Финансовая Грамотность "Увлекательное путешествие Феечки-Копеечки"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Нищеглодова Наталья Николаевна

«Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным –
первоначальная задача обучения»
К. Д. Ушинский

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Но, к сожалению, не все родители беседуют с детьми о деньгах, о том откуда они берутся и их разумной трате.

И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.

Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста я использую различные виды игр, т.к. игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд от Феечки -Копеечки

Слайд 2

Для просвещения родителей в формировании основ финансово-экономической грамотности дошкольников я использую интересную и активную форму работы: разгадывание кроссвордов (индивидуально и в группе). Данная деятельность помогает легко и непринужденно усвоить новую и полезную информацию. Предлагаю кроссворд , который может быть использован педагогами в работе с родителями (родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары), в процессе которого повысятся знаний родителей в вопросе финансово-экономической грамотности.

Слайд 3

Цель: расширение представлений родителей о формировании основ финансово-экономической грамотности дошкольников Инструкция по разгадыванию кроссворда : Родители вместе с ребенком просматривают задания и отгадывают загадки и вписывают правильный ответ .

Слайд 4

3 9 5 1 2 6 8 4 7

Слайд 5

По вертикали: По горизонтали: 9. Он в Америке родился, Путешествовать пустился. С тех пор по миру гуляет, Везде цену себе знает. С ним торгуют, управляют… Как его все называют? 1. Их много на Земле, и каждая важна. Решай, мой друг, кем быть тебе, Ведь жизнь у нас одна. 2. Молодцом тебя зовут Если очень любишь… 3. Без меня нет и рубля, Хоть и маленькая я. Наберёшь меня сто штук – Вот и рубль, милый друг. 4. В нем деньги я храню, И в магазин я с ним хожу. Туда иду - он полный, Обратно - мой друг заметно похудел. 5. И врачу и акробату Выдают за труд… 6. Говорят про меня: Деревянный я. Но неправда, я — железный, Я тяжёлый, полновесный! 7. В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. За них взамен хоть что бери, Кроме чести и любви. 8. Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы, Штучка требуется мне, Та, что с дыркой на спине.

Слайд 6

Ответы по вертикали: профессии ; труд ; копейка ; кошелек Ответы по горизонтали: зарплату ; рубль ; деньги ; копилка ; доллар

Слайд 7

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности

 «Феечка- копеечка в гостях у ребят» для детей старшей группы

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи.        

  • Содействовать формированию знаний о месте и роли экономики в жизни человека. Дать элементарные представления об экономии.
  • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам.
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.

Предварительная работа.

  • Знакомство детей с экономическим понятием «деньги», их предназначением. Какого достоинства бывают деньги, и какие (бумажные купюры, железные монеты).
  • Беседы с детьми: «Зачем людям нужны деньги?», «Зачем копить деньги?».

  • Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

   Словарная работа: экономика, деньги, рубли, купюра, монета, копилка, электричество.

Планируемые результаты.

  • Знают российские деньги, как они выглядят.
  • Адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении.
  • Бережно, рационально, экономно используют электричество и воду.
  • В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность.
  • Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Материал и оборудование: игрушки Феечка- копеечка, поросёнок Хрюша, кукла Даша; ширма; использование ИКТ – телевизор (картинки с изображением купюр и монет); копилка.

Ход Организационный момент.  Дети стоят в кругу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Собрались ребята в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла  необычная гостья, это-

Феечка - копеечка. Она поможет нам познакомиться с наукой экономикой. Давайте скажем это слово вместе : «Экономика».

Феечка – копеечка. Здравствуйте, ребята. Как вы считаете, это наука о сладостях, игрушках или это серьёзная наука: о деньгах, различных товарах, об услугах, о труде взрослых? (Ответы детей)

Феечка – копеечка. Экономика – это очень серьезная наука. Экономика произошла от слова «экономить», что обозначает правильно вести свое хозяйство, оберегать, не тратить зря деньги. Послушайте историю о Хрюше, который не умел экономить и о бережливой девочке Даше.

                Ширма, два героя: игрушка Хрюша и кукла Даша.

Воспитатель.

«Хрюша бродил по улицам, хотел немного согреться, так как в его доме было совсем холодно, он совсем замерз. И зашел он в гости к девочке Даше, у которой был теплый и уютный дом. Заходит Хрюша к ней и говорит:

Хрюша: - Ах, как у тебя дома тепло, хорошо и уютно. И вода, наверное, горячая есть? Я люблю поплескаться и поиграть с водичкой.

Даша: - А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?

Хрюша: - А мне воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда кран забываю закрыть.

Даша: - Но воду беречь надо всегда. Вот, забудешь ты кран закрыть, а вода закончится. Что ты будешь делать без неё?

Хрюша: - Я и не думал, что она может закончиться.

Даша: - Конечно, не думал, но я тебе помогу сохранить воду. Запомни эти правила. Всегда закрывай кран, не открывай его сильно, струя воды должна быть тоненькой. Если он сломался и вода капает, то нужно ремонтировать.

Хрюша: - Спасибо, тебе Даша, я обязательно буду следовать этим правилам».

Воспитатель. Ребята, разве Хрюша правильно поступал, когда забывал кран закрывать и тратил много воды? (Ответы детей)

Воспитатель. Повторите правила для Хрюши, как нужно экономить воду, чтобы он точно всё запомнил? (Советы детей)

                Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И тихонько все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5-ти считаем.        

Глазки открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Феечка- копеечка. Ребята, а электричество вы умеете экономить? Что случится, если отключится электричество? (Ответы детей)

Феечка- копеечка. Что будет, если включить в доме все электроприборы: утюг, пылесос, телевизор, компьютер? (Может все перегореть, будет болеть голова от шума).

Феечка- копеечка. Правильно, но чтобы у нас в доме была вода и электричество за них нужно платить деньги. 

Воспитатель. Ребята,  за что еще платят деньги? (ответы детей)

Дидактическая игра «Что можно купить за деньги»

Феечка- копеечка. А сейчас посмотрите на экран .

(Показать  на экране российские деньги)

Воспитатель. Какие бывают деньги? (Ответы детей).  Правильно, деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги это «монеты». Феечка- копеечка . К деньгам тоже нужно относиться бережно, как к воде и к электричеству. Скажите, где можно хранить деньги? (Ответы детей)

Феечка- копеечка. Вы сегодня много узнали об экономике и интересно рассказывали. Молодцы! Я дарю вам в группу  эту копилку.

Воспитатель. Спасибо тебе, Феечка- копеечка, за подарок. А ты приходи к нам еще в гости, до свидания!

Рефлексия. Воспитатель. Ответьте мне, пожалуйста, что мы должны экономить дома? (Электричество, воду, деньги)

Дети составляют разрезные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Невыдуманная история Феечки Копеечки»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

Методическая разработка конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)

Конспект  занятия по  формированию основ  финансовой  грамотности.«Увлекательное путешествие с Феечкой Копеечкой» (воспитанники 6-7 лет)....

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Феечка- копеечка в гостях у ребят» для детей средней группы

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое...

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "По следам Феечки Копеечки"

Творческо - исследовательский проект по финансовой грамотности...

Конспект НОД с элементами финансовой грамотности "Увлекательное приключение с Феечкой Копеечкой"

Конспект содержит материал по ФЭМП с элементами финансовой грамотности. В системе дошкольного образования математика занимает одно из ведущих мест, а финансовая грамотность включает в себя множество п...