Консультация для воспитателей «О выполнении практических заданий в тетради и в альбоме во время образовательной деятельности по познавательному развитию»
консультация по математике (подготовительная группа)
Предлагается материал для воспитателей по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений при выполнении графических диктантов разработанных Д.Б. Элькониным и штриховки в альбомах по методике Е.Н. Потаповой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность У многих детей в школе наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. Причиной этих трудностей у детей является слабо развитая мелкая моторика пальцев рук ,несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений,. Для решения данной проблемы разработаны Д. Б. Элькониным серии графических диктантов- ведение линий в заданном направлении от исходной точки и штриховка в альбомах по элементам методики Потаповой Е.Н.
Выполнение практических заданий в тетрадях позволит реализовать ряд задач: Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук, Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез; Улучшить зрительно-моторную координацию; Сформировать слуховое восприятие и память; Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку; Укрепить зрительную память;
Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности по методике Утехиной К.М.: Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница) 2 . Знакомство с клеткой. 3. Знакомство со строкой. 4 .Прямые линии. Начертить прямые линии сверху вниз через одну клетку. 5 . Ходьба по клеткам 6 Выполнение графических диктантов под диктовку.
. Система графических диктантов построена по следующим принципам: • Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. • Строгая последовательность заданий с постепенно возрастающей сложностью.
. На первом даются небольшие несложные картинки
. На втором этапе – картинки с большим количеством элементов, с длинными линиями.
. На третьем этапе приводятся примеры небольших картинок, но с диагональными линиями.
. На ч етвёртом этапе – это крупные рисунки с большим количеством диагональных элементов.
Проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки можно построить по следующему алгоритму • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования; • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции; • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств); • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; • Определение исходной точки рисования; • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке; • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок; • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу; • Оценка результатов графического диктанта; • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
А можно сделать сюрпризным моментом и дети не будут знать до конца диктанта, кто у них получится. Тогда алгоритм будет следующий • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; • Определение исходной точки рисования; • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке; • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок; • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу; • Оценка результатов графического диктанта; • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции; • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
II I.Мотивация – Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам. Рыжий молокозавод День жуёт и два жуёт, Ведь траву не так легко Переделать в молоко. III. Пальчиковая игра. – Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики разминаем. По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец) Молоко она несла. (ладони чашечкой) Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы) Котику усатому, тигру полосатому, Белке и кунице, ёжику и львице. Накормила всех опять. (гладить живот) И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу) IV. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры). Вот ладошка левая. Вот ладошка правая. Руки вверх мы поднимаем И зарядку делаем. Будет сильной правая, Будет сильной левая. Будут пальчики у нас Ловкие, умелые. Вниз – вверх, вниз – вверх, Мы рисуем лучше всех. II
V. Определение исходной точки рисования. – Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит воспитатель). VI. Диктант. Схематическое изображение коровы. 1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево. VII. Дорисовка. – Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться? По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна. VIII Оценка результатов (взаимопроверка). IX.. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями. Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища). Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам). Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).
Вывод: Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения на следующей ступени образования.
Использование элементов методики Е.Н. Потаповой - штриховки предполагает развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Штриховка – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, творческих способностей, воображению.
Что необходимо для штриховки: Альбом Простой карандаш(можно цветные) Трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных, предметов Правила работы: Не выходить за пределы фигуры Штриховать в заданном направлении Нельзя штриховать справа налево Соблюдать одинаковое расстояние меду линиями(штрихами) Используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или какой –либо жизненной ситуацией: «домик улитки»(спираль), «лужи», «облака», «солнце» и его лучи(овал, круг), « волны», «водоросли»(волнистые линии). Задания предлагаются в игровой форме.
Последовательность работы по штриховке: Сначала дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету, штрихуя их параллельными отрезками. Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты – снизу вверх, сверху вниз и слева направо, можно переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и петлями. Первоначально воспитатель всегда указывает стрелкой направление штриховки. Сначала дети штрихуют по показу, а затем по словесной инструкции.
Овладев штриховкой отдельных геометрических фигур, сначала мы учим детей составлять из них простейшие фигуры. Например, из прямоугольников и кругов получается грузовик, из треугольников .Затем они составляют изображения сами.
В ходе выполнения задания воспитатель напоминает детям , как правильно держать карандаш, об осанке, правильном расположении листа. Особое внимание обратит на поворот листа при штриховке и закрашивании. Если ребенок крутит лист, то это свидетельствует о неумении изменять направлении линии при помощи пальцев В альбомах можно проводить работу по ориентировке на листе бумаге.
Обучение ориентировке на листе бумаги. Работа в блокнотах. Детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там трапецию. Найди верхний правый и нарисуй там овал, а в нижнем правом –квадрат, и т.д. Затем по словесному описанию дети штрихуют фигуры. Например, квадрат заштрихуйте прямыми линиями сверху вниз, круг – спиралью и т.д.
Использованная литература: 1. Потапова Е.Н. «Радость познания». Москва. «Просвещение».1987. 2.Утехина К.М. Я учусь писать. Методические рекомендации по развитию графических навыков письма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Новогоднее приключение снеговика».(проводится в игровой форме с последующим выполнением практического задания)
Родительское собрание проводится с родителями и детьми совместно.Родители знакомятся с различными, доступными формами работы с детьми....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Задания от Незнайки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Задания от Незнайки" предназначен для обобщения знаний детей по формированию ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок".
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на практическом семинаре воспитателей на тему "Путешествие в страну Сказок"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Задания от Деда Мороза»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе «Задания от Деда Мороза»...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» и презентация для интерактивной доски выполненная в программе SMART notebook) для детей с нарушением зрительного восприятия старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет)
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку к совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» с использованием информационно-коммуникационной технологии (п...
Рекомендации логопеда воспитателю по выполнению индивидуальных заданий.
Как помочь своему воспитаннику красиво говорить? Только выполняя рекомендации учителя -логопеда....