Мастер класс «Приемы работы с агрессивными детьми»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Воробьева Галина Федоровна

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием “агрессия”, причинами агрессивного поведения детей, направлениями работы с агрессивными детьми.
  2. Рассказать об особенностях работы с агрессивными детьми и подобрать комплекс коррекционно-развивающих игр, которые можно использовать с данной категорией детей.
  3. Показать игровые способы работы с агрессивными детьми.
  4. Тренировать навык распознавания эмоциональных состояний.
  5. Формировать способность педагогов к взаимопониманию, сплачивать коллектив.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_master_klass_agressiya.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Мастер класс

«Приемы работы

с агрессивными детьми»

Педагог – психолог:

                                                Воробьева Г.Ф.

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием “агрессия”, причинами агрессивного поведения детей, направлениями работы с агрессивными детьми.
  2. Рассказать об особенностях работы с агрессивными детьми и подобрать комплекс коррекционно-развивающих игр, которые можно использовать с данной категорией детей.
  3. Показать игровые способы работы с агрессивными детьми.
  4. Тренировать навык распознавания эмоциональных состояний.
  5. Формировать способность педагогов к взаимопониманию, сплачивать коллектив.

Материалы: карточки со списком особенностей детей с эмоциональными отклонениями; мяч, карандаши, ручки, подушки – антистресс, музыка, свеча, буклеты «Советы по работе с агрессивными детьми», картотека игр с агрессивными детьми.

Ход мастер-класса

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся…

Сегодня я хочу поговорить с вами о работе с агрессивными детьми, поделиться играми, приемами для снятия агрессивности.

Для того чтобы настроиться на работу выполним следующее упражнения в действиях:

  1. Словесная игра «Я»
    Цель: Повышение самооценки, улучшение настроения.
    Инструкция: 
    Я вопросы хочу вам задать,
    Ваше дело — отвечать,
    Выше руки поднимайте
    И кричите громко: «Я»,
    Чтоб услышали друзья.
    Вопросы:
    Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
    Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
    Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
    Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?
    Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
    Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
    Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

Ведущий: Спасибо.

II. Теоретическая часть.

1. Что  такое агрессия.

Я думаю, вы со мною согласитесь, что эмоциональное состояние участников образовательного и воспитательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, повышенная раздражительность и агрессивность.

            Что же такое агрессия? Как вы думаете? (ответы)

Слайд 2

 Агрессия- это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности.

Слайд 3

 Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:

1.  Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. (Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь и пр.)

2.  Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. И самоконтроля еще как такого нет. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной.

Слайд 4

Агрессия у детей 4-7 лет обычно проявляется только в игровых ситуациях.

Это связано с тем, что после 4-х лет уже развивается самоконтроль. Дети в этом возрасте начинают сдерживать свою злость и перестают выражать ее через кулаки. Но тут частенько встает вопрос вербальной агрессии, т.е. дети начинают ругаться, сквернословить.

2. Характеристика агрессивного ребенка.

Как правило, для педагогов не доставляет большого труда определить у кого из детей повышенный уровень агрессивности. Я предлагаю вам разбиться на группы и из списка особенностей детей с эмоциональными отклонениями, выбрать те, которые характерны для агрессивных детей.

Слайд 5

 (Группа делится на подгруппы по два человека. Каждой подгруппе выдается карточка. Приложение 1.  Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку, после чего проводится общее обсуждение.)

Слайд 6

3. Причины агрессивного поведения.

Как вы думаете, почему дети кусаются, дерутся, а иногда в ответ даже на доброжелательное обращение взрываются и бушуют? (ответы педагогов)

Слайд 7

Выделяют следующие причины агрессивного поведения у ребенка:

  • Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.
  • Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
  • Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);
  • Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
  • Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
  • Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

4. Направления работы с агрессивными детьми.

Причин такого поведения, конечно, много.

Но часто дети просто не знают, как поступить иначе. И если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, то они с удовольствием откликнуться на предложение, и наше общение с ими станет более эффективным и приятным. Поэтому работа с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях.

Слайд 8

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

III. Практическая часть.

1. Работа с гневом.

Что такое гнев?

Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто нужно научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру “Обзывалки.   Слайд 9

2. Игра «Обзывалки" 

Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, и передавая мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.

Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

(проводим 1 круг)

А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты,  .... солнышко!"

- Расскажите о ваших ощущениях при выполнении данного упражнения.

Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

3. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях —“Стаканчик для криков”, “Волшебная труба и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно.

Видео «Кричалки» Слайд 10

  1.  Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией. (упр. «Лимон»)

Слайд 11

В таком случае можно воспользоваться подручными средствами. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стенам и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить.

Слайд 12

  1. Можно также завести лист гнева, обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище. Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет и воспитателям. 

Слайд 13

  1. Игра «Два барашка» направлена на снятие физической агрессии, предоставляет ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Давайте посмотрим (видео)

А сейчас поиграем

Инструкция: Вам нужно разбиться на пары, и рассредоточится по залу, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упиреться ладонями друг в друга.

Пока играет музыка ваша задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше, как только музыка заканчивает звучать, вы опускаете руки и расслабляете все мышцы. (повторяем 3-5 раз) (быстрая музыка)

Слайд 14

7. Существует множество способов снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, пластилином.

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”.

8. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден, они с трудом могут называть лишь несколько эмоциональных состояний.

Слайд 15

С этой целью можно использовать психогимнастические этюды. В группе можно повесить большой плакат с изображением различных эмоциональных состояний, перед началом занятий можно попросить подойти к нему и указать свое эмоциональное состояние. 

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

9. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

Очень хорошо помогает сказкотерапия.

Для реализации этих целей, также можно поиграть в следующие игры:

1. “Ласковые лапки”: Взрослый подбирает 6— 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” с ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать “зверька”, предмет, который прикасался к руке.

2. “Глаза в глаза”: 

“Возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать различные состояния: “Я грущу”, “Мне весело”, «Мне страшно», «Я спокоен». (Звучит спокойная музыка.)

- Какое состояние было легче передать, какое труднее и почему. 

3. “Доброе животное”: Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе. На вдох, делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох — два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит большое доброе животное, так же четко бьется его сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад”.

Также взрослому очень важно научиться оценивать поступки ребенка, а не его личность, а также в процессе диалога говорить о себе, о своих ощущениях, а не обвинять ребенка.

Слайд 16

И в заключение нашей совместной работы предлагаю, передавая друг другу зажжённую свечу, закончить предложения «Я желаю себе…», “Я желаю тебе...”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Психологические приемы работы с агрессивными детьми

Методы и приемы работы воспитателя по коррекции агрессии у дошкольников, реккомендации родителям....

Мастер-класс по работе с гиперактивным детьми

Данный мастер - класс предназначен для педагогов работающих с гиперактивным детьми. ...

Мастер-класс «Приемы работы с агрессивными детьми».

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;-познакомит...

"Методы и приемы работы с агрессивными детьми"

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...

Мастер-класс " Приемы работы с агрессивными детьми"

Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"...

Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт...