проводится мониторинг (диагностика) развития каждого ребенка. Целью его служит изучение уровня психического развития детей, оценка эффективности педагогической работы и, в случае необходимости, коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Для диагностики психологической готовности была разработана методика, изучающая отдельные компоненты, такие как:

  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление

Работа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Ребенку предлагалось последовательно выполнить несколько заданий:

1. Устойчивость внимания.

Поиск сочетаний. Надо найти и обвести такое сочетание фигур, как показано в образце.

2. Концентрация внимания.

Корректурная проба (аналог теста Векслера). Необходимо заполнить пустые фигуры значками в соответствии с образцом.

3. Произвольная непосредственная слуховая память. Объем внимания.

Десять слов (аналог теста Лурии). Необходимо внимательно послушать 10 односложных слов и воспроизвести их в произвольном порядке.

4. Кратковременная непроизвольная зрительная память.

Узнавание картинок. Ребенку показываются по очереди 9 картинок, каждая по 3 секунды. Затем предлагается рисунок, где виденные 9 картинок разбросаны среди других 25, необходимо найти картинки, которые он видел.

5. Развитие понятийного мышления.

Классификация. Предлагается картинка с группой предметов, которые он должен назвать «одним словом».

6. Умение определять предметы в логические пары.

Аналогии. Дается набор картинок подходящих друг другу по смыслу, необходимо составить пары и объяснить свой выбор.

7. Развитие логического мышления, анализ, синтез.

Четвертый лишний. Предлагаются картинки с изображением четырех предметов, необходимо найти предмет, не имеющий общий признак с тремя остальными. Объяснить свой выбор, назвать признак, объединяющий три предмета в группу.

8. Восприятие, логическое мышление.

Логические таблицы. Необходимо найти закономерность и дорисовать недостающие картинки.

Необходимо отметить, что в процессе проведения диагностики, оценивались следующие компоненты:

  • Речь
  • Круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды

Это стало возможным благодаря специально подобранным заданиям, при выполнении которых педагог активизировал речь ребенка с помощью таких приемов как, дополнительные вопросы, просьба объяснить сделанный выбор.

Все задания оценивались следующим образом:

Выполнено без ошибок – 3 балла

Ошибки есть, но большая часть сделана верно – 2 балла

Много ошибок, больше половины заданий сделана неправильно, но хот один элемент выполнен верно – 1 балл

Все неверно или не понимает задание – 0 баллов

В конце баллы суммировались для получения результата:

> 8 баллов – недопустимый уровень

8 – 12 – низкий уровень

13 – 16 баллов – средний уровень

17 – 23 баллов – уровень развития выше среднего

23 – 24 баллов – высокий уровень

Далее проводится качественный анализ развития ребенка – определение проблемных моментов детского развития. При необходимости разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития психических компонентов.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24          муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

140000 Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект д. 268    т.554-73-66

______________________________________________________________________________________

  ИНН  5027093280     КПП 502701001                                                                                      24mdou@mail.ru

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Педагога-психолога

Муниципального Дошкольного Образовательного

Учреждения детский сад  № 24

за 2012 – 2013 учебный год

г. Люберцы

2013 год

Отчет педагога-психолога МДОУ д/с № 24

о проделанной работе за 2012-2013 учебный год

Время проведения

Содержание работы

Результаты

Выводы и рекомендации

Сентябрь-октябрь

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения. Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.

Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации.

На каждого вновь прибывшего ребенка был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов (за весь учебный год) показал, что высокий уровень адаптации к ДОУ имеет 68% детей, средний – 16%, низкий –

16 % детей.

Дети с тяжелой адаптацией часто не посещали ДОУ, либо стали посещать другую группу, в результате адаптационный период затянулся. Для воспитателей младших групп и родителей проведена консультация «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей.

Октябрь-ноябрь

Диагностика интеллектуальных способностей детей подготовительной к школе группы по методике, разработанной педагогом-психологом «Изучение психологической готовности детей к школе

(уровня развития)»

Индивидуальная диагностика и консультирование родителей детей предшкольного возраста.

В результате обработки результатов было выявлено, что 4,2% имеют высокий уровень развития, 62,5% имеют уровень развития выше среднего, 33,4% имеют средний уровень развития.

Затруднения при выполнении заданий были вызваны проблемами в запоминании, сохранении, воспроизведении  информации (запоминание на слух). Некоторые дети испытывают трудности при обобщении. Причина – уровень речевого развития детей (лексическая сторона речи, а именно ограничен словарный запас).

Выступление на родительском собрании «Психические особенности детей дошкольного возраста», анкетирование родителей «Готовим ребенка к школе». Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе».

Декабрь-январь

Диагностика эмоционального состояния детей старшей и подготовительной групп по методике «Рисунок человека» (К. Маховер), анкетирование воспитателей для выявления дошкольников с трудностями в психическом развитии.

В результате обследование были выявлены дети, у которых отмечается тревожность, импульсивность дети с признаками неуверенности, заниженной самооценки, пассивности и некоторой агрессивности.

Дети, которые имеют проблемы, были включены в коррекционные группы.

Консультация для педагогов «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ», консультация для родителей «Социальное и эмоционально-личностное развитие детей».

Январь

Наблюдение за адаптацией детей вновь поступивших детей к условиям дошкольного учреждения.

На каждого вновь прибывшего ребенка был заведен адаптационный лист.

Анкетирование родителей вновь поступивших детей. Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации.

Февраль

Диагностика познавательного развития детей средней группы по «Нестандартным диагностическим методикам, используемым при обследовании детей пятого года жизни» (разработаны под руководством Л.А. Венгера)

Диагностика показала, что уровень познавательного развития высокий у 31% детей, средний у 49%, низкий у 20%. Самые низкие показатели по уровню развития воображения.

Анкетирование родителей «Познавательное развитие ваших детей».

Консультация для воспитателей: «Познавательное развитие детей пятого года жизни»

Март

Индивидуальная диагностика детей «Психологическая готовность к школе» (по запросу родителей)

Выявление отклонений от норм развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи)

Индивидуальное консультирование родителей, рекомендации воспитателям по развитию психических процессов.

Апрель

Диагностика психологической  готовности детей детей к школе (стандартная беседа Нежновой)

Диагностика интеллектуальных способностей по результатам интеллектуального марафона «Всезнайка 2013»

Диагностика показала, что позиция школьника сформирована у 44% детей, у 52% начальная стадия формирования, у 4%  позиция школьника несформирована

По результатам диагностики уровень развития выше среднего у 54% детей, средний уровень у 46% детей, корректирующая работа требуется 1 ребенку.

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность ребенка к школе» (итоги работы за год), рекомендации воспитателям по развитию психических процессов.

Сентябрь - май

Коррекционная работа с детьми группы риска (9 детей старшей группы, 8 детей подготовительной группы).

Оформление наглядной агитации.

Выявлены дети с нарушениями в общении, импульсивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью.

Обновление материалов на стенде ежемесячно.

Разработка и распространение памяток и рекомендаций для педагогов и родителей.

С группой проведено 30 занятий коррекционно-развивающих занятий.

Консультирование родителей и педагогов по интересующим вопросам.

Привлечение педагогов к агитации и формированию психологической грамотности у родителей.

Познавательное развитие детей 4-5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"

Данные рекомендации можно использовать  на родительском собрании  на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....

рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы

Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Рекомендации психолога

Материалы для папок-передвижек (для родителей)...

"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"

В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...

Рекомендации психолога по адаптации детей к условиям ДОУ

Рекомендации психолога "Подготовте ребенка к ДОУ"...