Проект для детей старшей группы «Юные финансисты»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ефременкова Надежда Николаевна

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Юные финансисты» для детей старшей группы «Ромашка».

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники: воспитатель – Ефременкова Н.Н., дети, родители.

Сроки проведения: 20.02. – 17.03. 2023 г.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель: содействовать финансовому воспитанию детей.

Задачи:

  • формировать основы финансовой грамотности, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер: покупка в магазине;
  • расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний
  • развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях); умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;  подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • содействовать проявлению интереса детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • активизировать познавательную деятельность, развивающую основы финансовой грамотности, посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;  правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Воспитывать такие нравственные категорий, как экономность, бережливость и честность,

Ожидаемые результаты:

  • проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности, интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство, что такое «расход» и «доход»  и т. д.);
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
  • употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Основные формы реализации проекта: беседы, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы,  просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансов», «Азбука  денег. Уроки тетушки Совы», фотовыставка «Моя копилочка».  Интеграция в образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Участие родителей в реализации проекта:

познакомить родителей с целями и задачами проекта;

активизировать родителей к совместной деятельности;

анкета для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»;

- рекомендации для родителей «Деньги - помощники»;

- консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Домашнее задание:

- экскурсия родителя с ребенком в магазин - фотоотчет;

- совместная деятельность детей и родителей - рисование «Магазин»;

- «Моя копилочка» - фотоотчет.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный:

- определить цель и задачи проекта;

- подготовить наглядно - дидактический материал по теме проекта;

- подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;

- создать развивающую среду по теме проекта;

- разработать комплексно - тематический план работы;

- привлечь родителей к участию в проекте.

2 этап - практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

Тематические беседы, чтение художественной литературы, игровые ситуации, сюжетно - ролевые и дидактические игры, викторины, выставка, использование ИКТ, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;   презентаций, решение проблемных ситуаций.  Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей. Интеграция в ООД

3 этап - заключительный:

- оформление выставки детских работ;

- подготовить картотеку игр  «Финансовой грамотности детей старшего возраста»;

- подготовить картотеку «Пословицы и поговорки по финансовой грамотности»;

- подготовить экономический словарь для детей;

- театрализованная постановка «Лесные деньги»;

- презентация проекта «Юные финансисты».

Перспективный план проекта

Дата

Формы работы

Название

Задача

Ответствен

ный

20.02.

Ознакомительная беседа, слушание аудиосказки.

«Знакомство с персонажем феечка - Копеечка»

Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

Выяснить у детей, что такое деньги, откуда они берутся и куда тратятся.

           

воспитатель

21.02

Презентация

Просмотр мультфильма

«Что такое деньги?»

«Как появились деньги»

Познакомить детей с историей возникновения денег, их ролью в жизни человека; с понятием «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта».

воспитатель

Просмотр мультфильма

«Азбука денег. Уроки тетушки Совы»

Привлекать родителей к воспитанию у детей основ финансовой грамотности посредством просмотра мультфильмов.

родители

22.02

Настольная игра

«Какие бывают деньги»

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро

воспитатель

Продуктивная деятельность

Чеканка «Монеты»

Закрепить знания детей о монетах их достоинстве.

воспитатель

27.02

Беседа

«Что можно купить за деньги, а что нельзя»

Сформировать  у детей понятие о том, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

воспитатель

Просмотр мультфильма

«Смешарики. Азбука финансовой грамотности»

Привлекать родителей к воспитанию у детей основ финансовой грамотности посредством просмотра мультфильмов.

родители

28.02

Дидактическая игра

«Профессии»

Закрепить и расширить представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности.   Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

воспитатель

01.03

Беседа

Просмотр мультфильма

«Что такое семейный бюджет?»

«Откуда в семье деньги»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

воспитатель родители

Дидактическая игра

«Хочу и надо»

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

воспитатель

Просмотр мультфильма

«Откуда в семье деньги?»

Формирование знаний о доходах семьи

 родители

02.03

Дидактическая игра

«Бюджет семьи: доход, расход»

Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями: «доход», «расход», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

воспитатель

03.03

Продуктивная деятельность

Оригами «Кошелек»

Развивать конструктивные способности.

воспитатель

06.03

Дидактическая игра

«Семейная копилка»

Формировать у детей первичные элементарные экономические представления; обобщить знания о потребностях человека.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

воспитатель

07.03

Фотовыставка

«Мои покупки в магазине»

Способствовать умению детей проводить расчетные операции за покупку. Закреплять знания о профессиях людей, работающих в магазине.

родители

09.03

Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет»

Закрепить знания детей о профессиях.  Учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

воспитатель

10.03

Дидактическая игра, СХД

«Подарок другу»

Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

воспитатель

13.03

Квест - игра

«Найди клад»

Формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре;

 закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар.

воспитатель

14.03

Виртуальная экскурсия

«Банк – дом, где живут деньги»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

воспитатель

Коррекционная игра

 

«Лабиринт», «Где хранят деньги» (игры с фонариком)

Развивать прослеживающие функции взора. Формировать зрительный анализ и синтез.

воспитатель

15.03

Литературная викторина.

Чтение художественной литературы

С.Михалков «Как старик корову продавал».

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Познакомить детей с произведением, в котором есть денежные отношения.

воспитатель

16.03

Дидактическая игра

«Узнай, где продается товар»

Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

воспитатель

17.03

Фотовыставка

«Моя копилочка»

Учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией.

родители,

дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Долгосрочный проект для детей старших групп "Юный читатель"

Проект о взаимодействии детского сада и библиотеки...

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы "Юный финансист"

Проект по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы....

Краткосрочный проект в старшей группе "Юный финансист"

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;принципы ре...

Краткосрочный проект в старшей группе "Юный финансист"

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;принципы ре...

Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы «Юный финансист»

Актуальность нашего проекта определяется тем, что в настоящее время финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследова...