Методическая разработка "Что такое деньги? История денег"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представление о деньгах и их применение начинают формироваться в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №24» г.Усинска
Методическая разработка в рамках проведения республиканского конкурса инновационных методических разработок « Повышение финансовой грамотности» на тему: «Что такое деньги? История денег» с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Автор: Ефимова С.В., воспитатель
Усинск
2021
Аннотация Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. В старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики, как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Представленная разработка ОД «Виды денежных знаков. История денег» способствует повышению познавательной активности детей, развитию интереса к миру финансов. Результативность при изучении темы занятия достигается благодаря тому, что дети вовлечены в разные виды деятельности (игра, беседа, исследовательская деятельность) Наглядные материалы, ИКТ позволяют детям получить полные представления по теме. .Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ.
Актуальность Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому, обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Цель: создание условий для знакомства детей с деньгами, их историей.
Задачи: - Познакомить детей с деньгами России, дать определение понятий «монеты», «купюры»; - Формировать представление детей о назначении денег, источнике происхождения; - Познакомить детей с историей денег, из прошлого к настоящему; - Развивать мышление, память, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки; - Обогащать социально-коммуникативное и познавательное развитие детей; - Активизировать и обогащать словарь детей; - Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу; Словарная работа: монета, купюра, «орел». «решка», «заменители» денег, обмен товаром, чеканить монеты; Предварительная работа: чтение К. Чуковский «Муха - Цокотуха», дидактические игры: «Профессии», «Кому, что нужно», сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», просмотр слайдов «Любимые увлечения» (различные коллекции). Формы организации: совместная деятельность педагога и детей; Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные, практические; Материал и оборудование: настенная доска, мел, емкости для воды, мультимедийный проектор; Демонстрационный материал: презентация, набор предметных картинок, энциклопедия; Раздаточный материал: монеты, купюры, бумажные деньги, лупы, простые карандаши, рабочие листы для фиксации результатов, салфетки, Структура ОД: 1. Вводная часть – 3мин. 2. Основная – 15мин. 3. Заключительная – 2мин
Ход ОД:
1. Развивающая игра «Угадай, что в мешочке?»
Дети приглашаются для игры. Каждый ребенок обследует руками мешочек: трогает, трясет, нюхает и т.д. высказывает свои предположения. ( Большинство детей определили, что в мешочке деньги. ) На столе раскладывается содержимое мешочка, дети рассматривают. В мешочке Российские бумажные купюры и монеты разного номинала, ракушка, красивый камень. - Как вы догадались, что в мешочке деньги? (Звенели) Рассматриваем содержимое, дети убирают в сторону ракушку и камень, так как считают это не деньги.
2. - Что такое деньги? Дети высказывают свое мнение. (Покупать продукты, одежду, игрушки, телефоны, ездить на транспорте, в отпуск, после наводящих вопросов - оплачивать разные услуги) - Точное определение можем узнать из источников информации, каких? (Дети предлагают интернет, книга). На «Полочке занимательных книг» «Большая Оксфордская энциклопедия», читаем: «Деньги – то, чем мы расплачиваемся за товары, которые хотим купить. Деньгами служат монеты, бумажные купюры и банковские счета» - Как вы думаете, откуда берутся деньги? ( Дети рассуждают). - Деньги не появляются сами собой, взрослые люди работают, работать нужно, чтобы зарабатывать деньги. Деньги - вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена. Их нужно экономно расходовать, не тратить зря.
Дети приглашаются за столы, исследовательская деятельность. Вспоминают правила: не шуметь; не перебивать друг друга; аккуратно обращаться с предметами исследования; внимательно следить за результатами. По модели обследования предмета предложить детям выяснить: - Как вы считаете, деньги имеют форму? (Имеют, монеты – круглые, купюры – прямоугольные), дети фиксируют результаты, «да»-плюс. «нет»- минус. – Можно ли сейчас изменить форму денег? (Монеты – нет, твердая, металлическая, купюры – да). Дети складывают купюру в разных направлениях, делают вывод бумага пластичная. – Намокнут ли деньги при взаимодействии с водой? Дети высказывают предположения. (Купюры – да, использовались бумажные деньги). После извлечения монет из воды дети салфеткой насухо вытирают монету, делают вывод. - Определите, что тяжелее, а что легче? ( Дети кладут на ладонь купюру, дуют, купюра упала, дуют на монету, она осталась на ладони, делают вывод , фиксируют результаты.
Рассматривание монет (желающие используют лупу). – Что общего у монет? Чем отличаются? (Дети находят сравнивают) - Найдите сторону, на которой цифра, это и есть ее достоинство 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей -это оборотная сторона монеты - «Реверс» или «решка». - Найдите сторону, на которой изображен герб России, двуглавый орел, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты- «Аверс» или «орел», на монетах можем еще увидеть надписи. «Орел» и «Решка» - это народные названия. В детстве мы с друзьями играли в игру «Орел и решка». Хотите поиграть?
Игра малой подвижности «Орел и решка» Дети делятся на пары, по очереди подбрасывают монету, ловят, отгадывают «орел» или «решка». Игра проводится несколько раз. После игры дети рассматривают ребро монеты, на нем насечки. Также детям предлагается рассмотреть необычные монеты, достоинством 25 рублей, которые выпускаются по специальным заказам, (2018 год – Чемпионат мира по футболу (Россия) и 2020 год в честь Медицинских работников борющихся с пандемией).
Рассматривание бумажных купюр. - Что изображено на купюрах? (Дети обсуждают) - На купюрах можно увидеть разные достопримечательности городов России, изображения Великих людей. Купюры изготовлены из специальной бумаги, которая не будет выгорать на солнце, они не яркие, чтобы у людей не уставали глаза – забота о здоровье. Если купюру посмотреть на свет увидишь на ней узоры, или цифры, или лицо человека. (Дети рассматривают и сравнивают с бумажной купюрой).
– Как вы думаете. А всегда ли были деньги? Дети приглашаются в информационный центр для просмотра презентации. – Все садимся по местам, Никому не тесно? По секрету вам скажу, Будет интересно! (Обращаю внимание на осанку)
Рассказ сопровождается презентацией.
-Это было давным-давно, несколько тысяч лет назад. Древние люди племенами жили в пещерах. -Они не знали, что такое деньги, да и не нуждались в них. Все, что им было нужно, давала природа. Одни хорошо рыбачили, другие занимались охотой, Люди начали выращивать нужные растения, приручили диких животных, так появились домашние животные. Научились делать из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы, необходимые для повседневной жизни вещи и стали обмениваться товаром. Люди нашли способ - меняться, а роль денег выполнял товар, который люди предлагали друг другу. Товаром для обмена также служили шкуры животных, перья, соль, украшения из янтаря, красивых камней и ракушек, а также многое другое, Чтобы меняться люди сходились в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой те вещи, которых у них было много. Все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служил скот или шкуры, неудобство было уже потому, что целого быка какая – ни будь вещь не стоит, а половины от него не отделишь. Тоже самое, можно сказать, о шкурах. Раздели ее на куски, никто ничего не даст за них. Шло время, и появились первые металлические деньги. Они имели форму прутиков, слитков, брусков, колец, и тоже были не всегда удобны. Слайд 8. Наступили времена, когда кузнецы начали чеканить монеты. С помощью молота и других приспособлений, кузнецы выбивали на куске металла изображения. Они, конечно же, не были похожие на современные. .Затем появились деньги похожие на современные. Удобней всего оказались круглые деньги – монеты. Бумажные купюры появились позже. В наше время, монеты изготавливают на производственном предприятии, которое называется Монетный двор, там иногда производят медали, ордена и значки. Бумажные купюры печатают на другом предприятии, Вот так производят современные деньги. Так выглядят современные деньги России. Беседа: - Всегда ли были деньги? - Назовите « заменители» денег? - Как люди приобретали необходимые предметы, вещи? - Почему ракушка и камень находились в мешочке с деньгами? (Дети рассуждают)
Гимнастика для глаз Детям предлагается отдохнуть, подойти к окну, сосредоточить взгляд на объекте (магазин), закрыть глаза (10сек), Представить, что хочется купить в магазине. Открыть глаза, быстро поморгать. Упражнение выполняется несколько раз.
Физ. минутка Дружно, весело шагаем, (Дети шагают) В магазин мы попадаем, Я - скакалку, (Прыгают) Ты – часы (Наклоняются влево, вправо) Покупаем – посмотри. Мне ракета так нужна, (Разводят руки в стороны) Очень важная она. (Поднимают руки в верх) - Как вы думаете, а все ли можно купить за деньги? (Дети рассуждают)
Игра «Что можно купить за деньги?» На доске, по кругу, карточки с изображением разных предметов, а также символизирующие дружбу и здоровье. В середине круга бумажные купюры. Каждый ребенок находит предмет, который можно купить, мелом соединяет купюру с карточкой, рассказывает, что выбрал. В ходе рассуждения, приходим к выводу, что о здоровье мы должны заботиться, беречь его и сохранять, за деньги здоровье не купишь, можно купить только лекарство. Дружба не покупается и не продается.
3. Игра «Да – нет» - Деньги зарабатываются трудом? - Деньги – это то, чем мы расплачиваемся за товары? - Деньги можно обменять на товары и услуги? - Все ли можно купить за деньги? - Деньги красть, выпрашивать, клянчить можно? - Деньги нужно экономно расходовать? - Вы сегодня узнали, что-то новое о деньгах? - Вам было интересно? В конце занятия детям раздаются шоколадные монетки, как вознаграждение за труд, Желающие приглашаются для создания коллекции монет, используют монеты, которые вышли из обращения, и которые исследовали.
Заключение: Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, включают игры, исследовательскую деятельность, интересные исторические факты по теме. Использование презентации позволило выстроить объяснение логично, при этом задействована зрительная, слуховая и моторная память воспитанников. В процессе обучения дети проявляют активность к исследованиям, учатся фиксировать результаты, формируются умения думать, рассуждать, быть самостоятельными. Тема детям интересна и продолжена.
Используемая литература: 1..Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М: Педагогическое общество России, 2005. – 256с. 2.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. М: « Вентана-Граф», 2015. 176 с. 3. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Ресурсный и диагностический материал. Издательство: Учитель, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «История денег».
Знакомство детей с историей денег....

Презентация "История денег".
Знакомство детей средней группы с историей денег по программе "От рождения до школы"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ИСТОРИЯ ДЕНЕГ"
Начинаем изучать финансовую грамотность в детском саду...

презентация к занятию в подготвительной группе о истории денег
В помощь педагогам для формирования у детей понятие- деньги-.Что это такое и для чего они существуют...

Проект на тему: "История денег"
Лети узнали историю возникновения денег, какие бывают деньги, что такое банк, примеры банковских операций, виды денег, названия денег некоторых стран, в том числе России, рассматривают российские...