Мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми»
методическая разработка по психологии
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми». Сегодня я поделюсь с вами своим наработанным опытом, чтобы вы могли его использовать в своей работе с агрессивными детьми.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми». Сегодня я поделюсь с вами своим наработанным опытом, чтобы вы могли его использовать в своей работе с агрессивными детьми.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми». Сегодня я поделюсь с вами своим наработанным опытом, чтобы вы могли его использовать в своей работе с агрессивными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_vzaimodeystvie_s_agressivnymi_detmi.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми»
Уважаемые коллеги! Я приглашаю всех вас в круг.
1.Упражнение «Приветствия в разных странах»
Девочки! Доброе утро! Я рада всех вас видеть. Нашу встречу я хотела бы начать с приветствия. А приветствовать друг друга мы будем по-особенному.
В разных странах существуют свои особенные обычаи приветствия.
Немцы при встрече пожимают руки. Давайте поприветствуем своих соседей слева и справа, как немцы.
Полинезийцы при встрече трутся носами.
Японцы – кланяются.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Французы – целуют друг друга в щеки.
Замбийцы – хлопают в ладоши.
Самоа – обнюхивают друг друга.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Взаимодействие с агрессивными детьми». Сегодня я поделюсь с вами своим наработанным опытом, чтобы вы могли его использовать в своей работе с агрессивными детьми.
Для того чтобы настроиться на работу выполним следующее упражнение в действиях:
2.Словесная игра «Я»
Я вопросы хочу вам задать,
Ваше дело — отвечать,
Выше руки поднимайте
И кричите громко: «Я»,
Чтоб услышали друзья.
Вопросы:
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?
Спасибо, а теперь, я попрошу вас занять свои места на стульчиках и послушать немного теории.
Ход мастер-класса
Актуальность
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Ежедневно мы становимся свидетелями проявлений детской агрессивности (недружелюбное отношение друг к другу, драчливость, жадность, грубость, насмешки над недостатками других; дети бывают очень жестоки не только по отношению к друг другу, но и по отношению к животным и растениям).
Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда она находится на стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Давайте вспомним, что такое агрессия?
Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это поведение, направленное на причинение вреда кому-либо».
Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
Что же влияет на появление агрессивного поведения у ребенка?
Выделяют следующие причины агрессивного поведения у ребенка:
1.Наследственные и органические:
-соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2.Социальные:
- сцены насилия, демонстрирующиеся в кино или на экранах телевизоров;
- стиль воспитания в семье;
- дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
- противоречия между предъявляемыми требованиями взрослых и возможностями ребенка.
3.Ситуативные:
- попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности;
- плохое настроение, кто-то обидел и т.д.
4. Индивидуальные:
- низкая/завышенная самооценка;
- ощущение себя отверженным и т.д.
Выделяют следующие формы агрессии:
- Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
- Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
- Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
- Раздражение (вспыльчивость, грубость);
- Негативизм (оппозиционное поведение).
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети с признаками агрессивного поведения.
Уважаемые коллеги! А теперь давайте попробуем составить портрет агрессивного ребенка. Разделимся на 2 подгруппы. Каждой подгруппе я выдам карточки, на которых перечислены индивидуальные особенности различных категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику.
Что у нас получилось? (Агрессивный ребенок нападает и бьет детей; обзывает сверстников, употребляя грубые выражения; часто ругается со взрослыми; создает конфликтные ситуации; отказывается выполнять просьбы; сваливает вину на други)х. Грубый, драчливый, ершистый ребенок, который является источником огорчений воспитателей и родителей. Это внешняя сторона.
Но если посмотреть на него с другой стороны. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. В душу ребенка вселяется уверенность, что его не любят. Агрессивное поведение – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Как помочь агрессивному ребенку?
Работа с данной категорией детей у нас проводиться в следующих направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
- Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.
А теперь давайте остановимся поподробнее на каждом направлении.
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Сдерживать свой гнев, «загонять» его внутрь нельзя. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он становится «копилкой гнева». Рано или поздно все это выплескивается наружу, но не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку». А если негативные чувства «оседают» внутри нас, это приводит к различным соматическим заболеваниям, таким как артриты, крапивница, псориаз, язва желудка, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания и др.
Уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию нестандартное оборудование, которое поможет погасить злость, гнев безопасным способом, не причиняя никому боли и ничего не разрушая.
Давайте мы его сейчас рассмотрим и попробуем использовать, чтобы научиться управлять эмоциями.
Итак, перед вами:
1) «Стаканчики-обзывайчики» помогают снять вербальную агрессию.
Мы стаканчики возьмём 2 человека
и друг друга назовем:
Я – редис, ты – ананас,
И помиримся тот час!
Поиграем "Ругаемся овощами" (дать двум людям стаканчики).
Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты,. , морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключении обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, ласковое, например: " А ты,. солнышко!", что уменьшает желание действовать агрессивно. Давайте попробуем…
2) Пособие «Мешочек грязных слов».
Вот мешочек с чернотой.
Ты скорей его открой, 2 человека
И слова все грязные,
Очень безобразные
Ты скорей туда бросай
И мешочек закрывай!
(предложить 2-м участникам сказать неприятное слово в мешочек, можно покричать, повизжать в мешочек, а потом показать, во что они превратились (конфета, цветок), завязать его и пообещать выбросить.
3) «Подушка-колотушка» (дать побить подушку)
Есть подушка-колотушка,
Это нужная игрушка. 2 человека
Ты побей ее рукой,
Станешь ты совсем не злой!
(Предложить двум частникам выйти и побить подушку и громко прокричать - уходи, злость, уходи).
4) «Коробочка злости» В момент наибольшего эмоционального напряжения ребенок может смять или разорвать газету, а потом бросить ее в коробочку злости и закрыть.
Вот здесь гневные листы,
Выбери себе любой, все желающие
Скомкай крепкою рукой,
Станет легче нам с тобой.
А участникам дать пустые листы и предложить помять и порвать их, чтобы сбросить эмоциональное напряжение.
5) «Колокольчик радости» поможет очиститься от нехороших мыслей и зарядится позитивными эмоциями.
В колокольчик позвони,
Всех вокруг оповести – 1 человек
Злость прошла и я теперь
Самый лучший из друзей.
(предложить участнику позвонить)
6) Пособие «Мягкие лапки» можно использовать в релаксационных упражнениях или как награду за правильный ответ. Мягкие прикосновения очень нравятся детям и приносят им удовольствие.
(Проговаривая слова, провести по рукам участников пособием)
Мягкой лапкой поведу
Я по вашим рученкам. все
Нежность, радость подарю
мальчишкам и девчонкам!
7) «Золотой дождь» очищает от негативных эмоций и заряжает доброй энергией.
Дождик, дождик золотой
Заряжает добротой.
Если выберут тебя, все
Будешь добрый от дождя!
(«Давайте я вас подзаряжу добротой». Пронести над всеми обруч с дождем над зрителями).
Существует много способов выражения гнева в приемлемой игровой форме: мишень с дротиками, молоток и гвозди, прыжки на скакалке, боксерская груша и перчатки и многое другое.
Для выплескивания гнева детям очень нравятся игры “Два барана”, “Толкалки”, “Жужа”, “Рубка дров”, “Да и нет”, “Тух-тиби-дух”, “Ворвись в круг”, «Курица, цыплята и ястреб», «Веретено», «Лохматый пес», «Выбиваем пыль», «Петушиные бои», «Маленькое привидение» и другие. (Как играют в них наши дети вы увидите позже в фото презентации).
2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Поэтому ребенка важно научить расслабляться, управлять своим телом. Это позволит устранить беспокойство, возбуждение, скованность.
На снятие мышечного напряжения эффективны такие упражнения, как: «Лимон», «Драка», «Улыбка», «Дудочка» (идет чередование напряжения и расслабления); игры на телесный контакт «Щепки плывут по реке», «Ласковый мелок», «Мягкие лапки»; дыхательные упражнения «Воздушный шарик», различные релаксационные упражнения с сопровождением спокойной музыки.
Предлагаю выполнить упражнение на снятие мышечного напряжения «Медвежата в берлоге». Сядьте поудобнее и мысленно превратитесь в маленьких медвежат.
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама –медведица с ними поиграет перед сном.
1.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук). И вот мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
2.Игра «Холодно-жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама-медведица ушла. Подул холодный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул холодный ветер.
3.Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи). Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
4.Игра с пчелкой (лицевые мышцы). В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата зажмурилось и сморщили нос. Мама видит, что все в порядке, погасила свет. Медвежата перестали жмуриться. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела.
5.Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку», а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать.
Отдохнули? Пошли дальше.
3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях
Это направление реализуется в беседах с детьми, в обсуждении конфликтных ситуаций, а также в разыгрывании наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций по ролям, для того, чтобы дети усвоили навыки бесконфликтного общения.
Упражнение «Попроси игрушку»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выполнить упражнение «Попроси игрушку». Разделитесь на пары. Один из участников пары (участник 1) берёт в руки игрушку. Другой участник (участник 2) должен попросить ее.
1 этап – вербальный вариант
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
2 этап – невербальный вариант
Упражнение выполняется аналогично, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов и т.д.).
Вопросы для обсуждения:
-легко ли было просить игрушку?
-какие слова или действия партнера побудили вас отдать игрушку?
4.Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)
Очень часто у агрессивных детей отсутствует чувство эмпатии, необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими. По мнению специалистов, развитию эмпатии и других позитивных качеств личности способствует совместное чтение книг взрослых и детей с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку вопросы, которые побуждают ребенка на обсуждение чувств, т.е. что чувствуют герои в определенной ситуации.
Например: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина закрыла его в чулане?», «Как вы думаете, почему Баба Яга стала такой злой?» и т.д.
Я вам предлагаю опять поделиться на 2 подгруппы, каждая подгруппа получает карточку с названием русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Задание: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам предложенных сказок.
А теперь вашему вниманию предлагаю фото презентацию, где увидите, как наши детки справляются с гневом.
(фото презентация).
Уважаемые коллеги! В завершении я хотела бы вам прочитать письмо агрессивных детей ко всем взрослым.
Письмо агрессивных детей ко всем взрослым
Мы хотим!
- Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
- Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.
- Делать то, что хочется нам, а не вам.
- Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
- Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется.
- Чтобы нас научили справляться с гневом.
Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас ЛЮБИЛИ!
- Спасибо всем за внимание и за активную работу!
Как выявить агрессивного ребенка
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....
Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...
Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...
Мастер-класс «Приемы работы с агрессивными детьми».
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;-познакомит...
Мастер-класс " Приемы работы с агрессивными детьми"
Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"...
Мастер класс «Приемы работы с агрессивными детьми»
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить с понятием “агрессия”, причинами агрессивного поведения детей, направлениями работы...
Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт...