Конспект занятия в подготовительной группе по формированию финансовой грамотности «Гуси-лебеди»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Тихомирова Татьяна Сергеевна

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

- Закреплять знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии;

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Оборудование: монитор,  проект Mimio «Гуси –лебеди», копилка, кошелёк, набор  разных монет, дидактические игры «Сложи пазл», лото «Что можно купить за деньги, что нельзя», набор картинок- пирожков, маршрутный лист.

Предварительная работа: беседа с детьми «Что лучше - копить или тратить?»,

рассматривание монет, просмотр сказки «Гуси-Лебеди», (вспомнить героев сказки, освежить в памяти детей сюжет сказки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию финансовой грамотности «Гуси-лебеди»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

- Закреплять знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии;

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Оборудование: монитор,  проект Mimio «Гуси –лебеди», копилка, кошелёк, набор  разных монет, дидактические игры «Сложи пазл», лото «Что можно купить за деньги, что нельзя», набор картинок- пирожков, маршрутный лист.

Предварительная работа: беседа с детьми «Что лучше - копить или тратить?»,

рассматривание монет, просмотр сказки «Гуси-Лебеди», (вспомнить героев сказки, освежить в памяти детей сюжет сказки).


Ход занятия

Приветствие:

Доброе утро!

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: ребята, сегодня нам пришло голосовое сообщение на компьютер, и без Вас я не стала его слушать, давайте вместе?!

Воспитатель открывает сообщение (проект Mimio).

На экране появляется изображение Бабы-Яги и звучит  её голос.(Аудиозапись)

 Баба-Яга. « А…. вы-то мне и нужны! Ну что доигралась ваша Машенька с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку- то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдете, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать».

Воспитатель :  Ребята, как  Вы думаете из какой сказки нам Баба-Яга отправила сообщение? Как ей удалось украсть братца? Кто ей помог?

 (Ответы детей)

Что же делать нам ребята? Как помочь Машеньке братца найти?

Надо нам отправиться в сказку и там мы попытаемся помочь сестрице найти брата.

Для того, чтобы произошло наше перемещение в сказку и мы смогли помочь, мы с вами должны закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.

Воспитатель включает следующий кадр на доске, с улетающими в даль гусями, говорит, что гуси пролетали  и выронили листочки с маршрутом к избушке Бабы-Яги и раздаёт детям бумажный вариант маршрута (один лист на трёх детей)

Воспитатель: И так дети , мы отправляемся по нашему маршруту и  первое, что мы видим на нашем пути? (на экране кочки на болоте)

Дети: Болото…

Воспитатель: да, верно, и нам надо его пройти. Будем прыгать с кочки на кочку.

На каждой кочке загадки. (на кочках лежат монеты за каждую отгадку 1 руб.,2 руб., 5 руб., 4 руб., а под кочкой отгадки)

Загадки

1. Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги)

 

2.У меня игрушка есть,

И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка — свинка,

Дырка у нее на спинке.

Монетки в дырку я кладу,

Когда их станет много, жду. (Копилка)

       

       3.Из какого аппарата
      Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

4.Кто товары продает —

Молоко, сметану, мед? (Продавец)

 

5.Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

6.Где на прилавке товары лежат,

Все разложенные в ряд? (В магазине)

Воспитатель: Молодцы, Вы хорошо справились, заработанные деньги нам ещё пригодятся.

Ну вот мы и перебрались через болото, куда же дальше? (смотрим маршрутный лист)

Дети: к печке.

Воспитатель: правильно ,ребята. Первый персонаж на нашем пути –это печка (следующий кадр в проекте- изображение печки с пирожками)

Воспитатель: Здравствуй печка!

Ребята, что мы хотим спросить у печки?

Дети: Не видела ли печка Иванушку? Куда полетели гуси-лебеди?

Печка: я ответить бы вам рада,

Мне помочь немного надо

Напекла я пирогов видимо невидимо

 Пирожки мои купите и ребят всех угостите!

Воспитатель: Ребята , поможем печке? 

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте купим у печки пирожки, а то они могут испортиться, если долго пролежат.

Воспитатель: Но , ребята, смотрите, у печки не простые пирожки, а с разными начинками. Чтобы узнать стоимость пирожка нам нужно определить с какой начинкой пирожок и узнать сколько слогов в слове-начинке.

Дети смотрят с чем пирожок  и думают какой купят (пирожок с вишней - начинка виш-ня, значит 2 слога и стоимость пирожка 2 рубля, и тд.). Дети разбирают заработанные монеты и каждый покупает пирожок. Воспитатель раздаёт пирожки детям, которые они купили.

Печка: Гуси мимо пролетали, что-то здесь вот потеряли! (достает кошелек с монетами)

Воспитатель: Ребята, Машенька, смотрите, это же кошелек Бабы – Яги! Спасибо печка!

Печка: Дальше прямо вы идите, там спросите.

Воспитатель: Мы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки перед собой ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Воспитатель: Дети, какой у нас следующий герой сказки?

(смотрим маршрутный лист)

Дети: Яблоня

Следующий кадр на доске- Яблоня с яблоками

Машенька: Здравствуй яблонька, скажи, скорей не видала ль ты гусей?

Яблоня: я ответ бы вам дала, помогите мне сперва.

Яблочки мои срывайте, на них заданья выполняйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на яблоне все одинаковые яблоки растут?

Ответы детей: Нет , 2 больших, остальные маленькие

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, какие нам лучше сорвать , почему?

Ответы детей: большие

Воспитатель: давайте попробуем

Дети с помощью стилуса перекладывают , сначала одно яблоко в корзину и выполняют задание за своими столами ( игра «Сложи пазл-купюру»,один пазл на троих)

Затем срывают второе яблоко, отправляют в корзину и выполняют второе задание (игра «Что можно купить за деньги, что нельзя»)

Машенька: Яблочки мы все собрали, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?

Яблоня: Дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в наш маршрут, действительно ли там речка на пути?

Дети: Да!

Машенька: Речка нам ответь скорей не видала ль ты гусей?

 Речка: Я ответить вам бы рада мне помочь немного надо, гуси мимо пролетали все по берегу мне раскидали, вы картинки соберите правильно их разложите!

Воспитатель:  Ребята, надо помочь людям( нужно соединить профессию и атрибут к ней, например художник – кисти и краски).Ведь , если у людей не будет инструментов для их работы, что произойдёт?

Ответы детей:

Машенька:  Все картинки мы собрали, и по – парам разобрали, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?

Речка: Ох, легко теперь мне стало,

А гусей-то я видала,

 к лесу путь они держали,

 быстро крыльями махали

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, а теперь нашим глазкам надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

Нарисуйте круг умело.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И к работе приступайте!

Воспитатель: Теперь мы можем продолжать наше путешествие (смотрит маршрут) Лес дремучий на пути, как же нам в него войти?

Следующий кадр (Изображение ёжика на тропинке в лесу)

Машенька: Вижу ежика у елки,

чистит он свои иголки.

Ежик ты в лесу гуляешь,

 Тропки все лесные знаешь,

Как нам нужную найти

 И не сбиться чтоб с пути?

Воспитатель: Где найти нам здесь избушку,

Ежик. Я вам дети помогу и дорогу покажу,

 но и вы мне помогите правильно все скажите:

Игра на внимание

Ребята, сейчас я вам буду читать высказывания, если высказывание неверное, то вы топайте ногами. Попробуем?

- В банке хранятся деньги

- Муха- Цокотуха нашла книжку

- Продавцы работают в магазине

- В аптеке продают фрукты

- Буратино закопал в землю свой колпачок  

- В супермаркете расплачиваются карточками

- Мясо и рыбу мы купили в обувном отделе

- Человека, который лечит людей называют банкир

- Самая мелкая монета 50 копеек  

Ежик:  какие Вы молодцы!  За то, что всё правильно сделали, я хочу Вам подарит подарок-копилку! Знаете что это такое? Для чего нужна эта вещь?

Ответы детей

По тропинке мы пойдем

 На полянку попадем

Следующий кадр ( Изображение поляны с избушкой , Бабой-Ягой и Ванюшей)

Воспитатель: Вот мы и пришли к избушке,

 Где живет Яга- старушка,

А вот и Ванечка сидит.

 Баба-Яга: Чую- чую, русским духом пахнет! (Аудизапись)

 Ух касатики мои!

Вы зачем сюда пришли,

 В это место, в эту глушь

Вот я вами и займусь.

Машенька: Отдавай-ка нам Ванюшку,

Злая бабушка –старушка,

Кошелек свой забирай,

Обещанье исполняй.

Баба-Яга: Ладно, ладно, забирайте,

Но сначала отгадайте все загадочки мои.

 А загадки не простые,

 Ни за что не разгадаете!

Вот, какое задание нам придумала Яга:

 «Доход, расход». - Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются … (доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход). –

Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход

 1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

 3. Выиграли в лотерею …(доход).

 4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

Баба-Яга: Ты смотри, все получается,

 Да каждый как старается!

Так и быть, скажу я вам,

 И Ванюшку я отдам!

А в придачу и кошелёк мой тоже Вам , это моё Вам вознаграждение за ваши знания и умения.

 Баба-Яга: Волшебные слова скажите,

 И домой вмиг прилетите!

Гуси-гуси вы мои, Братца и сестру берите и домой их отнесите!

(Машенька и Ванюша возвращаются домой)

Следующий кадр (Сестрица  и брат бегут к родителям)

Воспитатель:

Здесь мы были не напрасно,

Погостили мы прекрасно

Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось помогать героям сказки? Давайте будем передавать  нашу копилку, класть в неё монетки из кошелька Бабы-Яги  и говорить: «Сегодня мне понравилось…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди

Продолжать учить детей решать арифметические задачи, логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, воссоздавать фигуру по схеме, делать пред...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.

Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

Используя технологию методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения «Гуси-Лебеди»....

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Конспект итогового занятия в старшей группе по формированию финансовой грамотности «Путешествие в страну взрослых дел»

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическая, региональный компонент.Цель: формирование у детей старше...