Учебно-методическое пособие для тренингового занятия с педагогами "Там, на неведомых дорожках. Путь во внутреннюю сказку"
учебно-методическое пособие по психологии
Развитие эмоционально-личностной сферы педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие для
тренингового занятия с педагогами «Там, на неведомых дорожках… Путь во внутреннюю сказку»
Фоминых Ирина Львовна –
педагог-психолог ГБДОУ Детский сад №111
г. Санкт-Петербург
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы педагогов
Задачи:
- формирование мотивации на самопознание;
- сплочение группы, формирование команды;
- гармонизация внутреннего состояния;
- накопление положительного эмоционального опыта;
- работа с бессознательными ресурсами;
- снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;
- развитие творческих способностей, воображения;
Необходимые материалы: камни речные; магнитофон, фотографии сказочных пейзажей, бумага, набор карточек «Волшебные предметы», разнообразные дополнительные материалы, которые могут быть использованы при выполнении арт - терапевтических техник.
Этапы работы:
I. Этап–вход в «сказочное пространство»
Знакомство «Подарок»
- Здравствуйте. Когда-то в детстве мир казался нам сказочным и волшебным. Вокруг «однажды» совершались чудеса и всюду жили волшебники, способные творить чудо. Мы мечтали о Волшебной палочке и знали, что чудеса на свете случаются. Знали и верили…
И вот мы выросли и забыли, что можем творить чудеса. Жизнь для взрослого человека превратилась в обыденную обыденность, и сказке, и игре не стало места в нашей жизни (взрослые ведь не играют!). И во «взрослой, рациональной» жизни всегда есть проблемы, неурядицы, обстоятельства, болезни, недомогания и прочее, что требует разрешения.
И здесь на помощь приходит сказка. В жизни, словно в сказке, есть свои этапы, и мы, словно сказочные герои вновь и вновь отправляемся в путь, чтобы достичь поставленных целей и свершить переход на новый жизненный этап.
Пространство сказки открывает нам не только неведомые дорожки тайных сторон нашей психики, но и ресурсы наших отношений как с настоящим, таки с прошлым.
Сегодня я приглашаю Вас в сказочное пространство, где каждый сможет найти ответы на вопросы, увидеть символы и возможно разгадать их значение. Вначале мне хотелось бы узнать Вас. Назовите свое имя и расскажите, какое место в вашей жизни занимает сказка. В это время Вы слепите подарок для любого члена группы. Следующим о себе расскажет тот, кто получил подарок, и сделает подарок сам любому члену группы.
II. Разминка- "Ручеек из сказочных героев"
Ведущий: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки.
Я предлагаю здесь, и сейчас создать символичные ворота. Назовитесь одним из сказочных героев, и скажите, кого Ваш сказочный герой ищет и для чего. При этом выбираем одного из члена группы и встаем с ним в пару. Начнем с меня, я Василиса ищу Хоттабыча для строительства дома.
- Итак. Мы с вами оказались в сказочном пространстве, в мире - где все символично и каждая вещь, каждый камешек – помогают нам раскрыть себя.
Как известно, тропы в сказках бывают разные – песчаные, лесные, каменные…
Каждый раз, когда мы выходим из дома, мы попадаем в различные миры — живые и неживые, издающие звуки и молчаливые. Иногда мы проходим сквозь них, глядя себе под ноги, не замечая ничего, кроме пыльной дороги, зеленой травы, камней, которые лежат у нас под ногами. Бывает, мы останавливаемся, пинком отбрасываем камень, а порой, как в детстве, протягиваем руку и поднимаем какое-нибудь «каменное сокровище», рассматриваем его, бережно касаясь пальцами. Иногда нам кажется, что этот камень обладает определенной силой, что он может помочь, ведь он такой необычный и красивый.
Мы берем его и опускаем в карман. А потом… забываем о нем.
Через некоторое время, обнаружив камень в кармане, мы удивляемся: откуда он взялся?
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий. Вот и сейчас пришло время собирать камни. Достаньте из этого мешочка по одному камню. (Участники вытаскивают из «чудесного мешочка» камешки.)
Какие ассоциации вызывает камешек? Как бы вы могли его назвать?
(Каждый по очереди сообщает о своих ассоциациях и имени камня).
Упражнение «Каменная гряда»
Ведущий. Бывает такое время, когда мы должны оградить свой мир от посторонних, построить границы… (Участники раскладывают камни вдоль тренингового круга.) И тогда камни превращаются в стену, защищающую нас от других.
Упражнение «Каменистая дорога»
Ведущий. Но камни могут стать не только защитой для нас, но и преградой, которую надо преодолеть. Путь, проложенный по камням, труден но, преодолевая препятствия и трудности, мы учимся понимать себя. Каменистый путь в жизни легче пройти вместе с другими людьми. Встанем друг к другу плечом к плечу, почувствуем поддержку человека, который рядом с вами. Часто бывает в жизни, что нас качает, и разные события в жизни учат нас быть гибкими, быть сильными и не одинокими.
А потом наступает момент, когда нам необходимо сделать важный шаг и перешагнуть через препятствия, «каменную гряду». И здесь важно символически попрощаться с негативным прошлым, принять настоящее, не бояться будущего.
Ведущий. Какие чувства вы испытали, работая в одной связке? Где вы больше ощущали опору – в себе, ногах или в стоящих рядом людях, плече близкого человека. Как это отражается вашей жизни?
III. Этап - Основная деятельность: «История в деталях»
Упражнение «Каменный сад»
(Метод расстановок на фотокомпозициях)
Ведущий. В Японии есть традиция устраивать «сад камней». Давайте и мы попробуем создать свой маленький «сад камней», найдя каждому из них свое особое место.
Участники подбирают свои камешки и располагают их на фотографиях со специально подобранными изображениями сказочных пейзажей, выбирая ту среду, которая отражает их эмоциональное состояние на данный момент.
Ведущий. Опишите свою композицию тремя предложениями, передавая в ней свои чувства…
Упражнение «Превращение в сказочного героя»
В сказках часто бывает, что неживое превращается в живое, воплощаясь в самые необычные образы. Посмотрите внимательно на свой камень, почувствуйте его, повзаимодействуйте с ним. Посмотрите и превратите его в какой-нибудь сказочный образ из мира людей, растений, или животных. Вы можете превратить его в любое существо. Возьмите краски и творите!
«Волшебный предмет»
А теперь посмотрите, пожалуйста, на своего героя и подумайте, почувствуйте, какой волшебный предмет ему в данной момент необходим. Выберите этот предмет из карточек или нарисуйте на бумаге.
У нас есть место, есть главный герой и есть волшебный предмет. Создайте собственную историю, сказку, используя эти образы.
Ведущий. Речной камень имеет свойство текучести, придавать ускорение застоявшимся процессам, новое течение старым событиям. Я желаю Вам, чтобы те проблемы, вопросы, которые были озвучены в ваших сказках и историях, нашли свое решение.
- Если вы были внимательны, то наверняка заметили, что на многих ваших композициях присутствуют деревья. Жизнь дерева полна сложности и совершенства. И мы, люди, часто восхищаемся ими. Растения совершенны, потому что они живут в согласии с миром природы, будучи ее частью. Они самые чистые, самые светлые создания, единственные на Земле, не питающиеся чужой жизнью, а отдающие себя другим.
Медитация «Дерево»
Ведущий. Представьте себе какое-нибудь дерево.
Любое дерево, которое вы когда-нибудь видели или которое рисует ваше воображение. Или любой другой образ.. Все, что Вы видите хорошо. Мы можем работать с любым образом…
Рассмотрите дерево... Какое оно? Какой высоты? Какой ширины?
Проведите по стволу рукой. Обнимите дерево, что вы чувствуете?
Как вы ощущаете запах? Что вы чувствуете?
А теперь проследите вниз по стволу дерева.. Где находится дерево? Присядьте на корточки и потрогайте землю. Какая она?
Что вы ощущаете, когда смотрите на дерево? Какие чувства он у вас вызывает?
Что находится вокруг дерева? Что его окружает?
Какая сейчас погода? Какое небо? Какая температура воздуха?
Какое сейчас время года? Какой месяц?
Сколько сейчас времени? Который час?
Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?
Сколько Вам сейчас в образе лет? Какому возрасту соответствует ваше настроение? Что это: скорее детство, юность, или зрелые годы?
Как вы одеты? Что у вас на ногах? Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах? Что бы вам хотелось?
А теперь запомните все, что вам представляется и попрощайтесь с образом…Запомните все свои ощущения, чувства , краски, запахи и звуки… Запомните ваше дерево так, как вам хотелось бы его нарисовать…
Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом. Посильнее потянитесь... и медленно откройте глаза...
Рисунок «Образ моего дерева»
Ведущий. Нарисуйте тот образ, который вам представился.
Выход. Входя в пространство сказки, мы выбирали себе роль сказочного героя и искали ответы на вопросы. Теперь япрошу вас выйти из роли с фразой «Я – имя свое, нашла и то, что вы нашли в ходе этой встречи» Например, я – Оксана, нашла вдохновение на реализацию идеи постройки своей избушки!
Рефлексия
— Что вы сейчас чувствуете?
— Какие у вас мысли возникли?
— Какой опыт вы получили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"
Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию. Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...
Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"
Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...
«Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов
Тренинговое занятие для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...
Учебно-методическое игровое пособие «В путешествие по сказкам»
Дидактическая игра, приобщающая детей от младшего до старшего возраста к художественной литературе....
Тренинговое занятие для педагогов "В гостях у сказки"
Тренинговое занятие для педагогов "В гостях у сказки"...