Академия Гнома-Эконома
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: Формирование базисных знаний о финансах и экономике.
Программные задачи:
Образовательные. Создать условия для осмысления детьми представлений о том, как у людей могут появиться деньги. Закреплять знания о профессиях и особенностях различного труда. Познакомить с понятиями «товар – услуга», «доход – расход». Выяснить, что не всё покупается за деньги. Учить применять первичные экономические знания на практике, решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы. Определить в процессе экспериментальной деятельности надежность, безопасность денежных средств (купюр и монет). Создать условия для установления причинно-следственных связей в процессе практической деятельности;
Развивающие. Стимулировать логику и мышление, развивать различные виды восприятия, зрительно-двигательную моторику, умение составлять целую картинку из частей без опорного образца, стремление высказывать свое мнение и его обосновывать; обогащать словарный запас. Развивать умение анализировать, сопоставлять результаты исследований.
Воспитательные. Вызывать желание в будущем зарабатывать деньги для своего благополучия; воспитывать бережное и экономное отношение к вещам и деньгам, бытовую практичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_akdemiya_gnoma-ekonoma.docx | 273.89 КБ |
akademiya_gnoma-ekonoma.pdf | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области»
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Поступаем в академию Гнома-эконома»
воспитатель:
Иванова Алёна Михайловна
Высшая квалификационная категория
Невель
2024
Цель: Формирование базисных знаний о финансах и экономике.
Программные задачи:
Образовательные. Создать условия для осмысления детьми представлений о том, как у людей могут появиться деньги. Закреплять знания о профессиях и особенностях различного труда. Познакомить с понятиями «товар – услуга», «доход – расход». Выяснить, что не всё покупается за деньги. Учить применять первичные экономические знания на практике, решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы. Определить в процессе экспериментальной деятельности надежность, безопасность денежных средств (купюр и монет). Создать условия для установления причинно-следственных связей в процессе практической деятельности;
Развивающие. Стимулировать логику и мышление, развивать различные виды восприятия, зрительно-двигательную моторику, умение составлять целую картинку из частей без опорного образца, стремление высказывать свое мнение и его обосновывать; обогащать словарный запас. Развивать умение анализировать, сопоставлять результаты исследований.
Воспитательные. Вызывать желание в будущем зарабатывать деньги для своего благополучия; воспитывать бережное и экономное отношение к вещам и деньгам, бытовую практичность.
Предварительная работа: знакомство с профессиями, особенностями различного труда и соответствующими инструментами; сюжетно-ролевые игры по профессиям; рассматривание денежных знаков; закрепление состава числа и навыков счета; презентации «Как появились деньги», просмотр тематических серий «Уроки тетушки Совы», «Фиксики»; чтение тематической детской литературы «Муха-цокотуха», «Миша бизнесмен» и др., рассматривание детских журналов и комиксов с экономическими сюжетами; тренинг «Собери денежку»; взаимодействие с родителями по вопросу семейного бюджета, доходов и расходов.
Оборудование: аудиозапись от Гнома-эконома, картинки, изображающие Гнома и здание его академии; письмо с заданиями от Гнома; маркеры, «лабораторное оборудование»: ножницы, ручка, ёмкость с водой, весы, 100 рублей купюрой и монетами, банковская пластиковая карта, карта для фиксации результатов экспериментов, маркеры,
Ход занятия
Мотивационно-целевой этап: Приветствие.
Собрались все дети в круг, (встать в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг. (руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (улыбаемся)
Внезапно раздается звук СМС, воспитатель включает голосовое сообщение – «Добрый день, девчонки и мальчишки! Вас беспокоят из Всероссийской денежной академии. Я ее директор, меня зовут Гном-эконом. Я живу, не тужу, с экономикой дружу, и других обучаю. Приглашаю вас поучиться в нашей академии! Мои ученики знают, как заработать деньги, правильно их тратить и стать успешными. Я отправил вам письмо с заданиями, справитесь – станете моими учениками! Желаю успехов! До связи!».
Ориентировочный этап. Как же нам попасть в академию Гнома-эконома? (Ответы детей.) Правильно надо выполнить все задания быстро и правильно. А вы знаете, что в каждом учебном заведении есть своя форма? В академии Гнома – это вот такие галстуки. Давайте оденем их.
Поисково-исследовательский и практический этапы
Задание Гнома-эконома1.
А вот и первое задание: отгадать загадку.
Важную роль они в жизни играют,
Что-то купить они нам помогают,
Ими налоги мы платим, услуги,
За продукты и наши досуги.
Они бывают в разном оттенке,
Это, конечно же – (деньги)
Задание Гнома-эконома 2
Вопросы: «Где может человек взять деньги? Что нужно, чтобы стать богатым и успешным?»
- Просто так деньги не заработать – нужно учиться и получить профессию. Давайте поговорим, кто как деньги зарабатывает? Для начала назовите, какие профессии вы знаете? А кто уже решил, кем он станет, когда вырастет? А чем будешь заниматься, выбрав данную профессию?
Отгадывание загадок о профессиях
- А теперь отгадаем загадки от Гнома.
Скажи мне, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты? …(повар)
- Что бы вы заказали приготовить повару? Обратите внимание – люди этой профессии производят ТОВАР, его можно потрогать, съесть, в общем, взять в руки.
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем,
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит …(пожарный)
- А как вы думаете, пожарный производит товар? Люди этой профессии оказывают нам услугу.
Профессию художника дети угадывают по показу действий педагогом.
- Художник производит товар – рисует картины, которые мы можем повесить на стену в квартире, или подарить друзьям.
Профессию парикмахера дети угадывают по инструментам из чемоданчика.
- Как вы думаете, парикмахер производит товар? Люди этой профессии оказывают нам услугу.
- Итак, мы с вами узнали, что есть профессии по производству товаров, а есть по оказанию услуг. Запомните! А как вы думаете, какая профессия главная? И есть ли вообще на Земле такая?
Задание Гнома-эконома 3.
- Когда человек получает профессию, он может заработать деньги – это доход. Деньги мы приносим в семью. А все деньги, которые появляются в семье – это семейный бюджет. Когда деньги в семью поступают – это доход, когда семья тратит деньги – это расход. Гном-эконом предлагает определить, какие бывают доходы и расходы у семьи. Для этого поиграем в игру «Семейный бюджет» (у каждого ребёнка карточка и он определяет – доход это или расход).
Задание Гнома-эконома 4.
- У вас есть деньги. Что бы вы хотели купить для себя?
- Давайте подумаем, а все ли можно купить?
- Гном-эконом предлагает следующее задание: рассортировать карточки и определить, что можно, а что нельзя купить за деньги. (у каждого ребёнка по 2 карточки: одна с тем, что можно купить за деньги, а вторая с тем, что нельзя купить за деньги)
Физкультминутка
А теперь немного отдохнём.
По дорожке Петя шёл, (шагаем)
Петя денежку нашёл. (наклон)
А монеточка упала, (присед)
Покатилась и пропала. (присед)
И-ди, бе-ги, (шаг, потом бег на месте)
Скорее денежку найди! (остановиться и показывая на пол, развести руки в стороны).
(2 раза провести с детьми, а третий раз дети проводят самостоятельно, в это время воспитатель переодевается в Гнома-эконома)
- А третий раз я хочу посмотреть, как вы самостоятельно выполните физкультминутку!
Опыты в лаборатории Гнома-эконома.
- Здравствуйте дети! Я – Гном-эконом. Вы успешно справились с моими заданиями и я рад приветствовать вас в своей академии! А кто помнит, о чём была моя самая первая загадка? Да, о деньгах. А какие они бывают? Давайте их рассмотрим. (рассматриваем купюры, металлические монеты, электронные карты)
- Интересно, какие же деньги более удобны в использовании: монеты или купюры, а может быть лучше всего банковская карта?
Давайте в моей лаборатории проверим, какие деньги лучше.
Опыт 1
Гном: Очень интересно, а деньги могут испортиться? Какие денежные знаки самые крепкие? Это мы можем выяснить опытным путем. Предлагаю провести эксперимент «Что прочнее?»
Постановка цели: Дети, нам нужно определить, что произойдет с деньгами, если подвергнуть их физическому воздействию.
Определение гипотезы: Как вы думаете, при применении физической силы, какие деньги сохранятся лучше? (Гипотеза: при применении физической силы не испортятся только монеты).
Ход опыта: Обратите внимание на карту, здесь мы будем фиксировать результаты.
Попробуйте деньги разрезать, разломать, помять, порвать (выполнение опыта). Результаты опыта занесите в карту. Сформулируйте вывод и озвучьте его.
Вывод: Монета лучше. Она не мнётся, не ломается, не режется и не рвется.
Материал: купюра 100 рублей, монета, пластиковая карта, молоток, ножницы, маркер.
Опыт 2.
Гном: Мы деньги резали, ломали, интересно, а что будет с деньгами, если их намочить?
Определение гипотезы: Как вы думаете, при намачивании денег водой, какая денежная единица не испортится? (Гипотеза: при намачивании денег водой бумажная купюра испортится, а монеты и пластиковая карта выступают в роли гуся из поговорки «Как с гуся вода»)
Ход опыта: Опустите деньги в воду, можно пополоскать, потереть. Зафиксируйте результаты эксперимента в таблице. К какому выводу вы пришли?
Вывод: при взаимодействии с водой монеты не испортятся в отличие от бумажных денег и пластиковой карты.
Материал: 2 - 3 ёмкости с водой, купюра 100 рублей, монета, пластиковая карта
Опыт 3.
Гном: Интересно, сколько весят деньги? Какие деньги самые тяжелые, а какие самые легкие?
Что бы это выяснить, проведём эксперимент «Сколько весит 100 рублей?»
Определение гипотезы: Как вы думаете, что тяжелее 100 рублей монетами, купюрами или банковской картой? (Гипотеза: 100 рублей монетами весит больше, чем 100 рублей купюрами и картой).
Ход опыта: Сравним вес монет и купюры, вес монет и карты, вес карты и купюры (выполнение опыта). Результаты опыта занесите в карту. Какой вывод можно сделать? Вывод: 100 рублей монетами весит больше, чем 100 рублей купюрами и картой.
Материал: весы, купюра 100 рублей, монеты, пластиковая карта.
Гном: Посмотрите на итоговую таблицу.
Дети рассматривают таблицу, сравнивают результаты, рассуждают
В ходе экспериментов мы убедились, что по одним свойствам выигрывают монеты, по другим – купюры и банковские карты, при определенных обстоятельствах нам необходимо иметь как банковские карты, так и монеты, и купюры.
Рефлексивно-оценочный этап
- Итак, сегодняшний разговор о деньгах или финансах подошел к завершению. Но, мне хотелось поиграть с вами ещё. У меня есть кубик, на каждой его стороне есть вопрос. Каждый из вас бросит кубик и ответит на вопрос. (кубик Блума с вопросами по рефлексии)
Мы разбирались с деньгами, как их получить, на что и как правильно потратить. А чтобы нам стать по-настоящему грамотными в экономике и финансах, необходимо продолжать обучение, и на прощание хочу вручить документы о поступлении в академию финансовой грамотности.
(вручение документов)
В документе Девиз:
Экономику мы любим
Обещаем не болтать,
А серьёзно будем думать
И все заданья выполнять!
.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки гнома Эконома
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности. На мой в...
Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»
Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....
Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»
Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...
Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"
Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...
Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»
Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».
Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».Возрастная группа: старшая.Образовательная область: познавательное ра...
Папка-передвижка "В гостях у гнома Эконома"
Папка - передвижка "В гостях у гнома Эконома" расскажет родителям о рациональном использовании денег, о важности экономии. Финансовая грамотность – это особое качество человека, к...