Рекомендации психолога
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Материал разработанный психологом нашего детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24
Консультация для воспитателей:
«Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе»
Автор-составитель
Старший воспитатель
МДОУ д/с № 24
Липатова А.М.
г. Люберцы
2012 г.
Анализируя подходы разных авторов, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе – это совокупность физического психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг «Готовность к школе ребенка 6-7 лет» включает в себя следующие компоненты:
1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
- Общего физического развития;
- Мелкомоторных навыков;
- Крупной моторики (характеристики движений);
- Произвольной регуляции действий;
- Работоспособности.
2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
- Восприятия;
- Внимания;
- Памяти;
- Мышления;
- Воображения;
- Речи;
- Круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
3. Диагностику социальной, или личностной готовности, т.е. изучение:
- Уровня развития эмоционально-волевой сферы;
- Уровня развития коммуникативных навыков;
- Мотивации к обучению;
- Самооценки.
Ежегодно в начале учебного года в группе детей достигших 6-и летнего возраста (подготовительная к школе) проводится мониторинг (диагностика) развития каждого ребенка. Целью его служит изучение уровня психического развития детей, оценка эффективности педагогической работы и, в случае необходимости, коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Для диагностики психологической готовности была разработана методика, изучающая отдельные компоненты, такие как:
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Мышление
Работа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Ребенку предлагалось последовательно выполнить несколько заданий:
1. Устойчивость внимания.
Поиск сочетаний. Надо найти и обвести такое сочетание фигур, как показано в образце.
2. Концентрация внимания.
Корректурная проба (аналог теста Векслера). Необходимо заполнить пустые фигуры значками в соответствии с образцом.
3. Произвольная непосредственная слуховая память. Объем внимания.
Десять слов (аналог теста Лурии). Необходимо внимательно послушать 10 односложных слов и воспроизвести их в произвольном порядке.
4. Кратковременная непроизвольная зрительная память.
Узнавание картинок. Ребенку показываются по очереди 9 картинок, каждая по 3 секунды. Затем предлагается рисунок, где виденные 9 картинок разбросаны среди других 25, необходимо найти картинки, которые он видел.
5. Развитие понятийного мышления.
Классификация. Предлагается картинка с группой предметов, которые он должен назвать «одним словом».
6. Умение определять предметы в логические пары.
Аналогии. Дается набор картинок подходящих друг другу по смыслу, необходимо составить пары и объяснить свой выбор.
7. Развитие логического мышления, анализ, синтез.
Четвертый лишний. Предлагаются картинки с изображением четырех предметов, необходимо найти предмет, не имеющий общий признак с тремя остальными. Объяснить свой выбор, назвать признак, объединяющий три предмета в группу.
8. Восприятие, логическое мышление.
Логические таблицы. Необходимо найти закономерность и дорисовать недостающие картинки.
Необходимо отметить, что в процессе проведения диагностики, оценивались следующие компоненты:
- Речь
- Круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды
Это стало возможным благодаря специально подобранным заданиям, при выполнении которых педагог активизировал речь ребенка с помощью таких приемов как, дополнительные вопросы, просьба объяснить сделанный выбор.
Все задания оценивались следующим образом:
Выполнено без ошибок – 3 балла
Ошибки есть, но большая часть сделана верно – 2 балла
Много ошибок, больше половины заданий сделана неправильно, но хот один элемент выполнен верно – 1 балл
Все неверно или не понимает задание – 0 баллов
В конце баллы суммировались для получения результата:
> 8 баллов – недопустимый уровень
8 – 12 – низкий уровень
13 – 16 баллов – средний уровень
17 – 23 баллов – уровень развития выше среднего
23 – 24 баллов – высокий уровень
Далее проводится качественный анализ развития ребенка – определение проблемных моментов детского развития. При необходимости разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития психических компонентов.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
140000 Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект д. 268 т.554-73-66
______________________________________________________________________________________
ИНН 5027093280 КПП 502701001 24mdou@mail.ru
ОТЧЕТ О РАБОТЕ
Педагога-психолога
Муниципального Дошкольного Образовательного
Учреждения детский сад № 24
за 2012 – 2013 учебный год
г. Люберцы
2013 год
Отчет педагога-психолога МДОУ д/с № 24
о проделанной работе за 2012-2013 учебный год
Время проведения | Содержание работы | Результаты | Выводы и рекомендации |
Сентябрь-октябрь | Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения. Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ. Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации. | На каждого вновь прибывшего ребенка был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов (за весь учебный год) показал, что высокий уровень адаптации к ДОУ имеет 68% детей, средний – 16%, низкий – 16 % детей. | Дети с тяжелой адаптацией часто не посещали ДОУ, либо стали посещать другую группу, в результате адаптационный период затянулся. Для воспитателей младших групп и родителей проведена консультация «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей. |
Октябрь-ноябрь | Диагностика интеллектуальных способностей детей подготовительной к школе группы по методике, разработанной педагогом-психологом «Изучение психологической готовности детей к школе (уровня развития)» Индивидуальная диагностика и консультирование родителей детей предшкольного возраста. | В результате обработки результатов было выявлено, что 4,2% имеют высокий уровень развития, 62,5% имеют уровень развития выше среднего, 33,4% имеют средний уровень развития. | Затруднения при выполнении заданий были вызваны проблемами в запоминании, сохранении, воспроизведении информации (запоминание на слух). Некоторые дети испытывают трудности при обобщении. Причина – уровень речевого развития детей (лексическая сторона речи, а именно ограничен словарный запас). Выступление на родительском собрании «Психические особенности детей дошкольного возраста», анкетирование родителей «Готовим ребенка к школе». Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе». |
Декабрь-январь | Диагностика эмоционального состояния детей старшей и подготовительной групп по методике «Рисунок человека» (К. Маховер), анкетирование воспитателей для выявления дошкольников с трудностями в психическом развитии. | В результате обследование были выявлены дети, у которых отмечается тревожность, импульсивность дети с признаками неуверенности, заниженной самооценки, пассивности и некоторой агрессивности. | Дети, которые имеют проблемы, были включены в коррекционные группы. Консультация для педагогов «Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ», консультация для родителей «Социальное и эмоционально-личностное развитие детей». |
Январь | Наблюдение за адаптацией детей вновь поступивших детей к условиям дошкольного учреждения. | На каждого вновь прибывшего ребенка был заведен адаптационный лист. | Анкетирование родителей вновь поступивших детей. Консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации. |
Февраль | Диагностика познавательного развития детей средней группы по «Нестандартным диагностическим методикам, используемым при обследовании детей пятого года жизни» (разработаны под руководством Л.А. Венгера) | Диагностика показала, что уровень познавательного развития высокий у 31% детей, средний у 49%, низкий у 20%. Самые низкие показатели по уровню развития воображения. | Анкетирование родителей «Познавательное развитие ваших детей». Консультация для воспитателей: «Познавательное развитие детей пятого года жизни» |
Март | Индивидуальная диагностика детей «Психологическая готовность к школе» (по запросу родителей) | Выявление отклонений от норм развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) | Индивидуальное консультирование родителей, рекомендации воспитателям по развитию психических процессов. |
Апрель | Диагностика психологической готовности детей детей к школе (стандартная беседа Нежновой) Диагностика интеллектуальных способностей по результатам интеллектуального марафона «Всезнайка 2013» | Диагностика показала, что позиция школьника сформирована у 44% детей, у 52% начальная стадия формирования, у 4% позиция школьника несформирована По результатам диагностики уровень развития выше среднего у 54% детей, средний уровень у 46% детей, корректирующая работа требуется 1 ребенку. | Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность ребенка к школе» (итоги работы за год), рекомендации воспитателям по развитию психических процессов. |
Сентябрь - май | Коррекционная работа с детьми группы риска (9 детей старшей группы, 8 детей подготовительной группы). Оформление наглядной агитации. | Выявлены дети с нарушениями в общении, импульсивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью. Обновление материалов на стенде ежемесячно. Разработка и распространение памяток и рекомендаций для педагогов и родителей. | С группой проведено 30 занятий коррекционно-развивающих занятий. Консультирование родителей и педагогов по интересующим вопросам. Привлечение педагогов к агитации и формированию психологической грамотности у родителей. |
Познавательное развитие детей 4-5 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"
Данные рекомендации можно использовать на родительском собрании на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....
рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы
Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...
Рекомендации психолога воспитателям, психологу
Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...
Рекомендации психолога
Материалы для папок-передвижек (для родителей)...
"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"
В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...
Рекомендации психолога по адаптации детей к условиям ДОУ
Рекомендации психолога "Подготовте ребенка к ДОУ"...
Рекомендации психолога родиелям будущих первоклассников. Автор: педагог-психолог МБОУ ЦПМСП "Радуга Кузнецова Екатерина Игоревна
Статья освещает основные аспекты подготовки детей к обучению в школе...