Академия Гнома-Эконома
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Иванова Алёна Михайловна

Цель: Формирование базисных знаний о финансах и экономике.

Программные задачи:

Образовательные. Создать условия для осмысления детьми представлений о том, как у людей могут появиться деньги. Закреплять знания о профессиях и особенностях различного труда. Познакомить с понятиями «товар – услуга», «доход – расход». Выяснить, что не всё покупается за деньги. Учить применять первичные экономические знания на практике, решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы. Определить в процессе экспериментальной деятельности надежность, безопасность денежных средств (купюр и монет). Создать условия для установления причинно-следственных связей в процессе практической деятельности;

Развивающие. Стимулировать логику и мышление, развивать различные виды восприятия, зрительно-двигательную моторику, умение составлять целую картинку из частей без опорного образца, стремление высказывать свое мнение и его обосновывать; обогащать словарный запас. Развивать умение анализировать, сопоставлять результаты исследований.

Воспитательные. Вызывать желание в будущем зарабатывать деньги для своего благополучия; воспитывать бережное и экономное отношение к вещам и деньгам, бытовую практичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_akdemiya_gnoma-ekonoma.docx273.89 КБ
PDF icon akademiya_gnoma-ekonoma.pdf1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»

г. Невеля Псковской области»

ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500

телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Поступаем в академию Гнома-эконома»

https://3.bp.blogspot.com/-JgrF5Arznfs/XKix7rXCU5I/AAAAAAAANNA/7JFl8rFhCqAtF77OZqdeoG_f--gxGNOpQCLcBGAs/s1600/t_1_kazki.png https://3.bp.blogspot.com/-JgrF5Arznfs/XKix7rXCU5I/AAAAAAAANNA/7JFl8rFhCqAtF77OZqdeoG_f--gxGNOpQCLcBGAs/s1600/t_1_kazki.png

воспитатель:

Иванова Алёна Михайловна

Высшая  квалификационная категория

Невель

2024

Цель: Формирование базисных знаний о финансах и экономике.

Программные задачи:

Образовательные. Создать условия для осмысления детьми представлений о том, как у людей могут появиться деньги. Закреплять знания о профессиях и особенностях различного труда. Познакомить с понятиями «товар – услуга», «доход – расход». Выяснить, что не всё покупается за деньги. Учить применять первичные экономические знания на практике, решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы. Определить в процессе экспериментальной деятельности надежность, безопасность денежных средств (купюр и монет). Создать условия для установления причинно-следственных связей в процессе практической деятельности;

Развивающие. Стимулировать логику и мышление, развивать различные виды восприятия, зрительно-двигательную моторику, умение составлять целую картинку из частей без опорного образца, стремление высказывать свое мнение и его обосновывать; обогащать словарный запас. Развивать умение анализировать, сопоставлять результаты исследований.

Воспитательные. Вызывать желание в будущем зарабатывать деньги для своего благополучия; воспитывать бережное и экономное отношение к вещам и деньгам, бытовую практичность.

Предварительная работа: знакомство с профессиями, особенностями различного труда и соответствующими инструментами; сюжетно-ролевые игры по профессиям; рассматривание денежных знаков; закрепление состава числа и навыков счета; презентации «Как появились деньги», просмотр тематических серий «Уроки тетушки Совы», «Фиксики»; чтение тематической детской литературы «Муха-цокотуха», «Миша бизнесмен» и др., рассматривание детских журналов и комиксов с экономическими сюжетами; тренинг «Собери денежку»; взаимодействие с родителями по вопросу семейного бюджета, доходов и расходов.

Оборудование: аудиозапись от Гнома-эконома, картинки, изображающие Гнома и здание его академии; письмо с заданиями от Гнома; маркеры, «лабораторное оборудование»: ножницы, ручка, ёмкость с водой, весы, 100 рублей купюрой и монетами, банковская пластиковая карта, карта для фиксации результатов экспериментов, маркеры,

Ход занятия

Мотивационно-целевой этап: Приветствие.

Собрались все дети в круг, (встать в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг. (руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся! (улыбаемся)

Внезапно раздается звук СМС, воспитатель включает голосовое сообщение – «Добрый день, девчонки и мальчишки! Вас беспокоят из Всероссийской денежной академии. Я ее директор, меня зовут Гном-эконом. Я живу, не тужу, с экономикой дружу, и других обучаю. Приглашаю вас поучиться в нашей академии! Мои ученики знают, как заработать деньги, правильно их тратить и стать успешными. Я отправил вам письмо с заданиями, справитесь – станете моими учениками! Желаю успехов! До связи!».

Ориентировочный этап. Как же нам попасть в академию Гнома-эконома? (Ответы детей.) Правильно надо выполнить все задания быстро и правильно. А вы знаете, что в каждом учебном заведении есть своя форма? В академии Гнома – это вот такие галстуки. Давайте оденем их.

Поисково-исследовательский и практический этапы

Задание Гнома-эконома1.

А вот и первое задание: отгадать загадку.

Важную роль они в жизни играют,

Что-то купить они нам помогают,

Ими налоги мы платим, услуги,

За продукты и наши досуги.

Они бывают в разном оттенке,

Это, конечно же – (деньги)

Задание Гнома-эконома 2

Вопросы: «Где может человек взять деньги? Что нужно, чтобы стать богатым и успешным?»

- Просто так деньги не заработать – нужно учиться и получить профессию. Давайте поговорим, кто как деньги зарабатывает? Для начала назовите, какие профессии вы знаете? А кто уже решил, кем он станет, когда вырастет? А чем будешь заниматься, выбрав данную профессию?

Отгадывание загадок о профессиях

- А теперь отгадаем загадки от Гнома.

Скажи мне, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? …(повар)

- Что бы вы заказали приготовить повару? Обратите внимание – люди этой профессии производят ТОВАР, его можно потрогать, съесть, в общем, взять в руки.

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем,

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит …(пожарный)

- А как вы думаете, пожарный производит товар? Люди этой профессии оказывают нам услугу.

Профессию художника дети угадывают по показу действий педагогом.

- Художник производит товар – рисует картины, которые мы можем повесить на стену в квартире, или подарить друзьям.

Профессию парикмахера дети угадывают по инструментам из чемоданчика.

- Как вы думаете, парикмахер производит товар? Люди этой профессии оказывают нам услугу.

- Итак, мы с вами узнали, что есть профессии по производству товаров, а есть по оказанию услуг. Запомните! А как вы думаете, какая профессия главная? И есть ли вообще на Земле такая?

Задание Гнома-эконома 3.

- Когда человек получает профессию, он может заработать деньги – это доход. Деньги мы приносим в семью. А все деньги, которые появляются в семье – это семейный бюджет. Когда деньги в семью поступают – это доход, когда семья тратит деньги – это расход. Гном-эконом предлагает определить, какие бывают доходы и расходы у семьи. Для этого поиграем в игру «Семейный бюджет» (у каждого ребёнка карточка и он определяет – доход это или расход).

Задание Гнома-эконома 4.

- У вас есть деньги. Что бы вы хотели купить для себя?

- Давайте подумаем, а все ли можно купить?

- Гном-эконом предлагает следующее задание: рассортировать карточки и определить, что можно, а что нельзя купить за деньги. (у каждого ребёнка по 2 карточки: одна с тем, что можно купить за деньги, а вторая с тем, что нельзя купить за деньги)

Физкультминутка

А теперь немного отдохнём.

По дорожке Петя шёл, (шагаем)

Петя денежку нашёл. (наклон)

А монеточка упала, (присед)

Покатилась и пропала. (присед)

И-ди, бе-ги, (шаг, потом бег на месте)

Скорее денежку найди! (остановиться и показывая на пол, развести руки в стороны).

(2 раза провести с детьми, а третий раз дети проводят самостоятельно, в это время воспитатель переодевается в Гнома-эконома)

- А третий раз я хочу посмотреть, как вы самостоятельно выполните физкультминутку!

Опыты в лаборатории Гнома-эконома.

- Здравствуйте дети! Я – Гном-эконом. Вы успешно справились с моими заданиями и я рад приветствовать вас в своей академии! А кто помнит, о чём была моя самая первая загадка? Да, о деньгах. А какие они бывают? Давайте их рассмотрим. (рассматриваем купюры, металлические монеты, электронные карты)

- Интересно, какие же деньги более удобны в использовании: монеты или купюры, а может быть лучше всего банковская карта?

Давайте в моей лаборатории проверим, какие деньги лучше.

Опыт 1

Гном: Очень интересно, а деньги могут испортиться? Какие денежные знаки самые крепкие? Это мы можем выяснить опытным путем. Предлагаю провести эксперимент «Что прочнее?»

Постановка цели: Дети, нам нужно определить, что произойдет с деньгами, если подвергнуть их физическому воздействию.

Определение гипотезы: Как вы думаете, при применении физической силы, какие деньги сохранятся лучше? (Гипотеза: при применении физической силы не испортятся только монеты).

Ход опыта: Обратите внимание на карту, здесь мы будем фиксировать результаты.

Попробуйте деньги разрезать, разломать, помять, порвать (выполнение опыта). Результаты опыта занесите в карту. Сформулируйте вывод и озвучьте его.

Вывод: Монета лучше. Она не мнётся, не ломается, не режется и не рвется.

Материал: купюра 100 рублей, монета, пластиковая карта, молоток, ножницы, маркер.

Опыт 2.

Гном: Мы деньги резали, ломали, интересно, а что будет с деньгами, если их намочить?

Определение гипотезы: Как вы думаете, при намачивании денег водой, какая денежная единица не испортится? (Гипотеза: при намачивании денег водой бумажная купюра испортится, а монеты и пластиковая карта выступают в роли гуся из поговорки «Как с гуся вода»)

Ход опыта: Опустите деньги в воду, можно пополоскать, потереть. Зафиксируйте результаты эксперимента в таблице. К какому выводу вы пришли?

Вывод: при взаимодействии с водой монеты не испортятся в отличие от бумажных денег и пластиковой карты.

Материал: 2 - 3 ёмкости с водой, купюра 100 рублей, монета, пластиковая карта

Опыт 3.

Гном: Интересно, сколько весят деньги? Какие деньги самые тяжелые, а какие самые легкие?

Что бы это выяснить, проведём эксперимент «Сколько весит 100 рублей?»

Определение гипотезы: Как вы думаете, что тяжелее 100 рублей монетами, купюрами или банковской картой? (Гипотеза: 100 рублей монетами весит больше, чем 100 рублей купюрами и картой).

Ход опыта: Сравним вес монет и купюры, вес монет и карты, вес карты и купюры (выполнение опыта). Результаты опыта занесите в карту.  Какой вывод можно сделать? Вывод: 100 рублей монетами весит больше, чем 100 рублей купюрами и картой.

Материал: весы, купюра 100 рублей, монеты, пластиковая карта.

Гном: Посмотрите на итоговую таблицу.

Дети рассматривают таблицу, сравнивают результаты, рассуждают

В ходе экспериментов мы убедились, что по одним свойствам выигрывают монеты, по другим – купюры и банковские карты, при определенных обстоятельствах нам необходимо иметь как банковские карты, так и монеты, и купюры.

Рефлексивно-оценочный этап

- Итак, сегодняшний разговор о деньгах или финансах подошел к завершению. Но, мне хотелось поиграть с вами ещё. У меня есть кубик, на каждой его стороне есть вопрос. Каждый из вас бросит кубик и ответит на вопрос. (кубик Блума с вопросами по рефлексии)

           Мы разбирались с деньгами, как их получить, на что и как правильно потратить. А чтобы нам стать по-настоящему грамотными в экономике и финансах, необходимо продолжать обучение, и на прощание хочу вручить документы о поступлении в академию финансовой грамотности.

(вручение документов)

В документе Девиз:

Экономику мы любим

Обещаем не болтать,

А серьёзно будем думать

И все заданья выполнять!

.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки гнома Эконома

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования первоначальных основ социальной и познавательной активности личности.         На мой в...

Викторина по экономическому воспитанию в подготовительной группе на тему:«Знатоки гномы Экономы»

Разработка моего конспекта викторины - это итог моей работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы....

Конспект маршрутной игры «Путешествие с гномом Экономом»

Цели: Развитие социально-экономической компетенции дошкольника через интеграцию экономических знаний...

Веб-квест "Путешествие с гномом Экономом"

Образовательный веб-квест (интернет проект) – это созданный педагогом сайт в интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернет...

Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»

Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...

Непрерывная образовательная познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».

Непрерывная образовательная  познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Сундук Гнома Эконома».Возрастная группа: старшая.Образовательная область: познавательное ра...

Папка-передвижка "В гостях у гнома Эконома"

Папка - передвижка "В гостях у гнома Эконома" расскажет родителям о рациональном использовании денег, о важности экономии. Финансовая грамотность – это особое качество человека, к...