Программа коррекции страхов и тревожности у детей
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Журавлева Евгения Евгеньевна

Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания», события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Профессор А.И. Захаров изучал причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогические методы предупреждения отклонений в поведении дошкольников. Исследования  А.М. Прихожан посвящены коррекции страхов и тревожности детей.

  Авторы-составители пособия «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия» отмечают, детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, в неправильном поведении родителей, конфликтного отношения в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Поэтому, работая с детьми, имеющими трудности, психолог должен сначала выявить основные причины возникновения нарушения, потому что коррекция должна быть направлена в первую очередь на устранение причин возникновения страхов.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки Программы коррекции страхов и тревожности у детей.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_trevozhnost.docx71.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 108 «Сказка»

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад № 108»

г. Чебоксары

Кирилловой М.Е.

от «___» _________________ 2019 г. №

Программа коррекции страхов и тревожности у детей

Подготовила:

Педагог-психолог

Журавлева Е.Е.

г. Чебоксары, 2019

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………….......…….…  3

  1. Принципы и подходы к формированию программы …………..………. 5

Возрастные особенности проявлений страха и тревожности …………  7

Портрет тревожного ребенка………………………………….................. 9

Профилактика страхов и тревожности  ....…………………………….. 12

  1. Этапы работы по программе …………………………………………… 14
  2. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы с тревожными  детьми ................................................................... 16
  3. Примерное планирование коррекционных занятий по снижению тревожности и избавлению от страхов …………..……………………….. 17

Список литературы ……………………………………………………………. 20

Приложение 1. Комплекс занятий………………………………………...…... 22

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития.

Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания», события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Профессор А.И. Захаров изучал причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогические методы предупреждения отклонений в поведении дошкольников. Исследования  А.М. Прихожан посвящены коррекции страхов и тревожности детей.

  Авторы-составители пособия «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия» отмечают, детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, в неправильном поведении родителей, конфликтного отношения в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Поэтому, работая с детьми, имеющими трудности, психолог должен сначала выявить основные причины возникновения нарушения, потому что коррекция должна быть направлена в первую очередь на устранение причин возникновения страхов.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки Программы коррекции страхов и тревожности у детей.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

- Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

- Содействовать развитию творческих задатков.

- Снизить уровень тревожности.

- Актуализировать чувство страха и поговорить о нем.

- Осуществить контроль над объектом страха.

- Повысить уверенность в себе.

Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной общеобразовательной программы «от рождения до школы» (Веракса Н.Е. и др.), а также в соответствие со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании»;

- Национальной доктриной образования в РФ;

- Концепцией модернизации российского образования;

- Концепцией дошкольного воспитания;

- СанПиН от 22.июля 2010г.№ 91 От 20.12. 2010.№164;

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999 г.);

- типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);

- письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

  1. Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип ранней психолого-педагогической поддержки

Принцип предполагает, что подготовка человека к сложным жизненным ситуациям должна осуществляться на всех этапах его развития. И чем раньше начнется эта подготовка, тем более адаптированным к трудностям будет человек, тем выше его стрессоустойчивость и успешнее социальная адаптация.

2. Принцип деятельностного подхода - означает опору коррекционно-развивающей работы, на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Основным способом реализации этого принципа является организация и стимуляция активной деятельности детей, в ходе которой создаются условия для ориентировки в сложных и опасных ситуациях. Этот подход сформирован на базе психолого-педагогических концепций отечественных ученых Л. Рубинштейна, А. Н.

Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.

3. Принцип единства диагностики и коррекции

Эффективная коррекционная-развивающая работа базируется на тщательном диагностическом исследовании, поэтому диагностический этап предшествует коррекционно-развивающей работе и дает психологу объективную картину личностного развития детей.

4. Принцип гуманистической направленности и дифференцированного подхода

Работа строится на основе дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предполагается использование разнообразных игр и упражнений (в том числе изобразительное творчество) на совместное взаимодействие детей (и взаимопомощь) в проблемной ситуации. Кроме того, предусматривается развитие у детей гуманных чувств и децентрации: чувства сопереживания (эмпатии) и способности оказать поддержку не только себе, но и другим людям, попавшим в трудную ситуацию.

5. Принцип художественно-коррекционной направленности

Этот принцип предполагает использование арт-терапии, направленных на решение эмоциональных и поведенческих проблем детей. Средства арт-терапии эффективны в коррекции негативных эмоциональных состояний. Применение коррекционных сказок помогает детям сформировать и адекватное поведение в сложной ситуации.

6. Принцип учета ведущей деятельности и возрастных особенностей

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому упражнения и задания должны преподаваться детям в игровой форме. Все игры, задания и упражнения, представленные в программе, соответствуют возрастным особенностям детей.

7. Принцип комплексного подхода

Для успешной психолого-педагогической работы необходимо привлечение ближайшего социального окружения ребенка – родителей, воспитателей, педагогов. Комплексная работа специалистов и родителей способствует успешной коррекции эмоциональных и поведенческих проблем, а также развитию личности ребенка, повышению его социальной компетентности.

Возрастные особенности проявлений страха и тревожности

       А.И. Захаров отмечает, что страхи детей можно разделить на возрастные и невротические. Захаров А.И. также выделил возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста: для мальчиков трех лет – 7, для девочек трех лет – 9 страхов являются возрастной нормой. В возрасте четырех лет у детей картина меняется – для мальчиков – 9, а для девочек – 7 страхов становится нормой. В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства, также боятся уколов, укусов, боли, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков. Для пятилетних мальчиков – 8 страхов является возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек – 11. Для шестилетних и семилетних мальчиков, которые еще не пошли в школу, индекс страхов составляет 9, а для семилетних девочек-дошкольниц норма страхов имеет максимальное значение – 12. Типичными страхами детей 5 – 7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, огня, пожара, заболеть и страх наказания. Если, по мнению автора, количество страхов ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии напряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка.

         Возрастные страхи – страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития; с возрастом могут самопроизвольно исчезать. Невротические страхи – страхи, отличающиеся большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью или постоянством течения; они оказывают неблагоприятной влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями. Захаров А.И. также отмечает факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

         Таким образом, почва для появления страхов может быть подготовлена, и как пишет Е.Е. Алексеева, остается лишь появиться угрожающему стимулу, который спровоцирует неадекватное проявление ребенка. Еще отмечает автор, страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика. Далее автор отмечает, что специфика работы с ребенком дошкольного возраста имеет особенности: взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше, если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов связан с взаимоотношениями ребенка и родителей), не должен делать никаких интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным, эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное в проведении диагностики страхов – это полное принятие проблем, в данном случае страхов ребенка.

Портрет тревожного ребенка

 Тревожные – это обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти "возрастные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом общение со взрослыми (родителями и учителями).

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к ещё большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных (конструктивных) фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. У тревожных детей происходит отрыв от

реальности. Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так,

не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе

к 7 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего

возраста страхов.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Выявлены отрицательные воздействия тревожности на формирование дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Изучение особенностей эмоциональных характеристик детей с речевыми нарушениями не утрачивает своей актуальности с момента возникновения в психологии вопроса о соотношении эмоций и речи, впервые сформулированного Л.С. Выготским.

В ряде работ, посвященных нарушениям развития, указывается, что развитие ребенка в условиях патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом.

Американские практические психологи пришли к выводу, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него. Можно убрать все внешние помехи — не читать страшных сказок, сменить воспитателя, вообще перестать ходить в детский сад, но через некоторое время трудности появятся снова — ребенок начнет бояться нестрашных сказок, конфликтовать с другой воспитательницей, убегать из дома и т.п. Поэтому необходимо изменить самого ребенка, сделать его более устойчивым, научить справляться с трудностями.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то легко убедиться, что они очень похожи. Однако одни дети легко их проживают, а для других они становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. Можно предположить, что дети с негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении.

Профилактика страхов и тревожности

Одним из методов профилактики эмоционально-личностных нарушений (в том числе и тревожности) детей является анималотерапия – процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанной программе.

Использование анимало-терапевтического метода в психокоррекции не ставит целью вмешательство в жизненный сценарий человека. Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

Анималотерапевтические игры и упражнения естественны и понятны детям, они появляются в процессе наблюдения за животными и совместных игр с детьми. Являясь плодом воображения, они могут постоянно обновляться и пополняться деталями, помогая совершенствовать здоровье и психику.

Сказкотерапия — самый древний в истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. С помощью сказок, мифов, притч, легенд и других метафорических методов ребенок получает первые знания о мире. На языке метафоры люди раскрывают друг другу тонкие наблюдения за жизнью, законы взаимодействия, делятся самым сокровенным. Основанная на принципах гуманистической терапии, сказкотерапия представляет собой систему передачи ребенку жизненного опыта, развития социальной чувствительности, интуиции и творческих способностей.

Основные идеи сказкотерапии:

— осознание своего потенциала, ценности собственной жизни;

— понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

— познание разных стилей мироощущения;

— осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим

миром;

— внутреннее ощущение силы и гармонии.

Техники и процедуры психодрамы являются способом вскрытия личностных проблем, страхов и фантазий детей и подростков для их последующего изучения и коррекции. Психодрама основана на посылке, согласно которой действия, воспроизводящие жизненную ситуацию, более эффективны при исследовании чувств и формировании новых установок и моделей поведения, чем вербализация. Интенсивность переживаний усиливается путем использования различных психодраматических приемов, облегчающих выражение чувств.

Основные понятия психодрамы:

— ролевая игра (участники активно экспериментируют с ролями);

— спонтанность (как ключ к дверям, открывающим путь творчеству);

— концепция «теле» (двусторонние потоки эмоций, которыми обмениваются все участники психодрамы);

— катарсис (эмоциональная разрядка, происходящая в результате участия актера в психодраматическом действии);

— инсайт (новое понимание проблемы).

В данной программе широко применяются техники и методы арттерапии. Арт-терапия в психологии применяется как средство психической гармонизации и развития личности. Этот подход сочетает в себе факторы невербальной экспрессии с вербальным взаимодействием специалиста и клиента. Ценность арт-терапии заключается в том, что она апеллирует к внутренним ресурсам личности, тесно связанным с его творческими возможностями. А творчество, как известно, является одним из самых доступных средств самопознания, самораскрытия и самовыражения. Арттерапия дает возможность выражать и осознавать свои мысли, фантазии, особенности своего состояния, позволяет выразить на листе бумаги тот огромный эмоциональный материал, который ранее был подавлен, тем самым развивая и усиливая внимание к чувствам. Анализируя продукты художественного творчества, клиент имеет возможность визуального наблюдения негативных чувств, внутренних переживаний, после чего происходит понимание, осознание и освобождение от них.

  1. Этапы работы по программе

«Программа коррекции страхов и тревожности у детей» предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, коррекция, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по программе осуществляется поэтапно.

I этап: диагностический

Цель: диагностика поведенческих реакций ребенка, сбор информации о ребёнке.

Предполагает мероприятия по выявлению причин страха, конкретизации страхов, определения уровня тревожности, беседы с родителями и педагогами о страхах ребенка.

II этап: коррекционный

Цель: подбор упражнений для коррекционных индивидуальных и групповых занятий, проведение коррекционной работы.

Предполагает осуществление корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование разных форм взаимодействия, снижение тревожного состояния и работы по избавлению от страхов.

III этап: заключительный

Цель: анализ проведенной коррекционной работы, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики агрессии детей, анализ проделанной работы.

Работа с родителями тревожных детей.

  1. Индивидуальные встречи со специалистами родителей и детей.

3.     Анкетирование.

4.     Диагностика детско-родительских отношений.

5.     Консультации.

  6.     Информация в уголке для родителей, папка «Советы психолога». Памятки.

Работа с воспитателями.

  1. Беседа.
  2. Консультации.
  3. Наблюдения.

  1. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы с тревожными детьми

Работа с детьми

Работа с

родителями

Работа с

педагогами

I этап: диагностический

1) диагностика по методикам:

- Проективный тест «Рисунок семьи» представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

- Проективная методика «Несуществующее животное». Данная методика определяет наличие страхов, тревожности, неуверенность в себе.  

- Методика «Тест тревожности».

2) разработка карты индивидуального сопровождения ребенка.

1) психологическое просвещение:

- пополнение информационной папки в группах «Советы психолога»: "Мешок со страхами"

2) опрос для родителей «Методика диагностики детских страхов»;

3) индивидуальные консультации родителей.

1) психологическое просвещение:

- консультация для воспитателей;

- информационный обмен.

2) консультирование по результатам первичной диагностики с целью индивидуализации педагогом работы с тревожными детьми

2 этап: коррекционный

1) подбор упражнений для коррекционной работы;

2) проведение индивидуальных коррекционных занятий;

3) проведение групповых коррекционных игр.

1) индивидуальное консультирование по запросу;

2) подготовка рекомендаций, предложений, пожеланий;

3) Консультация:

"Все о страхах"

Цель: расширить кругозор родителей по данной проблеме;

4) Консультация – практикум:

«Детский невроз страха»;

5) Памятка для родителей в папке «Советы педагога-психолога»:

"Шесть рецептов избавления от гнева".

1) консультирование по текущим вопросам хода коррекционной работы;

2) совместная оценка ситуации;

3) Консультация:

"Детские драки – наши страхи";

4) Консультация – практикум:

"Детский невроз страха";

5) Индивидуальное консультирование:

"Методы коррекции страхов".

3 этап: заключительный

1) повторная диагностика по итогам проведения коррекционной работы;

2) анализ проведенной работы.

1) индивидуальные консультации для родителей по итогам диагностики;

2) рекомендации по снижению тревожности и работе со страхами в домашних условиях.

1) составление аналитической справки по результатам проведенной работы, рекомендации.

4. Примерное планирование коррекционных занятий по снижению тревожности и избавлению от страхов

Занятие, упражнения

Цель занятия

1

Занятие №1

Тема. Здравствуйте, это я.

повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

2

Занятие №2

Тема. Мое имя.

раскрытие своего "Я",

формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

3

Занятие №3

Тема. Моя кровать – моя крепость.

содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

4

Занятие №4

Тема. Страх мой – враг мой.

создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

5

Занятие №5

Тема. Почему грустил трусишка.

формировать навыки выражения эмоционального настроения.

6

Занятие №6

Тема. Поединок двух страхов.

способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

7

Занятие №7

Тема. Не страшно, а смешно!

обеспечить пути поиска преодоления страха;

способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

8

Занятие №8

Тема. Смелость города берет.

способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

9

Занятие №9

Тема. Смелый трусишка.

совершенствовать пути преодоления страха.

10

Занятие №10

Тема. Как побороть страх.

способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

11

Занятие №11

Тема. Спать пора.

формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

12

Занятие №12

Тема. Не боимся паука.

содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

Каждое занятие проводится 10-20 минут проводятся 1 раз в неделю.

Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и снижением тревожности, работая со страхами. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.

Условия проведения занятий:

  • принятие ребёнка таким какой он есть;
  • нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
  • учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
  • начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
  • игра не комментируется взрослым;
  • в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Ожидаемыми результатами являются:

  • Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие
  • Уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  • Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо         вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)
  • Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.
  • Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.


Список литературы

  1. Арюкова С, Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19
  2. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
  4. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с
  5. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 1976.-68 с
  7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с
  8. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
  9. Ю.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с
  10. П.Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. - 192 с
  11. Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с
  12. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. 1988. - № 9.-С. 28
  13. Кочубей Б., Новикова Е.. Снимем маску с тревоги //Семья и школа. 1988. - № 11. - С. 34-35
  14. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
  15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
  16. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
  17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с
  19. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 480 с
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с
  21. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с
  22. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.:Просвещение, 1985. - 176 с
  23. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22

Приложение 1.

ЗАНЯТИЕ 1.   "ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.

Упражнение "Росточек под солнцем" 

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение "Доброе утро…" 

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть .

Упражнение "Что я люблю?" 

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение "Качели" 

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение "Угадай по голосу" 

Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение "Лягушки на болоте" 

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение "Художники – натуралисты"

Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".

ЗАНЯТИЕ 2.   "МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего "Я", Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы         для         рисования.

Упражнение "Узнай по голосу"

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра "Моё имя"

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .

Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит : "Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима –  Дмитрий и т.д.

Игра "Разведчики"

Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его         воспроизвести.

Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

в зелёном - такими какими они представляются себе;

в голубом – какими они хотят быть;

в красном – какими их видят друзья.

Упражнение "Доверяющее падение"

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

ЗАНЯТИЕ 3.   "НАСТРОЕНИЕ"

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки" на отдельных листах.

Упражнение "Возьми и передай"

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение "Неваляшка"

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают         эту неваляшку.

Упражнение "Превращения"

Психолог предлагает детям:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Рисование на тему "Моё настроение"

После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они         изобразили.

Упражнение "Закончи предложение"

Детям предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….;

дети обычно боятся….;

мамы обычно боятся….;        

папы         обычно         боятся….

Упражнение "Пружинки"

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

ЗАНЯТИЕ 4.        "НАСТРОЕНИЕ"

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

Упражнение "Злые и добрые кошки"

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем         возникшие чувства.

Игра "На что похоже моё настроение?"

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".

Упражнение "Ласковый мелок"

Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

Упражнение "Угадай что спрятано в песке?"

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается         найти.

Рисование на тему "Автопортрет"

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они         пойдут с занятия.

Упражнение "Горячие ладошки"

ЗАНЯТИЕ 5.  "НАШИ СТРАХИ"

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического         тонуса         ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные         листы, большой лист бумаги, подушка.

Упражнение "Петушиные бои"

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол,         что         означает         его проигрыш.

Упражнение "Расскажи свой страх"

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда         были         маленькими.

Рисование на тему "Чего я боялся , когда был маленьким.."

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

Упражнение "Чужие рисунки"

Детям по очереди показывают рисунки "страхов", только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Упражнение "Дом ужасов"

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

Упражнение "Горячие ладошки"

ЗАНЯТИЕ 6.   "Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

Упражнение "Смелые ребята"

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!" Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!" Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

Упражнение "Азбука страхов"

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав         их.

Упражнение "Страшная сказка по кругу"

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.

Упражнение "На лесной полянке"

Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки,                   таракашки.  Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

Упражнение "Прогони Бабу – Ягу"

Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке         палкой.

Упражнение "Я тебя не боюсь"

Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!"

Упражнение "Горячие ладошки"

ЗАНЯТИЕ 7.   "ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение         уверенности         в         себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или         кусок         обоев,         макеты         кочек.

Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д."

Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят         взрослых.

Упражнение "Лягушки на болоте" См. 1 занятие.

Упражнение "Неопределённые фигуры"

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа         они         похожи.

Игра "Тропинка"

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по         тропинке…и         т.д.

Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: "Волшебный лес" Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем, что получилось, что удалось нарисовать вместе.

Упражнение "Доверяющее падение" См. 2.занятие

ЗАНЯТИЕ 8.   "СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА"

Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт         личности.

Материалы к занятию: магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

Игра "Сказочная шкатулка"

Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"

Игра "Принц и принцесса"

Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.

Упражнение "Придумай весёлый конец"

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

Рисование на тему "Волшебные зеркала"

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение "Горячие ладошки"

ЗАНЯТИЕ 9.   "ВОЛШЕБНИКИ"

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.

Игра "Путаница"

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

Игра "Кораблик"

Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"

Упражнение "Кони и всадники"

Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в "коня", другой во "всадника". "Коням"завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача "коня"- бегать быстрее , а задача "всадника"– не допускать столкновения с другими конями .

Упражнение "Волшебный сон"

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Рисуем, что увидели во сне. Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

Упражнение "Волшебники"

Один из детей превращается в волшебника . Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.

ЗАНЯТИЕ 10.    "СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах         окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей,         краски         альбомные         листы.

Упражнение "Неоконченные предложения"

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

"Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..", "В меня верят…", "Обо мне заботятся…"

Игра "Баба-Яга"

По считалке выбирается Баба-Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба-Яга берёт веточку-помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы-Яги и дразнят её. "Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!" Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

Игра "Комплименты"

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!" Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

Упражнение "В лучах солнышка"

Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.

Упражнение "Солнце в ладошке"

Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке, крик петушиный , мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки, пчела на цветке , муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром-

И всё это - мне, и всё это - даром !

Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил, любил этот мир и другим сохранил….

Упражнение "Горячие ладошки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"

Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...

программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...

Программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Программа по коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.Задачи программы:Снизить тревожность.Усилить “ Я” ребёнка.Актуализировать чувство страха.Повысить псих...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»"

      Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина...